Дело № 2а -4537/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07.09.2016 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
судьи Елясовой А.Г.
при секретаре Лепехиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Бийска о признании постановления администрации города Бийска противоречащим действующему законодательству,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Бийска обратился в Бийский городской суд Алтайского края с административным иском к администрации города Бийска, попросив суд признать противоречащим закону и недействующим Положение о представлении субсидий в связи с текущим содержанием и текущим ремонтом линий уличного освещения, утвержденное постановлением администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора города Бийска Захарова Н.Е. в полном объеме поддержала заявленные требования, подтвердив в их обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации города Бийска и заинтересованного лица МКУ «Финансовое управление Администрации г. Бийска» Пошнева О.А. исковые требования прокурора города Бийска не признала, указав на отсутствие оснований для их удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации города Бийска № «О предоставлении субсидий в связи с текущим содержанием и текущим ремонтом линий уличного освещения» утверждено Положение о предоставлении субсидий в связи с текущим содержанием и текущим ремонтом линий уличного освещения (далее – Положение).
Данное Постановление и Положение ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в официальном печатном органе Администрации и Думы города Бийска - газете «Муниципальный вестник» №.
Пунктом 1.1 Положения предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – исполнителям работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с организацией (осуществлением): деятельности по текущему содержанию линий уличного освещения (подп. «а»), деятельности по текущему ремонту линий уличного освещения (подп. «б»).
Согласно п.1.2 Положения право на получение субсидий в указанных выше целях имеют лица, осуществляющие эксплуатацию линий уличного освещения, находящихся в муниципальной собственности закрепленных за Получателем субсидий на снованиях, предусмотренных действующим законодательством (л.д.7).
В соответствии с ч.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании п.3 ч.2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно ч.4 ст.8 решения Думы города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете города на 2016 год» постановлениями Администрации города определяются:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в бюджет города в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органом муниципального финансового контроля.
Порядок определения размера субсидии и конкретный получатель субсидии определяются в соответствии с порядком, предусмотренным Администрацией города Бийска для предоставления соответствующей субсидии.
Ведомственной структурой расходов бюджета города на 2016 год (приложение № к решению Думы города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ№) предусмотрены расходы на предоставление субсидий (<данные изъяты>).
В соответствии с ч.6 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.5 ч.1 ст.60 «Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края» от 03.07.2005 N 77, принятого решением Думы г.Бийска от 23.06.2005 № 250, в систему муниципальных правовых актов города входят постановления и распоряжения Администрации города.
Форма и процедура принятия оспариваемого Постановления администрации города Бийска № 2749 «О предоставлении субсидий в связи с текущим содержанием и текущим ремонтом линий уличного освещения» соответствуют вышеуказанным нормам.
Согласно п.п.5, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В силу п.п.4,6 ст.42 «Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края» от 03.07.2005 N 77, принятого решением Думы г.Бийска от 23.06.2005 № 250, администрация города: организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения организует благоустройство территории города (включая освещение улиц).
В соответствии с п.п.6,12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под содержанием автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Порядок организации благоустройства города Бийска, включая освещение городских территорий, регулируется Правилами благоустройства города Бийска, утвержденных Постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ N №
В силу п.83. Правил благоустройства города Бийска строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляются специализированными организациями на основании муниципальных контрактов, заключенных с уполномоченным муниципальным заказчиком.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организация благоустройства города, в том числе освещения улиц, относится к вопросам местного значения и является муниципальной нуждой.
В силу ст.54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
Соответственно, использование средств местного бюджета, направляемых на оплату работ (услуг) для организации благоустройства города и дорожной деятельности, включая освещение улиц, обусловлено необходимостью применения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч.3 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения государственных или муниципальных нужд осуществляется закупка товара, работы, услуги, которая начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Вместе с тем, оспариваемое Положение предусматривает субсидирование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам затрат, связанных с выполнением работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, что противоречит вышеуказанным нормам.
Следовательно, требование административного истца о признании противоречащим федеральному законодательству Положения о предоставлении субсидий в связи с текущим содержанием и текущим ремонтом линий уличного освещения, утвержденного Постановлением администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ№, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Возражая против заявленных требований, административный ответчик, в том числе, указал, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. При этом в силу ст.ст.17,18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст.209 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления имеет право на определение способа решения вопросов местного значения, в том числе, создавать унитарные предприятия и учреждения, передавать в оперативное управление созданного им унитарного предприятия любое движимое или недвижимое имущество, определять форму расходования бюджетных средств: ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд либо предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
С указанными доводами административного ответчика суд не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 – ч.3 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно справке МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» от ДД.ММ.ГГГГ линии уличного освещения, относящиеся к собственности муниципального образования город Бийск, не являются объектами муниципальной казны (л.д.30).
Линии уличного освещения закреплены в хозяйственное ведение МУП г. Бийска «БийскСвет» (л.д.32-35).
Как следует из устава МУП г. Бийска «БийскСвет», Муниципальное унитарное предприятие города Бийска «БийскСвет» создано на основании Постановления администрации города Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учредителем предприятия является муниципальное образование город Бийск в лице муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска».
Предметом деятельности предприятия является осуществление деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов (техническое обслуживание, профилактические работы, текущие и несложные аварийные работы) по следующим видам работ: эксплуатация внешних систем электроснабжения; эксплуатация внутренних систем электроснабжения; эксплуатация систем наружного освещения; осуществление деятельности по эксплуатации подъемных сооружений (автовышек, подъемников); текущее содержание, текущий ремонт и монтаж систем освещения и светофорных объектов для автомобильных дорог; производство земляных работ; производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи; производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы; производство бетонных и железобетонных работ; монтаж металлических строительных конструкций (л.д.152-174).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о предоставлении субсидий в связи с текущим содержанием и текущим ремонтом линий уличного освещения, утвержденного Постановлением администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ№, право на получение субсидий в указанных целях имеют лица, осуществляющие эксплуатацию линий уличного освещения, находящихся в муниципальной собственности и закрепленных за получателем субсидий на основаниях, предусмотренных действующим законодательством.
На основании Соглашения о предоставлении субсидий от 11.01.2016 г., заключенного между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» и МУП г. Бийска «БийскСвет», МУП г. Бийска «БийскСвет» является получателем субсидий в 2016 году в соответствии с вышеуказанным Положением (л.д.36-39).
Таким образом, единственным юридическим лицом, имеющим право на получение субсидий, предусмотренных оспариваемым Положением, является МУП г. Бийска «БийскСвет», за которым на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество – линии уличного освещения.
Между тем, в силу п.4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено создание казенного предприятия в случае, если преобладающая часть услуг предназначена для нужд муниципального образования. Возможность передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение унитарному предприятию законодательством не предусмотрена, исходя из определенного им содержания права хозяйственного ведения на передаваемое собственником унитарному предприятию имущество, которое он должен использовать в соответствии с предметами и целями своей деятельности, извлекая из него прибыль.
Согласно ст.ст.69,69.1,72,78 Бюджетного кодекса РФ обеспечение государственных (муниципальных) нужд осуществляется путем закупок товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, тогда как субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг, не связанных с обеспечением муниципальных нужд.
Следовательно, оказание МУП г. Бийска «БийскСвет» услуг для муниципальных нужд, связанных с содержанием линий уличного освещения, должно осуществляться по правилам, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании контракта, заключенного по результатам торгов.
При этом в соответствии с ч.4 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участником закупки может являться любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Оспариваемое Положение, устанавливая право на получение субсидий за лицами, за которыми закреплено муниципальное имущество в виде линий уличного освещения, влечет ограничение конкуренции для иных хозяйствующих субъектов.
Принимая во внимание, что оспариваемое Положение устанавливает иной порядок финансирования услуг для муниципальных нужд, то есть путем субсидирования, а не по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", данное Положение должно быть признано недействительным в целом, как противоречащее федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора города Бийска удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Положение о предоставлении субсидий в связи с текущим содержанием и текущим ремонтом линий уличного освещения, утвержденное Постановлением администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ№, со дня вступления в законную силу решения суда.
Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Положения о предоставлении субсидий в связи с текущим содержанием и текущим ремонтом линий уличного освещения, утвержденного Постановлением администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ№, подлежит опубликованию в газете «Муниципальный вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Г. Елясова