Дело № 2а-453/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Верхняя Тойма 25 октября 2017 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Королевой Я.А.
при секретаре Филипповой Е.А.
с участием
помощника прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Барушева Д.В.,
представителя административного ответчика – администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» Маскальчук Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Богданов А.Л. обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» о признании бездействия администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» по не обеспечению пассажирского транспортного сообщения по маршруту «пос. Северный – с. Верхняя Тойма» незаконным и обязании обеспечить пассажирское транспортное сообщение по маршруту «пос. Северный – с. Верхняя Тойма» в срок до 01 января 2018 года. В обоснование заявления указал, что прокуратурой района по обращению руководителя Верхнетоемского отделения РОО «Совет женщин Архангельской области» Малеевой Г.И. проведена проверка исполнения законодательства об организации регулярных транспортных перевозок пассажиров и багажа, в результате которой выявлено, что каких-либо транспортных услуг населению по пассажирским перевозкам по маршруту № 184 в границах муниципального района от с. Верхняя Тойма до населенных пунктов Окуловская, Осяткино и Северный МО «Выйское» Верхнетоемского района Архангельской области не предоставляется. Выявленные нарушения в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора района Барушев Д.В. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме.
В своем отзыве глава МО «Верхнетоемский муниципальный район» Вьюхина Н.В. указала о наличии муниципального маршрута регулярных автобусных перевозок № 184 «Северный – Верхняя Тойма». Транспортное сообщение по указанному маршруту обязано осуществлять Двинское УМПАТП, которое в настоящее время признано банкротом. Другие индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, не заинтересованы в осуществлении подобных перевозок. Кроме того, согласно реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок, маршрут «Северный – Верхняя Тойма» проходит по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области, а именно «Белореченский – Красная – Кода – Осяткино – Окуловская», «Двинской – Белореченский», «Верхняя Тойма – Тимошино – Семеновская», «Верхняя Тойма – Черный Ручей». Автомобильная дорога «Белореченский – Красная – Кода – Осяткино – Окуловская» на своем протяжении имеет пересечение с водными преградами – р. Выя, р. Пинега, р. Яба, р. Илеша, р. Малая Кода, где отсутствуют мосты и движение, по которым в летний период времени до льдообразования при низком уровне воды осуществляется вброд. В связи с дождливым летом 2017 года уровень воды в указанных реках оставался высоким, что не позволяло осуществлять безопасное прохождение автобусов по ним.
Представитель административного ответчика – администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» Маскальчук Е.А. в судебном заседании поддержала представленный в материалы дела отзыв, по изложенным в нем доводам. Дополнительно пояснила, что автомобильные дороги, по которым проходит маршрут № 184, относятся в основном к V категории дорог. Кроме того, обратила внимание суда на приказ Минтранса РФ от 15 января 2014 года № 7, в пункте 61 которого указано об организации автобусных перевозок только на автомобильных дорогах с I по IV категорию и о возможности организации регулярного автобусного движения на участках дорог V категории в целях осуществления автобусных перевозок на подъездах к сельским населенным пунктам автобусами, относящимися к категории транспортных средств М2, при наличии на участках таких дорог твердого дорожного покрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также местных уширений проезжей части, достаточных для разъезда транспортных средств в зоне видимости с транспортными средствами встречного направления движения с соблюдением Правил дорожного движения и требований безопасности, предъявляемых к транспортным средствам, обеспечивающим данные перевозки.
В своем отзыве представитель заинтересованного лица - заместитель директора ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Кудинов И.Н. пояснил, что согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального значения к таким дорогам относятся автомобильные дороги «Верхняя Тойма –Тимошино» протяженностью 31,782 км, «Верхняя Тойма – Черный Ручей» протяженностью 26,671 км, «Белореченский – Красная – Кода – Осяткино – Окуловская» протяженностью 103,074 км, в том числе зимник протяженностью 28,674 км, «Двинской – Белореченский» протяженностью 71,000 км, в отношении которых «Архангельскавтодор» осуществляет дорожную деятельность. Автомобильная дорога, соединяющая д. Окуловская с пос. Северный не поименована в Перечне, не находится в государственной собственности Архангельской области, в связи с чем дорожная деятельность «Архангельскавтодор» в отношении нее не осуществляется. Из технического паспорта на автомобильную дорогу «Белореченский – Красная – Кода – Осяткино – Окуловская» следует, что на ней расположены водные преграды: р. Выя, р. Пинега, р. Яба, р. Малая Кода, которые являются зимником, то есть искусственным дорожным сооружением, предназначенным для эксплуатации исключительно в зимний период года.
Заинтересованное лицо - ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», надлежащим образом извещенное о дате и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, ходатайств об отложении рассмотрения дела и об уважительности причин неявки суду не представило.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ОГИБДД ОМВД России «Красноборский» (дислокация с. Верхняя Тойма) Бечин А.И. пояснил, что ранее по указанному маршруту осуществлялось автомобильное транспортное сообщение сначала администрацией МО «Выйское», затем автотранспортным предприятием. При проведении несколько лет назад обследования указанного автобусного маршрута было установлено несоответствие дороги, по которой проходит маршрут, требованиям безопасности дорожного движения. Администрации района было предложено закрыть данный маршрут, но в тоже время представлялось возможным организовывать временные, сезонные маршруты при наличии соответствующего разрешения органа исполнительной власти. В 2014-2015 годах такие распоряжения издавались главой администрации района. По дороге данного маршрута имеются водные преграды в виде рек, но в настоящее время в связи с аварийностью мостов через них сделаны металлические танковые мосты, а также имеется брод. Считаю, что транспортное сообщение по маршруту «Северный – Верхняя Тойма» должно быть обеспечено и соответствовать требованиям безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судом, прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства, связанного с обеспечением автомобильного транспортного обслуживания жителей населенных пунктов Окуловская, Осяткино и Северный МО «Выйское» Верхнетоемского района Архангельской области.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Верхнетоемский муниципальный район» к вопросам местного значения МО «Верхнетоемский муниципальный район» относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Верхнетоемского муниципального района.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 14 и ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения … уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, … для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения … уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона. Ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным … органом местного самоуправления.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3, п.п. 11, 12, 13, 15, 16 ч. 8 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Архангельской области от 30.05.2014 № 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области» под организацией транспортного обслуживания понимается комплекс мероприятий правового, экономического, организационно-распорядительного характера, реализуемых органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления и перевозчиками в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных автобусных перевозках. К полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе, осуществление действий по определению подрядчиков, с которыми заключаются муниципальные контракты; заключение с подрядчиками муниципальных контрактов; организация и проведение открытых конкурсов на право осуществления регулярных автобусных перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам; осуществление в пределах своей компетенции контроля за осуществлением регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам в части выполнения перевозчиками условий муниципальных контрактов, свидетельств об осуществлении регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам, в том числе с использованием средств навигации; рассмотрение ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам подрядчиков, с которыми заключены муниципальные контракты, перевозчиков, которым выданы свидетельства об осуществлении регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам. Организация транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, в пределах территории которого организуется транспортное обслуживание (далее - муниципальный нормативный правовой акт).
Постановлением главы МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 20 мая 2016 года № 11/5 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Верхнетоемского района, из которого следует, что маршрут № 184 «Северный – Верхняя Тойма» осуществляется Двинским УМПАТП. Указанный маршрут осуществляется по промежуточным остановочным пунктам, расположенных в следующих населенных пунктах: пос. Северный, дер. Окуловская, пос. Осяткино, пос. Кода, пос. Красная, пос. Белореченский, пос. Двинской, дер. Трофимовская, дер. Николаевская, дер. Лобановская, дер. Варзеньга, дер. Мартемьяновская, дер. Голубинская, дер. Сумароковская, дер. Малетинская, и пролегает по следующим автомобильным дорогам, а именно «Белореченский – Красная – Кода – Осяткино – Окуловская», «Двинской – Белореченский», «Верхняя Тойма – Тимошино – Семеновская», «Проезд по ул. Лесная», «Верхняя Тойма – черный Ручей».
Статьей 30 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» закреплено, что в границы муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» входят территории муниципальных образований … «Верхнетоемское», «Выйское», «Горковское», «Двинское» …. В границы муниципального образования «Верхнетоемское» входят территории деревень … Варзеньга, Голубинская, Лобановская, Малетинская, Мартемьяновская, Сумароковская, и села Верхняя Тойма. В границы муниципального образования «Двинское» входят территории деревень … Трофимовская, … и поселка Двинской. В границы муниципального образования «Горковское» входят территории поселков Белореченский, Кода, Красная. В границы муниципального образования «Выйское» входят территории деревень … Окуловская, и поселков Осяткино, Северный.
В судебном заседании нашло подтверждение обстоятельство того, что муниципальный маршрут № 184 «Северный – Верхняя Тойма» на момент рассмотрения административного дела не функционирует.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, сторонами не оспариваются.
Со стороны административного ответчика в пределах своей компетенции отсутствует должный контроль за осуществлением регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам в части выполнения перевозчиками условий муниципальных контрактов.
То обстоятельство, что в настоящее время предприятие – перевозчик не осуществляет транспортное обслуживание населения по муниципальному маршруту «Северный – Верхняя Тойма» вследствие признания его банкротом, не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него обязанности в виде создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Верхнетоемского муниципального района.
Доводы представителя ответчика о невозможности осуществления транспортных услуг населению по маршруту «Северный - Верхняя Тойма» со ссылкой на пункт 61 приказа Минтранса России от 15.01.2014 № 7 являются несостоятельными, поскольку указанный нормативный правовой акт является ведомственным и направлен на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. При этом, указанный приказ не освобождает органы самоуправления от исполнения обязанностей, возложенных на них федеральными законами.
Кроме того, приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» содержит в разделе V подраздел «Обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях», к которым относятся перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды; маршруты, проходящие по трудным участкам пересеченной местности (пункт 72).
В судебном заседании со стороны административного ответчика каких-либо доказательств невозможности оказания транспортных услуг населению по муниципальному маршруту «Северный – Верхняя Тойма» не представлено.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
По смыслу ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определенный прокурором срок до 01 января 2018 года для исполнения решения суда суд считает разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
Невыполнение ответчиком в полном объеме обязанностей, закрепленных за ним федеральными законами, по обеспечению пассажирского транспортного сообщения по маршруту «Северный – Верхняя Тойма» суд признает незаконным бездействием.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район», выразившееся в не обеспечении пассажирского транспортного сообщения по маршруту «Северный – Верхняя Тойма» Верхнетоемского района Архангельской области, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» обеспечить пассажирское транспортное сообщение по маршруту «Северный – Верхняя Тойма» Верхнетоемского района Архангельской области в срок до 01 января 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноборский районный суд Архангельской области по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3.
Решение в окончательной форме принято 30 октября 2017 года.
Председательствующий Я.А. Королева
Копия верна. Судья Я.А. Королева