Дело № 2а-8/2022
УИД 22RS0032-01-2020-000279-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
г. Горняк 20 апреля 2022 года
Судья Локтевского районного суда Алтайского края Шелков Д.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Зориной У.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Горняка Локтевского района Алтайского края о признании правового акта незаконным и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
ВЛоктевский районный суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Горняка Локтевского района Алтайского края о признании правового акта незаконным и обязании совершить действия обратился прокурор Локтевского района Алтайского края.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Локтевского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при установлении размера платы за содержание жилого помещения для жителей многоквартирных домов на территории г.Горняка Локтевского района Алтайского края.
23.12.2019 администрацией г. Горняка принято Постановление № 381 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края». Постановление размещено на сайте МО «Локтевский район» на странице городского поселения «г. Горняк».
Данным постановлением для благоустроенных неаварийных многоквартирных домов размер платы за содержание жилого помещения установлен от 14 рублей 84 копеек до 25 рублей 29 копеек за 1 кв.м, в зависимости от этажности и степени благоустройства.
Этим же постановлением признано утратившим силу Постановление администрации г.Горняка от 25.10.2018 № 321 (в редакции Постановления от 31.01.2019 № 17), которым для благоустроенных неаварийныхмногоквартирных домов были установлены размеры платы за содержание жилого помещения от 11 рублей 84 копеек до 14 рублей 18 копеек за 1 кв.м, в зависимости от этажности и степени благоустройства.
С 01.01.2020 на территории г. Горняка управление многоквартирными домами осуществляет ООО «Горняк», которое в своей деятельности применяет размер платы за содержание жилого помещения, установленный Постановлением администрацией г. Горняка от 23.12.2019 № 381.
Конкретный размер платы за содержание жилого помещения, выраженный в рублях за 1 кв.м. в месяц, для каждого многоквартирного дома, переданного в управление ООО «Горняк», указан в Постановлении администрации г. Горняка от 23.12.2019 № 383 «О назначении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых, собственниками помещений в многоквартирных домах, не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», исходя из размера платы, установленного постановлением от 23.12.2019 № 381.
В соответствии с ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическимирекомендациями.
Органами местного самоуправления г. Горняка правовой акт об определении предельного индекса изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае, если собственники помещений и многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, не принимался.
Методические рекомендации, предусмотренные ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 № 213/пр.
Согласно п.4.1 данных Методических рекомендаций предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен.
Для Алтайского края по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай индекс потребительских цен на товары и услуги за 2019 г. составил 103,3 (3,3%).
Размер платы за содержание жилого помещения был установлен Постановлением администрации г. Горняка от 25.10.2018 № 321 (в редакции постановления от 31.01.2019 № 17), изменение размера платы возможно только в соответствии с положениями ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ при наличии муниципального правового акта об определении предельных индексов изменения размера платы за содержание жилого помещения.
Замена управляющей компании в качестве основания для изменения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрена.
Установленный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также порядок их оказания и выполнения в 2019-2020 гг. не изменялся.
Кроме того, установлено, что ряд работ, указанных в Перечне работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением администрации г.Горняка от 23.12.2019 № 381, не соответствует требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Так, в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ, отсутствуют работы по установлению «маяков» на стенах для наблюдения деформации (п.2.3.4.5 Перечня, утвержденного постановлением от 23.12.2019 № 381), контроль за состоянием люков, дверей на чердаки, запорных устройств на них (п.2.3.4.6.6) и ряд других, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 описание работ в пп.2.3.4.3.6,2.3.4.4.6, 2.3.4.5.4, 2.3.4.6.13 и других.
В связи с выявленными нарушениями прокурором района на незаконный правовой акт администрации г. Горняка Локтевского района принесен протест, который рассмотрен главой администрации Локтевского района 10.04.2020 и отклонен со ссылкой на положения частей 1 и 3 ст.156 Жилищного кодекса РФ, п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2018 № 5-П. Также при отклонении протеста указано на нерегулярность изменения платы за содержание жилья с 2013 по 2018 г., в связи чем имеется необходимость ее значительного увеличения.
Вместе с тем, указанные в ответе на протест положения законодательства и решения Конституционного суда РФ и Пленума Верховного суда РФ не предполагают произвольного повышения размера платы за содержание жилого помещения в нарушение порядка, предусмотренного ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Поскольку принятым правовым актом администрации г. Горняка нарушаются права неопределенного круга лиц на установление размера платы за содержание жилого помещения, прокурор Локтевского района решил обратиться в суд с иском в порядке ст.39 КАС РФ.
С учетом уточненного административного искового заявления просит признать не действующим со дня вынесения Постановление администрации г.Горняка от 23.12.2019 № 381 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края». Признать не действующим со дня вынесения Постановление администрации г.Горняка от 23.12.2019 № 383 «О назначении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых, собственниками помещений в многоквартирных домах, не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления ни реализован, не определена управляющая организация».
В судебном заседании административный истец Инютин Д.М. требования поддержал, настаивал на удовлетворении уточненного административного иска.
Представитель административного ответчика, он же представитель заинтересованного лицаФИО8, представитель заинтересованного лица ФИО5 исковые требования не признали.
Представитель административного ответчика ФИО8, представитель заинтересованного лица - Инспекции строительства и жилищного надзора Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица, свидетеля ФИО6, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
23.12.2019 администрацией г. Горняка принято постановление № 381 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края», которым для благоустроенных неаварийных многоквартирных домов установлен размер платы за содержание жилого помещения.
Этим же постановлением признано утратившим силу постановление администрации г. Горняка от 25.10.2018 № 321 (в редакции постановления от 31.01.2019 №17).
Приложением № 1 к постановлению № 381 установлен минимальный перечень обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Текст постановления № 381 был официально опубликован на Официальном Интернет-портале МО «Локтевский район».
Конкретный размер платы за содержание жилого помещения, выраженный в рублях за 1 кв.м. в месяц, для каждого многоквартирного дома, переданного в управление ООО «Горняк», указан в постановлении администрации г. Горняка от 23.12.2019 № 383 «О назначении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых, собственниками помещений в многоквартирных домах, не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», исходя из размера платы, установленного постановлением от 23.12.2019 № 381.
Текст постановления № 383 был официально опубликован на Официальном Интернет-портале МО «Локтевский район».
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.7 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п.11 ч.1 ст.4 Жилищного кодекса Российской Федерации к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из положений ч.3 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления отнесено установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Также ч.4 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Таким образом, приложение №1 к Постановлению принято в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия.
Согласно п.36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Так, согласно ч.1 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Конкретные указания по расчету и определению размера платы содержатся в Методических рекомендациях по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр (пункты 3-4).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), согласно пункту 10 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункты «а» - «ж»).
Пункт 29 Правил содержания общего имущества предписывает определять расходы за содержание жилого помещения в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.04.2011 № 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
Таким образом, при определении размера платы за содержание жилого помещения органы местного самоуправления должны исходить из приведенных выше федеральных норм, предоставить расчеты, подтверждающие соблюдение норм жилищного законодательства и баланса интересов участников жилищных отношений.
В рассматриваемом деле, по мнению суда, такие доказательства экономического обоснования установленных размеров платы отсутствуют.
Заключением эксперта ФИО7№ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в перечне работ и услуг, указанных в п.2.3 (приложения №1 к постановлению Администрации г.Горняка Локтевского района Алтайского края от 23.12.2019 № 381) имеется много дополнительных работ, не учтенных в минимальном перечне, но относящихся к жилищным услугам, обеспечивающих надлежащее содержание МКД.
Как указано в п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства №290 от 03.04.2013 «В случае применения специальных технологий оказания услуг и выполнения работ в перечне работ и услуг наименование услуг и работ может отличаться от тех, которые указаны в минимальном перечне, указанном в п.2 настоящих Правил, но без изменения цели и результата оказания таких услуг и выполнения таких работ». Но данного факта экспертом не было обнаружено. Минимальный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества был дополнен требованиями других нормативных документов.
Исходя из данного обстоятельства не возможно утверждать, что перечень услуг и работ по содержанию МКД, утвержденный Администрацией г.Горняка Локтевского района соответствует требованиям предъявляемым постановлением правительства №290 от 03.04.2013 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», так как дополнительные работы были включены в состав перечня из других действующих нормативных документов.
Помимо данного факта, в перечне работ и услуг, утвержденном Администрацией г.Горняка Локтевского района отсутствуют некоторые виды работ, указанные в минимальном перечне, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
В ходе анализа расчетов Администрации г.Горняка Локтевского района Алтайского края по обоснованию размера платы на содержание жилого помещения в многоквартирных домах на 2020 год экспертом были получены следующие результаты:
- при расчете тарифа специалистами Администрации г.Горняка были допущены некоторые ошибки, часть из которых привели к незначительным изменениям тарифа.
Далее для оценки достаточности тарифа на обслуживание МКД был использован уже скорректированный тариф.
- при составлении бюджетов согласно скорректированного тарифа и оценки объема финансирования по отдельным статьям затрат можно сделать вывод о его достаточности в рамках прогнозных цен на 2020 год в соответствии с требованиями законодательства.
Заключение эксперта ФИО10№ от ДД.ММ.ГГГГ суд признает недопустимым доказательством по делу, поскольку в ходе проведения экспертного исследования эксперту не разъяснялись его права и обязанности, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а также имеет иные недостатки
Вместе с тем, ч.4 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Такие методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 № 213/пр.
Согласно п.п. 3.2 - 3.4 и 3.6 данных методических рекомендаций определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домов посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из названного минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг.
При осуществлении расчета (определения) средних значений размеров платы рекомендуется использовать информацию о принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решениях об утверждении платы за содержание жилого помещения исходя из названного минимального перечня и не предусматривающих дополнительных работ и услуг, размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а при ее отсутствии в указанной системе - информацию, хранящуюся в органе государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, посредством обращения в такой орган.
Плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Размер платы рекомендуется определять в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме в месяц.
Судом при рассмотрении и разрешении административного дела установлено, что приведенные положения методических рекомендаций не учтены органом местного самоуправления при принятии оспариваемого решения.
По смыслу методических рекомендаций экономически обоснованным можно признать среднее значение тарифов (платы) за содержание жилого помещения, определенное на основании решений об утверждении платы за содержание жилого помещения, которые приняты общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах в данном муниципальном образовании.
Возможность проведения органами местного самоуправления соответствующей ежегодной индексации размеров платы за жилое помещение, не только не противоречит требованиям действующего законодательства, но и прямо рекомендуется в отношении собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, с учетом соответствующего индекса потребительских цен.
В свою очередь, для Алтайского края по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай индекс потребительских цен на товары и услуги за 2019 год составил 103,3 (3,3%).
Таким образом, орган местного самоуправления мог индексировать размер платы только на 3,3 %.
На 2019 год был установлен размер платы за содержание и ремонт для благоустроенных неаварийныхмногоквартирных домов размеры платы за содержание жилого помещения от 11 рублей 84 копеек до 14 рублей 18 копеек за 1 кв.м, в зависимости от этажности и степени благоустройства.
На 2020 год был установлен размер платы за содержание и ремонт благоустроенных неаварийных многоквартирных домов за содержание жилого помещения от 14 рублей 84 копеек до 25 рублей 29 копеек за 1 кв.м, в зависимости от этажности и степени благоустройства.
Так, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - двухэтажные и одноэтажные благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой отопления, водоснабжения, водоотведения составил 16 рублей 84 копейки за 1 кв.м в месяц (ранее установленный 11 рублей 84 копейки). Индексация составила 42,23 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - трех-, четырех- и пятиэтажные благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой отопления, водоснабжения, водоотведения составил 17 рублей 57 копеек за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 11 рублей 84 копейки). Индексация составила 48,4 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - двухэтажные благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой отопления, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения составил 18 рублей 88 копеек за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 12 рублей 82 копейки). Индексация составила 47,27 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - пятиэтажные благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой отопления, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения составил 19 рублей 61 копейка за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 12 рублей 82 копейки). Индексация составила 52,96 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой водоснабжения и отопления, а также общедомовой выгребной ямой (септиком) составил 25 рублей 29 копеек за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 11 рублей 84 копейки). Индексация составила 113,6 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой водоснабжения, индивидуальным печным отоплением, а также общедомовой выгребной ямой (септиком) составил 16 рублей 26 копеек за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 14 рублей 18 копеек). Индексация составила 14,67 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой отопления, централизованной системой водоснабжения, а также общедомовой выгребной ямой (септиком), не имеющие земельного участка и помещений, входящих в состав общего имущества составил 19 рублей 09 копеек за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 14 рублей 18 копеек). Индексация составила 34,63 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - неблагоустроенные многоквартирные дома с индивидуальным печным отоплением, водоснабжением от колонки, с общедомовой выгребной ямой (септиком) составил 12 рублей 41 копейка за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 11 рублей 07 копеек). Индексация составила 12,1 %.
Доказательств соблюдения положений методических рекомендаций органом местного самоуправления суду не представлено.
Таким образом, органом местного самоуправления произведена индексация размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2020 году от 12,1 % до 113,6%, что не соответствует пункту 3.6 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 № 213/пр. Административным ответчиком значительно превышен индекс потребительских цен.
При таких обстоятельствах, следует сделать вывод, что органы местного самоуправления не изложили обоснование и расчет размеры платы, установленных в приложении №1 к Постановлению администрации г.Горняка от 23.12.2019 № 381 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края», провели индексацию размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2020 году не в соответствии с индексом потребительских цен. То есть, размеры платы в приложении № 1 являются произвольными и непроверяемыми.
Как указывалось выше, приложением №1 к Постановлению администрации г.Горняка от 29.12.2019 № 381 утверждены минимальный перечень обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением администрации г.Горняка от 23.12.2019 № 383 определена УО ООО «Горняк» для управления многоквартирными домами, перечисленными в Приложении №1 к настоящему постановлению, на период подготовки и проведения конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами с 01.01.2020 и до момента заключения договора управления многоквартирными домами по результатам конкурса или до выбора собственниками помещений способа управления многоквартирными домами, при этом, управляющей организации необходимо руководствоваться «Перечнем и стоимостью работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденному постановлением Администрации г.Горняка Локтевского района Алтайского края от 23.12.2019 № 381.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо гласит, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1, подпункты 1, 2, 3, 4 и 5 пункта 1.1). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 16).
Правительство Российской Федерации, утверждая своим Постановлением от 03.04.2013 № 290 (далее Правила №290) (в целях реализации полномочий, предоставленных ему частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, одновременно устанавливает Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно названным Правилам периодичность оказания и выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется и отражается в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом и с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации (а не нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления). По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2 и 5 Правил).
В соответствии с п.п. «б» п. 2 Правил № 290 перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В п.3 Правил № 290 приведены условия, определяющие подлежащий применению перечень услуг и работ.
Ни Жилищный Кодекс Российской Федерации, ни Правила №290 не закрепляют никаких полномочий органов местного самоуправления по установлению минимального перечня.
К компетенции органа местного самоуправления отнесено установление тарифа на содержание и ремонт жилого помещения в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений при утверждении собственниками помещений перечня услуг и работ, который должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного ими перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг.
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в сфере жилищного законодательства, отнюдь не предполагает установление нормативными правовыми актами органа местного самоуправления нормативов по эксплуатации и содержанию жилищного фонда, при этом снижающих уровень требований, предъявляемых к содержанию и эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установление минимального перечня обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме органом местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц в интересах которых обратился в суд административный истец, поскольку препятствует установлению конкретного перечня услуг и работ в договоре управления, а также принятию данного вопроса на собрании собственников.
Административным ответчиком не представлено доказательств соблюдение требований федерального законодательства при утверждении минимального перечня.
Приложение №1 к Постановлению принято с нарушением компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, Постановление администрации г.Горняка от 29.12.2019 № 381 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края», а также Постановление администрации г.Горняка от 23.12.2019 № 383 «О назначении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых, собственниками помещений в многоквартирных домах, не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» подлежат признанию незаконными.
Определяя момент, с которого указанное выше Постановление администрации г.Горняка от 29.12.2019 № 381 и Постановление администрации г.Горняка от 23.12.2019 № 383 должны быть признаны незаконными, а соответственно не действующими, суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, признает их не действующими со дня принятия.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать не действующим со дня вынесения Постановление администрации г.Горняка от 23.12.2019 № 381 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края».
Признать не действующим со дня вынесения Постановление администрации г.Горняка от 23.12.2019 № 383 «О назначении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых, собственниками помещений в многоквартирных домах, не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация».
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.Ю. Шелков