Дело № 2а-4541/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 29 мая 2018 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Королевой И.А.,
при секретаре Белой Ю.А.,
с участием:
представителя административного истца помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажмитдинова У.А.,
представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов ФИО1,
представителя заинтересованного лица Правительство Хабаровского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, об обязании провести работы по определению границ охранных зон природного парка «Вяземский», расположенного в Вяземском районе,
заинтересованное лицо: Правительство Хабаровского края
установил:
и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края об обязании провести работы по определению границ охранных зон природного парка «Вяземский», расположенного в Вяземском районе, указав в обоснование заявленных требований следующее. Во исполнения задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры «О проведении проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях» Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях Министерством природных ресурсов Хабаровского края по результатам которой установлено следующее. Проверкой, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что 98 ООПТ регионального значения Хабаровского края не имеют границ охранных зон, которые соответственно не внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом, Министерством природных ресурсов Хабаровского края мер для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий не принималось, работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение Правительства края проектов постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах не проводилась. Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 30 июня 2006 г. № 105-пр «Об образовании природных парков «Вяземский» и «Хосо», природный парк «Вяземский» является природоохранным, рекреационным учреждением, находящимся в ведении Правительства Хабаровского края, территория которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях, пунктом 1.6 положения которого предусмотрено, что вокруг природного парка может создаваться охранная зона с ограниченным режимом хозяйственной деятельности. Таким образом, Минприроды края не проведена работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение высшего исполнительного органа края проектов нормативных актов, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения, что не позволило исполнить Правительству края пункт 21 Правил по подготовке проекта решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка «Вяземский», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Учитывая то, что вопреки требованиям ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ в течение длительного времени границы охранных зон ООПТ краевого значения не определены и не поставлены на государственный кадастровый учет, отсутствие в едином государственном реестре недвижимости сведений о границах охранных зон ООПТ не позволяет в полной мере осуществлять их охрану. Подобная ситуация создает условия для незаконного использования охранных зон, как прилегающих территорий ООПТ, может повлечь за собой нанесение экологического ущерба, к невозможности взыскания причиненного природным объектам вреда и привлечения виновных лиц к ответственности. Таким образом, бездействие Минприроды края нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, право на защиту особо охраняемых природных территорий от незаконного воздействия третьих лиц, несанкционированного вторжения, загрязнения, возведения на них самовольных построек. Просит суд обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края со дня вступления в законную силу решения суда: провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны природного парка «Вяземский», расположенного в Комсомольском районе; провести работы по разработке проекта пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания охранной зоны природного парка «Вяземский», и установления ее границ; обеспечить в установленном порядке внесение на рассмотрение Правительства края вышеуказанного проекта решения, а также проекта пояснительной записки к нему в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Хабаровского края.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажмитдинов У.А заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края по доверенности ФИО1 административные исковые требования не признала, дав пояснения, аналогичные возражениям на административный иск, приобщенный к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица Правительства Хабаровского края по доверенности ФИО2 с заявленными требованиями прокурора не согласился, дал пояснения, аналогичные возражениям на административный иск, приобщенный к материалам дела.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 1 Постановления Пленума от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Из преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с ч. 10, 11 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Частью 4 ст. 2 вышеуказанного ФЗ, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении:
а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;
б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях Министерством природных ресурсов Хабаровского края.
В соответствии с результатами проверки установлено, что 92 особо охраняемых природных территории регионального значения Хабаровского края не имеют границ охранных зон, которые не внесены в государственный кадастр недвижимости. Министерством природных ресурсов Хабаровского края для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий, работа по разработке и обеспечении в установленном порядке внесения на рассмотрение Правительства края проектов постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах не проводилась.
По результатам проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министра природных ресурсов Хабаровского края внесено представление об устранении нарушений закона, в соответствии с которым прокурор потребовал безотлагательно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, рассмотреть представление и принять действенные меры по устранению выявленных причин и условий, способствующих совершению указанных в представлении нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Хабаровского края в адрес и.о. прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры направлен ответ, в котором указано, что в рамках полномочий Министерством природных ресурсов Хабаровского края обеспечено установление режимов особой охраны особо охраняемых природных территории краевого значения, обеспечивающих сохранность природных комплексов и объектов в границах таких территорий; перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения предметно изучен, Минприроды проанализирована необходимость предотвращения возможного негативного антропогенного воздействия, выработаны предложения по установлению охранных зон для ряда памятников природы, которые будут представлены на рассмотрение краевой рабочей группы по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия экологически устойчивому развитию Хабаровского края, созданной в соответствии с постановлением главы администрации Хабаровского края от 10.07.2000 № 243 «О краевой рабочей группе по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия экологически устойчивому развитию Хабаровского края».
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.06.2016 № 105-пр утверждено образование природных парков «Вяземский» и «Хосо». Указанным Постановлением также утверждено Положение о природном парке «Хосо».
В соответствии с п. 1.2. Положения, природный парк «Вяземский» является природоохранным, рекреационным учреждением, находящимся в ведении Правительства Хабаровского края, территории которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территории природного парка осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ и законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях. (п. 1.4.)
Вокруг природного парка может создаваться охранная зона с ограниченным режимом хозяйственной деятельности (п. 1.6.).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительством Российской Федерации утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.
Правила определяют порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.
Согласно п. 2 вышеуказанных Правил, охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.
Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками. Изменение границ охранных зон, а также режима охранных зон осуществляется в том же порядке, что и их создание.
В соответствии с п. 19 указанных Правил, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Как определено п. 21-24 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему.
Проект решения и пояснительная записка к нему направляются на согласование:
органу местного самоуправления (если предполагается, что создаваемая охранная зона природного парка или памятника природы регионального значения будет полностью или частично находиться в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования);
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (если планируется включение в границы создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности);
Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо предназначенные для реконструкции и строительства таких объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории);
Министерству обороны Российской Федерации;
Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации");
территориальному органу Федерального агентства по недропользованию;
территориальному органу Федерального агентства водных ресурсов;
территориальному органу Федерального агентства лесного хозяйства;
территориальному органу Федерального агентства по рыболовству.
Органы государственной власти, указанные в пункте 23 Правил, и орган местного самоуправления рассматривают проект решения и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации мотивированный отказ в его согласовании с приложением замечаний.
В соответствии с п. 1.1., 1.2. Положения о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр, Министерство природных ресурсов Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, проводящим государственную политику Хабаровского края и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий управление в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в области обращения с отходами, организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти края в случаях, установленных законодательством Российский Федерации и Хабаровского края.
Положением о министерстве природных ресурсов Хабаровского края установлено, что Министерство осуществляет в пределах установленной компетенции переданные краю полномочия Российской Федерации в области водных, лесных отношений, государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Министерство образовано в целях реализации полномочий края по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, управления и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, в целях развития горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, традиционных ресурсных и охотничьего промыслов, реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в крае.
Пунктом 2.2. Положения определено, разработка и реализация совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, министерствами края, иными органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, общественными организациями, хозяйствующими субъектами предложений по формированию государственной политики края в сфере природопользования и охраны окружающей среды, включающих подготовку новых и совершенствование действующих законов и иных нормативных актов края, разработку предложений по установлению размеров платежей за пользование природными ресурсами и их дифференциации, по совершенствованию налоговой политики в отношении предприятий и организаций, использующих природные ресурсы.
Разработка и обеспечение в установленном порядке внесения на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Законодательной Думы края, Губернатора и Правительства края проектов законов, указов, постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности использования, охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов, формирование благоприятного инвестиционного климата для развития добычи и переработки ресурсов, рост поступлений в бюджеты всех уровней.
Вместе с тем Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ» с 30 декабря 2013 года изменено правовое регулирование в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Положения, предусмотренные ч. 10 ст. 2 вышеуказанного ФЗ вступили в действие с принятием Федерального закона от 28.12.2013 №406-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ. До принятия ФЗ от 28.12.2013 № 406-ФЗ правовое регулирование создания охранных зон особо охраняемых природных территорий регулировалось ч. 3 ст. 2 ФЗ №33-ФЗ, п. 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 25.06.2012), в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Частью 4 ст. 95 Земельного кодекса (в редакции от 23.07.2013) также предусмотрено, что в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
То есть законодательством, действующим в период создания природного парка «Вяземский», не была предусмотрена обязанность создания на прилегающих к территории памятника природы земельных участках охранных зон, а указывалось на право их создания в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, Федеральным законом № 406-ФЗ статье 2 Федерального закона №33- ФЗ (в новой редакции) не только не придана обратная сила (распространение на правоотношения, возникшие до вступления в силу), но и установлены в ч. 3 ст. 10 переходные положения для особо охраняемых природных территорий, созданных до вступления в силу нормы ч. 10 ст. 2 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ.
Устанавливая новое правовое регулирование, законодатель, предусмотрев в ч. 3 ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 № 406-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территория» и отдельные законодательные акты РФ» правило о том, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, допустил тем самым и сохранение прежней правовой модели регламентации отношений в указанной сфере.
По указанным основаниям необоснованной суд признает ссылку прокурора на положения Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, в соответствии со ст. 2 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ (преамбула, п. 1 Постановления Правительства РФ № 138).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что при создании природного парка «Вяземский» органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления соблюдены все правила, предусмотренные действующим на тот момент времени законодательством.
Кроме того, из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Российский Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что положения пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в новой редакции), касающиеся создания охранных зон особо охраняемых природных территорий, не являются обязательными, а лишь допускают возможность создания охранных зон на прилегающих к особо охраняемым природным территориям земельных участках и водных объектах, в связи с чем решение о целесообразности создания охранных зон конкретных особо охраняемых природных территорий регионального значения принимается высшим должностным лицом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд соглашается также с доводами представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что требования прокурора об обязании принять постановление Правительства края об определении охранных зон с дальнейшим направлением его в Росреестр не соответствует ст. 10 Конституции РФ, закрепляющей принцип недопустимости вмешательства в нормотворческую деятельность органов исполнительной власти.
Так, в соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно п. "в" пп. 1.1 постановления Правительства края от 20.07.2006 № 117-пр "О Регламенте Правительства Хабаровского края", главы 2 Регламента Правительства края, утвержденного данным постановлением, постановления это нормативные правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, Уставом края, законами края отнесено к компетенции Правительства края.
Подготовку постановлений Правительства края осуществляют отраслевые органы исполнительной власти края согласно их компетенции.
На основании п.п. 3.7.1-3.7.4. Положения о министерстве, утверждённого постановлением Правительства края от 14.02.2009 № 49-пр, полномочия Хабаровского края в области охраны окружающей среды, организации создания особых охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, обеспечение функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий краевого значения, ведения кадастрового учета особых охраняемых природных территорий краевого значения, осуществляет министерство.
Вместе с этим, действующее законодательство об ООПТ не содержит положений, дающих безусловное право органам исполнительной власти субъекта РФ создавать охранные зоны ООПТ, оставляя их на усмотрение органов власти, обуславливая необходимостью прохождения согласительных процедур со всеми заинтересованными органами.
Перечень таких органов установлен п. 23 Правил. При этом указанные органы также вольны в своем усмотрении.
При этом доказательств необходимости установления охранных зон природного парка «Вяземский», прокурор не представил.
Согласно п. 62 разъяснений Пленума Верховного Суда РФ № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Поскольку Правительство Хабаровского края вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в пределах своих полномочий, требование прокурора о возложении на Правительство Хабаровского края обязанности принять постановление об определении охранных зон с дальнейшим направлением его в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении и границах охранной зоны природного парка «Вяземский» суд расценивает как попытку вмешательства в нормотворческую деятельность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, суд соглашается с доводами административного ответчика и заинтересованного лица о том, что прокурором без уважительных причин пропущен срок обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Так, из материалов дела следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (внесение представления в адрес административного ответчика) прокурору было известно о том, что Министерство природных ресурсов Хабаровского края не проведена работа по разработке и внесению в установленном порядке на рассмотрение Правительства Хабаровского края проектов нормативных актов, направленных на создание охранной зоны природного парка «Вяземский».
В суд с административным исковым заявлением прокурор обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трех месяцев, установленных ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для обращения с требованиями о защите нарушенных прав в порядке административного судопроизводства.
Доводы представителя административного ответчика о том, что проверка была проведена ДД.ММ.ГГГГ, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку материалы дела содержат материалы проверки Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры, являющейся структурным подразделением Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что требования прокурора об обязании провести работы по определению границ охранных зон природного парка «Вяземский» и постановке их на учет не подлежат удовлетворению.
руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований исполняющего обязанности Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Хабаровского края об обязании провести работы по определению границ охранных зон природного парка «Вяземский», расположенного в Вяземском районе - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Дата принятия решения суда в окончательной форме 04 июня 2018 года.
Председательствующий (подпись)
Копия верна: Судья Королева И.А.