Дело № 2а-4535/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 22 августа 2019 года
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Елькиной С.Л.,
с участием старшего помощника прокурора
Кировского района города Санкт-Петербурга ФИО1,
при секретаре Козине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Кировский районный суд города Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Морские ворота (далее - ИКМО Морские ворота) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Морские ворота от 18.07.2019 № 3.2 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 90 ФИО3 В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота (далее - МС МО Морские ворота) от 19.06.2019 № 03/01 на 08.09.2019 назначены выборы депутатов
муниципального совета муниципального образования муниципального округа Морские ворота шестого созыва. Административный истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 90. ФИО2 полагает оспариваемое решение ИКМО Морские ворота незаконным по тем основания, что кандидатом ФИО3 представлены в избирательную комиссию не все документы, необходимые в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата: среди документов, представленных заинтересованным лицом в ИКМО Морские ворота для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имеются документы, оформленные с нарушением требований закона; в документах, представленных заинтересованным лицом в ИКМО Морские ворота для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, содержатся не все сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ). ФИО2 полагает, что регистрация кандидата ФИО3, не выполнившего все требования закона нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании.
Административный истец ФИО2 надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности ФИО4
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что основанием для отмены регистрации кандидата ФИО3 является невозможность идентифицировать кем были заверены: копия диплома и копия паспорта кандидата, поскольку при заверении лицом, заверяющим не были указаны: дата заверения, расшифровка подписи; нарушение, предусмотренной приложением №8 к Федеральному закону № 67-ФЗ (далее - Приложение №8), формы подписных листов. Кандидатом неверно указано наименование муниципального представительного органа, в который баллотируется кандидат, а именно в заголовках всех подписных листов, присутствуют слова «внутригородского» и «Санкт-Петербурга». В соответствии с Уставом муниципального образования Морские ворота в наименовании муниципального совета муниципального образования Морские ворота, указанные слова отсутствуют. Кроме того, форма подписного листа принудительно предписывает в заголовке подписного листа в составе сведений о кандидате указывать не полный адрес места жительства, а место проживания, которое заканчивается наименованием населенного пункта. В нарушение этого во всех подписных листах ФИО3 указан полный адрес его места жительства с указанием номера дома и квартиры, что ставит его в неравное положение с другими кандидатами. По мнению административного истца, раскрытие более полной информации об адресе своего места жительства перед избирателями во время сбора подписей, способно в положительном ключе повлиять на их волеизъявление в отношении такого кандидата, как о полностью открытом и доступном для общения с людьми, сформировать положительное отношение к нему у избирателей в контексте предстоящего 08.09.2019 голосования на выборах, что нарушает принцип равенства кандидатов. Все подписные листы ФИО3 не в полном объеме оплачены из средств избирательного фонда, поскольку из всех заголовков подписных листов ФИО3 с очевидностью следует, что вся информации по нему и его баллотированию вписана рукописным способом красителем синего цвета. Означенные сведения являются заведомо оформительскими, а значит изначально, до начала сбора подписей избирателей должны быть уже принудительно внесены в бланк подписного листа. Следовательно, внесение указанных сведений и информации рукописным способом в заголовки подписных листов, то есть рукописное заполнение заголовков подписных листов, должно быть оплачено из избирательного фонда кандидатов хотя бы на стоимость пишущего прибора. В заявлении баллотироваться ФИО3 указано, что он дает согласие баллотироваться в муниципальный совет внутригородского образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота, однако такого, указанного им в заявлении, представительного органа не существует поскольку, согласно уставу ст.22 п.
5 верное наименование представительного органа - муниципальный совет муниципального образования муниципальный округ Морские ворота. Подписные листы ФИО3 оформлены с нарушением ст. 37 ФЗ-67 поскольку не содержат нумерации: нет принудительно проставленных номеров подписных листов, за исключением первого. В заверении своих подписных листов ФИО3 как сборщиком подписей не корректно указана дата его рождения и дата выдачи его паспорта. В соответствии с п. 3 и 5 ст. 2 Федерального закона «Об исчислении времени» в дате должен содержаться порядковый номер календарного года в соответствии с григорианским календарем, что предусматривает 4 цифры, первая пара из которых представляет собой указание века, что у ФИО3 отсутствует. Подписной лист содержащий подписи под № 1-3, в заверении у сборщика неверно указано наименование субъекта РФ и района («лен. Обл.» и «Выборский», без буквы «г»), а также номер паспорта (цифра «2 вместо правильной «8»), что не соответствует действительности и препятствует однозначному восприятию этой информации. Подписной лист, содержащий подписи под №№ 4-6, в заголовочной части неверно указано наименование субъекта РФ «Ленинграбская область», вместо «Ленинградская область», а также отчество кандидата «Николевич» вместо правильного «Николаевич», что также не соответствует действительности и препятствует однозначному восприятию этой информации. Подписной лист, содержащий подписи под №№ 7-9 в заголовочной части неправильно указана фамилия и отчество кандидата - «Потипов» и «Неколаевич», соответственно. В заверении подписного листа с подписями №№ 10-12 в заверении у сборщика подписи неправильно указано наименование района «Выборгскй», буква «и» в окончании отсутствует.
Представитель ИКМО Морские ворота, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать. По обстоятельствам спора представитель
административного ответчика суду пояснил, что пункте 1 статьи 1 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота, принятым постановлением
Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Морские ворота Санкт-Петербурга от 02.08.2005 № 17/1 в редакции от 19.12.2018 (далее - Устав) официальное наименование муниципального образования - внутригородское муниципальное образование Санкт- Петербурга муниципальный округ Морские ворота. В пункте 3 статьи 1 Устава указано, что Муниципальный образование вправе иметь собственные официальные символы, описание и порядок использования которых утверждается нормативным правовым актом Муниципального Совета Муниципального образования. По смыслу указанных положений, наименование муниципального совета следует читать, как «Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота». ФИО3 указано наименование муниципального совета в соответствии с действующим законодательством. Более того, ФИО2 в административном исковом заявлении руководствуется тем же наименованием, которое оспаривает. Федеральный закон № 67-ФЗ и Закон Санкт-Петербурга № 303-46 не содержат требований к заполнению адреса места жительства кандидата в подписных листах. ФИО3 указаны все сведения, относящиеся к обязательным требованиям согласно установленной форме подписного листа, указанным в приложении №8 к Федеральному закону № 67-ФЗ. В части орфографических ошибок, допущенных ФИО3, полагает, что они не искажают смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов. Более того, ошибки, допущенные в подписных листах в части указания отчества и фамилии кандидата, населенного пункта, субъекта, свидетельствует о технической ошибке, а не о сокрытии или предоставлении недостоверной информации.
Заинтересованное лицо ФИО3, извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств и заявлений не представил.
Старший помощник прокурора Кировского района Санкт-Петербурга ФИО1 в судебном заседании полагала административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Избирательная комиссия Санкт-Петербурга была уведомлена о принятии к производству суда административного иска в порядке части 1 статьи 243 КАС РФ.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 №303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга № 303-46).
Порядок и условия выдвижения кандидата содержаться в статье 33 Федерального закона 67-ФЗ и ст. 22 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Пунктом 3 статьи 33 указанного Федерального закона определено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в статье 22 Закона Санкт- Петербурга №303-46.
Необходимым условием регистрации кандидата на выборах является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой должно быть подтверждено определенным в законе количеством подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ и ст. 25 Закона Санкт-Петербурга № 303-46).
Как установлено судом в процессе рассмотрения спора, решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота (далее - МС МО Морские ворота) от 19.06.2019 № 03/01 на 08.09.2016 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципального округа Морские ворота шестого созыва.
ФИО2 выдвинутый в порядке самовыдвижения, на основании решения ИКМО Морские ворота № 3.6 от 08.07.2019, является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета
внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга
муниципального округа Морские ворота шестого созыва по
многомандатному избирательному округу № 90.
ФИО3, выдвинутый в порядке самовыдвижения, на основании решения ИКМО Морские ворота № 3.2 от 18.07.2019 также является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета
внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга
муниципального округа Морские ворота шестого созыва многомандатному избирательному округу № 90.
Согласно Подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, выданному в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, ФИО3
в 11:05 часов представил в ИКМО Морские ворота: заявление о согласии баллотироваться; копию паспорта; копию диплома об образовании; справку, подтверждающую сведения об основном месте работы; сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде; копию свидетельства СНИЛС. Из содержания указанного документа следует, что ФИО3 получил разрешение на открытие специального избирательного счета.
в 12:50 согласно Подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, ФИО3 представил в ИКМО Морские ворота подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей; документ подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, вместе с платежными документами, подтверждающими факт оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда; данные об изменениях в сведения о кандидате, ранее представленных в ИКМО (справку об отсутствии изменений на дату подачи второго пакета документов); первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
По итогам рассмотрения заявления о выдвижении и представленных документов, ИКМО Морские ворота принято оспариваемое решение.
В силу пункта 5 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов)
По существу заявленных административных исковых требований судом установлено следующее:
Согласно подпунктам "в.1" и "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Применительно к фактическим основаниям заявленных административных исковых требований, судом установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться, поданном 08.07.2019, ФИО3 указал, что он дает согласие баллотироваться в муниципальный совет внутригородского образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота.
В силу пункта 1 статьи 22 Устава Муниципальный Совет является постоянно действующим представительным органом Муниципального образования.
Из содержания пунктов 5 и 6 статьи 22 Устава официальное наименование Муниципального Совета - Муниципальный Совет муниципального образования муниципальный округ Морские ворота. Сокращенное наименование Муниципальный Совет МО МО Морские ворота.
Проанализировав приведенные нормы законодательства Российской Федерации о выборах, суд приходит к выводу о том, что указание в заявлении, в строке о наименовании представительного органа муниципального образования более подробной информации, касающейся указания на то, что Муниципальный Совет муниципального образования муниципальный округ Морские ворота является «внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга» не свидетельствует о несоблюдении формы заявления, поскольку более расширенное изложение наименования муниципального образования при правильном указании самого наименования данного органа и даты проведения выборов не искажает смысла содержащихся в заявлении сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
Более того, оспариваемое решение о регистрации кандидата содержит такое же наименование представительного органа муниципального образования, как и указал в подписных листах ФИО3
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ 5. подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 26 Закона Санкт- Петербурга № 303-46.
Как было указано, 09.07.2019 кандидат представил в ИКМО Морские ворота 5 подписных листов, содержащих 14 подписей избирателей, собранными в указанную дату.
Одновременно кандидатом был представлен первый финансовый отчет кандидата, справка об открытии специального избирательного счета открытого в ПАО Сбербанк России 08.07.2019, выписка из специального избирательного счета за период 08.07.2019, платежное поручение № 316131 от 08.07.2019 года на оплату по счету № 439 от 08.07.2019 в сумме 250 рублей. Из указанных документов следует, что ООО "ОНИКС" изготовило и передало ФИО3 подписные листы - бланки А4 10 штук, оплата которых была произведена 08.07.2019 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что из данных документов следует, что подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата ФИО3 изготовлены ООО "ОНИКС", оплачены за счет средств специального избирательного счета кандидата. В связи с этим, суд находит несостоятельным довод административного истца о том, что все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, являются недействительными, поскольку, данные подписи собраны с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5 статьей 37 и подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Суд находит основанным на неправильном толковании закона довод ФИО2 о том, что из средств избирательного фонда должна быть оплачена стоимость пишущего прибор, который был использован ФИО3 при рукописном собственноручном заполнении подписных листов, поскольку ни Федеральный закон № 67-ФЗ, ни Закон Санкт-Петербурга № 303 -46 данного требования не содержит.
В соответствии с п. 16 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде.
В силу пункта 8 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования устанавливается согласно Приложению №8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ по итогам такой проверки недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов,
уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов,
уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список
кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к указанному федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего федерального закона.
Аналогичные правила содержатся в подпунктах «з» и «и» пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67- ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Из материалов административного дела видно, что 09.07.2019 ФИО3 представил в ИКМО Морские ворота 5 подписных листов, содержащих 14 подписей избирателей.
Во всех представленных кандидатом подписных листах, в их верхней части, в строке о наименовании представительного органа муниципального образования указано следующее: "Выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота".
Согласно пункту 1 статьи 1 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота, принятым постановлением Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Морские ворота Санкт-Петербурга от 02.08.2005 № 17/1 (в редакции от 19.12.2018 № 07/1) официальное
наименование муниципального образования - внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота.
В силу пункта 1 статьи 22 Устава Муниципальный Совет является постоянно действующим представительным органом Муниципального образования.
Из содержания пунктов 5 и 6 статьи 22 Устава официальное наименование Муниципального Совета - Муниципальный Совет муниципального образования муниципальный округ Морские ворота. Сокращенное наименование Муниципальный Совет МО МО Морские ворота.
Проанализировав приведенные нормы законодательства Российской Федерации о выборах, суд приходит к выводу о том, что указание в подписных листах, в строке о наименовании представительного органа муниципального образования более подробной информации, касающейся указания на то, что Муниципальный Совет муниципального образования муниципальный округ Морские ворота является «внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга» не свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку более расширенное изложение наименования муниципального образования при правильном указании в подписном листе самого наименования данного органа и даты проведения выборов не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
Более того, оспариваемое решение о регистрации кандидата содержит такое же наименование представительного органа муниципального образования, как и указал в подписных листах ФИО3
Также судом установлено, что во всех представленных подписных листах в строке о наименовании субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, ФИО3 указан адрес проживания, содержащий название улицы, номера дома и квартиры. Таким образом, кандидат представил полные сведения о своем месте проживания.
Суд считает, что указание в подписных листах более подробных, чем требуется законом, сведений об адресе места жительства кандидата не свидетельствует об изменении установленной законом формы. Таким образом, суд приходит к выводу, что формы подписных листов представленных ФИО3, соответствуют требованиям Федерального закона № 67-ФЗ. Нарушения принципа равенства кандидатов, по мнению суда, не усматривается.
Истец ссылается также на то, что в заверении своих подписных листов ФИО3, как сборщиком подписей, не корректно указана дата его рождения и дата выдачи его паспорта. В соответствии с п. 3 и 5 ст. 2 Федерального закона «Об исчислении времени» в дате должен содержаться порядковый номер календарного года в соответствии с григорианским календарем, что предусматривает 4 цифры, первая пара из которых представляет собой указание века, что у ФИО3 отсутствует.
С 01 июля 2002 г. принят и введен в действие Постановлением Госкомитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 января 2002 г. N 39-ст Межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 8601-2001 "СМБИД. Представление дат и времени. Общие требования", предусматривающий написание даты в двух форматах (год в дате проставляется четырьмя арабскими цифрами или двумя последними цифрами года), Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени", так же как и избирательное законодательство, не содержит обязательных требований к написанию календарных дат, утверждение истца о том, что сокращенное написание в дате рождения и дате выдачи паспорта одной из составляющей (года рождения и выдачи паспорта) является основанием для признания 14 подписей недействительным ввиду указания в подписных листах сведений о дате рождения и дате выдаче паспорта ФИО3, в неполном объеме, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Также в обоснование требований административный истец ссылается на то, что в подписном листе с подписями под №№ 1-3 неверно указан номер паспорта сборщика подписей (указана цифра «2», вместо цифры «8»).
Однако, суд полагает, что данный довод ошибочный, поскольку согласно подписному листу с подписями под №№ 1-3 из раздела в котором указаны данные сборщика подписей усматривается, что подписной лист удостоверен ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <адрес>, проставлено число и подпись сборщика подписей. Таким образом, из данного подписного листа усматривается, что номер паспорта, указанный в нем, соответствует номеру паспорта, выданному на имя ФИО3
Также в качестве довода обоснованности своих исковых требований административный истец ссылается на то, что в подписных листах с подписями под №№ 4-6 и №№ 7-9, в части указания данных кандидата, кандидатом неверно указано отчество кандидата на подписном листе с подписями №№ 4-6 указано «Николевич», а на подписном листе с подписями под №№ 7-9 указано «Неколаевич» вместо «Николаевича». Также в подписном листе с подписями под №№ 7-9 в части указания фамилии кандидатом неправильно указана фамилия: «Потипов», а надо «Потапов».
Суд, исследовав копии представленных подписных листов полагает, что данный довод заслуживает внимания, поскольку:
Согласно части 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются согласно приложения 8 к настоящему федеральному закону.
Действующее избирательное законодательство различает требования к форме подписного листа и требования к его заполнению (пункт 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Последствия нарушения требований к заполнению подписных листов, установленные подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно данной норме, недействительными признаются все подписи избирателей, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме и не соответствуют действительности.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела копий предоставленных кандидатом подписных листов усматривается, что в подписных листах с подписями под №№ 4-6 и №№ 7-9, в части указания данных кандидата, кандидатом указано отчество кандидата на подписном листе с подписями №№ 4-6 указано «Николевич», а на подписном листе с подписями под №№ 7-9 указано «Неколаевич», однако согласно документам, удостоверяющим личность заинтересованного лица, заинтересованное лицо является ФИО3.
Таким образом, на указанных подписных листах сведения о кандидате указаны не соответствующие действительности, в связи с чем, указание в подписном листе недостоверных сведений в части данных кандидата искажает смысл содержащихся в подписном листе сведений, препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и нарушает принципа равенства кандидатов.
Ссылка ответчика на особенности почерка заинтересованного лица не принимается судом во внимание, поскольку: разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что в ходе исследования подписных листов, персональные данные с выявленными недостатками исполнены четко и однозначно, хорошо читаемы, несоответствия персональных данных не вызваны особенностями почерка кандидата.
В соответствии с Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 128/986-6, где Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, давая в пункте 12 подраздела 3.2 "Основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными" разъяснения подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, указала, что подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности либо подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей и не достигшим к моменту сбора подписей 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона). Аналогично пунктам 5 и 8 настоящего подраздела. Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными, либо проверяющим самостоятельно, либо на основании официальных справок уполномоченных органов.
Таким образом, подпись признается недействительной в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В подпункте "д" пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона указано, что недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявленные 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом является безусловным и достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Учитывая, что указанные подписные листы с подписями под №№ 4-6 и №№ 7-9 сведения о кандидате не соответствуют действительности, а фактически подписные листы оформлены не в поддержку кандидата в депутаты ФИО5, а других лиц, суд полагает, что подписи под №№ 4-9 подлежат признанию недействительными.
С учетом положения ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи
избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей,
зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме
одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, а также с учетом того, что при исключении из количества подписей избирателей в поддержку ФИО3, подписей под №№ 4-9, количество подписей в поддержку данного кандидата составляет менее 10, а именно 8 (14-6), что менее установленной Федеральным законом нормы (п. 1 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), суд приходит к выводу, что решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга
Муниципальный округ Морские ворота от 18 июля 2019 года № 3.2 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу №90 ФИО3 является не законным, так как на момент его вынесения отсутствовало необходимое количество достоверных и действительных подписей для регистрации ФИО3 в качестве кандидата на вышеуказанную выборную должность.
Также, согласно положениям пункта 16 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Аналогичные положения содержит ч. 12 ст. 26 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», согласно которой подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в указанную избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
Судом первой инстанции установлено, что подписные листы не пронумерованы, что нарушает требования п. 16 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Кроме того, подписные листы кандидата ФИО3 в нарушение пункта 14 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ содержат единую нумерацию подписей избирателей, что свидетельствует о нарушении кандидатом формы подписного листа, влекущем в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 названного выше Федерального закона недействительность всех подписей избирателей во всех представленных кандидатом подписных листах.
Кроме того, суд полагает обоснованным довод административного истца о том, что документы, заверенные кандидатом ФИО3, заверены ненадлежащим образом.
Согласно п. 5. 26 ГОСТ 7.0.97-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом "подпись" и включает: слово "Верно"; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа).
Как следует из документов, предоставленных ФИО3 в ИК МО Морские ворота: копии паспорта гражданина РФ и копии диплома, данные копии заверены путем внесения на них записи «Копия верна» и подписи, без расшифровки данных о лице его заверившим и даты заверения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2 об отмене решения о регистрации кандидата от 18 июля 2019 года № 3.2.
Руководствуясь ст. 174-177, 241-244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота от 18 июля 2019 года № 3.2 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу №90 ФИО3.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий судья: