ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4542/2016 от 06.09.2016 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2016 года Железнодорожный районный суд г.Самара в составе:

председательствующего судьи Вельминой И.Н.

при секретаре Митрога М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Главы муниципального района Большеглушицкий Самарской области к Управлению Министерства юстиции РФ по Самарской области о признании незаконным заключения об отказе в государственной регистрации,

УСТАНОВИЛ:

Глава муниципального района Большеглушицкий Самарской области обратился в суд с указанным административным иском к Управлению Министерства юстиции РФ по Самарской области о признании незаконным заключения об отказе в государственной регистрации, указав, что 08.06.2016 г. глава муниципального района Большеглушицкий Самарской области (далее - глава района) получил Заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области (далее – Управление Министерства юстиции) от 30.05.2016г. <данные изъяты> об отказе в государственной регистрации Решения Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 27.04.2016г. «О внесении
изменений и дополнений в Устав муниципального района Большеглушицкий Самарской области». Основанием к отказу, по мнению Управления Министерства юстиции, послужило следующее: 1. В нарушение п. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) Устав муниципального района Большеглушицкий Самарской области (далее - Устав района) в редакции Решения Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 27.04.2016 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района Большеглушицкий Самарской области» (далее - Решение Собрания представителей района не содержит положений, определяющих полномочия, срок полномочий, виды и основания ответственности председателя Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области (далее - председатель Собрания представителей района). 2. Порядок учета предложений по проекту Решения Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района
Большеглушицкий Самарской области» (далее - проект Решения Собрания представителей района), а также порядок участия граждан в его обсуждении установлены исполнительно-распорядительным органом муниципального района Большеглушицкий Самарской области, не уполномоченным на принятие данного решения в соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ.Административный истец считает указанное заключение Управления Министерства юстиции об отказе в государственной регистрации Решения Собрания представителей района незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы главы района по следующим основаниям: 1. Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона №131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Согласно ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ проект устава
муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении
изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30
дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования,
внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат
официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием
(обнародованием) установленного представительным органом муниципального
образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Согласно ч. 6 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке,
установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о
внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть: 1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным
законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам
субъектов Российской Федерации; 2) нарушение установленного Федеральным законом № 131-ФЗ порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. Согласно п. 1 и 2 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О
государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее -
Федеральный закон № 97-ФЗ) регистрирующий орган: 1) проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; 2) проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования. Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ, в регистрирующий орган направляются: 1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями; 2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт; 3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если про ведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом. Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании про верки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования. Согласно ч. 7 ст. 4 Федерального закона №97-ФЗ в случае, если в результате проверки, указанной в ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ, сделан вывод
о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает
мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об
отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в
пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. Согласно ч. 1 ст. 16 Устава района для обсуждения проектов муниципальных правовых актов муниципального района Большеглушицкий Самарской области по вопросам местного значения с участием жителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области Собранием представителей района, главой района могут проводиться публичные слушания. Согласно ч. 2 ст. 16 Устава района публичные слушания проводятся по инициативе населения, Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий или главы муниципального района. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий, назначаются собранием представителей муниципального района Большеглушицкий, а по инициативе главы муниципального района - главой муниципального района. Согласно п. а) ч. 3 ст. 16 Устава района на публичные слушания должны
выноситься: проект Устава района, а также проект муниципального правового акта
муниципального района Большеглушицкий Самарской области о внесении
изменений и дополнений в Устав района, кроме случаев, когда изменения в Устав
района вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе района
вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Согласно ч. 4 ст. 16 Устава района порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального района Большеглушицкий о времени и месте проведения публичных слушаний (не менее чем за 5 дней до даты проведения публичных слушаний), заблаговременное ознакомление населения муниципального района Большеглушицкий с проектом муниципального правового акта муниципального района Большеглушицкий, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального района Большеглушицкий, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. Аналогичные нормы закреплены и в Решении Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 21.10.2005 г. «Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального района Большеглушицкий Самарской области» (далее - Порядок организации и проведения публичных слушаний №34). Согласно п. 2.1. Порядка организации и проведения публичных слушаний публичные слушания могут проводиться по инициативе жителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области, Собрания представителей района и главы района.Согласно п. 2.2. Порядка организации и проведения публичных слушаний публичные слушания, проводимые по инициативе населения муниципального района Большеглушицкий Самарской области или Собрания представителей района, назначаются Собранием представителей района, а по инициативе главы района - главой района. Согласно п.2.3. Порядка организации и проведения публичных слушаний по инициативе Собрания представителей района могут назначаться публичные слушания для обсуждения проекта Устава района, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав района, проектов планов и программ развития муниципального района Большеглушицкий, проектов правил землепользования и застройки, проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, а также вопросов предоставления разрешений на условно разрешённый вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросов отклонения от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросов
изменения одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки, вопросов преобразовании муниципального района Большеглушицкий Самарской области. Согласно п. 2.4. Порядка организации и проведения публичных слушаний инициатива Собрания представителей района оформляется Решением Собрания представителей района. Согласно п. 2.7. Порядка организации и проведения публичных слушаний по инициативе главы района могут назначаться публичные слушания для обсуждения проекта Устава района, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав района, проектов планов и программ развития муниципального района Большеглушицкий, проектов правил землепользования и застройки, проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, а также вопросов предоставления разрешений на условноразрешённый вид использования земельных участков и объектов капитального
строительства, вопросов отклонения от предельных параметров разрешённого
строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросов
изменения одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки, вопросов преобразовании муниципального района Большеглушицкий Самарской области. Согласно п. 2.8. Порядка организации и проведения публичных слушаний инициатива главы района о назначении публичных слушаний оформляется постановлением главы района. Согласно п. 2.9. Порядка организации и проведения публичных слушаний постановление главы района, указанное в пункте 2.8. Порядка организации и проведения публичных слушаний, подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом района. Согласно п. 4.1. Порядка организации и проведения публичных слушаний публичные слушания для обсуждения проекта Устава района, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав района, назначаются на основании: постановления главы района; решения Собрания представителей района. Таким образом, законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами особо выделены такие условия проведения публичных слушаний, как заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте про ведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, т.е., порядок проведения публичных слушаний в муниципальном районе Большеглушицкий Самарской области определен Уставом района и Порядком организации и проведения публичных слушаний Постановлением главы района от 03.03.2016 г. «О проведении
публичных слушаний» (далее - Постановление главы района № 240): назначено проведение на территории муниципального района Большеглушицкий Самарской области публичных слушаний по вопросу обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта - проекта
Решения Собрания представителей района «О внесении изменений и дополнений в
Устав района»; вынесен проект муниципального нормативного правового акта - проект
Решения Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий
Самарской области «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального
района Большеглушицкий Самарской области» на публичные слушания; установлен срок внесения предложений по проекту муниципального нормативного правового акта – проекту Решения Собрания представителей района «О внесении изменений и дополнений в Устав района» с 18 марта 2016 года по 24 марта 2016 года с 10-00 до 17-00 - в рабочие дни и в выходные дни с 10-00 до 14-00 по адресу: <адрес>, здание администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области, кабинет №12; определено место проведения публичных слушаний – кабинет № 12 здания
администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области,
находящийся по адресу: <адрес>; определен срок и время проведения публичных слушаний - с 18 марта
2016 года по 24 марта 2016 года в рабочие дни с 10-00 до 17-00, в выходные дни с
10-00 до 14-00. При этом указанное постановление главы района и проект
Решения Собрания представителей района «О внесении изменений и дополнений в
Устав района» опубликованы в газете «<данные изъяты>» от 12.03.2016г. в соответствии с установленным представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, т.е. в соответствии с установленным Собранием представителей района Порядком организации и проведения публичных слушаний . Проект Решения Собрания представителей района «О внесении изменений и дополнений в Устав района» был обнародован и доступен для ознакомления с ним всем жителям муниципального района Большеглушицкий Самарской области и заинтересованным лицам, которые до окончания проведения публичных слушаний без каких-либо ограничений имели возможность реализовать свое право по направлению предложений к проекту Решения Собрания представителей района «О внесении изменений и дополнений в Устав района».Административный истец считает, что нарушений требований законодательства при назначении и проведении публичных слушаний допущено не было, поскольку Постановление главы района принято компетентным лицом - главой района, уполномоченным на принятие данного постановления, в соответствии с требованиями федерального законодательства, положениями Устава района и Порядка организации и про ведения публичных слушаний , прав и охраняемых законом интересов жителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области и заинтересованных лиц не нарушает, публикация указанного постановления главы района состоялась 12.03.2016 г., одновременно состоялась публикация проекта решения Собрания представителей района «О внесении изменений и дополнений в Устав района». Постановление главы района принято компетентным лицом - главой района - высшим выборном должностным лицом муниципального района Большеглушицкий Самарской области, уполномоченным на принятие данного
решения в соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ, а не исполнительно-распорядительным органом - администрацией муниципального района Большеглушицкий Самарской области (далее - администрация района), как указано в Заключении Управления Министерства юстиции, т.е. в адрес Управления Министерства юстиции для соответствующей регистрации Решения Собрания представителей района было направлено Постановление главы района, а не Постановление администрации района, что подтверждается письмом главы муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 11.05.2016г. . Кроме того, считает ошибочным мнение Управления Министерства юстиции, об отказе в государственной регистрации, на том основании, что порядок учета
предложений по проекту Решения, а также порядок участия граждан в его обсуждении установлены исполнительно-распорядительным органом муниципального района Большеглушицкий Самарской области, не уполномоченным за принятие данного решения в соответствии с п. 4 СТ. 44 Федерального закона №131-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ: должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов
местного значения; депутат, замещающий должность в представительном органе
муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно п.п. 5, 7 и 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться: наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами предусмотрено, что в Уставе муниципального образования в обязательном порядке для председателя Собрания представителей района должны определяться срок полномочий как депутата, основания и порядок прекращения его полномочий как депутата. Согласно ч.1 ст. 22 Устава района срок полномочий Собрания представителей района составляет 5 (пять) лет. Согласно ч. 2 ст. 22 Устава района полномочия депутата начинаются со дня
его избрания и прекращаются со дня начала работы Собрания представителей
района нового созыва. В соответствии с Уставом района депутаты Собрания представителей района осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Ч. 7, 8, 9 и 20 ст. 22 Устава района определены основания, когда полномочия депутата Собрания представителей района прекращаются досрочно. Ч. 10 и 20 ст. 22 Устава района определен порядок прекращения полномочий депутата Собрания представителей района. Согласно ч. 17 ст. 22 Устава района организацию деятельности Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий осуществляет председатель Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий. Согласно ч. 17 ст. 22 Устава района вопросы организации деятельности Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий регулируются Регламентом Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий, утверждаемым решением Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий с учетом требований настоящего Устава. Согласно ч. 3.1. п. 3 Регламента Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области, утвержденного Решением Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 24.11.2015г. № 21 (далее - Регламент Собрания представителей района № 21) председатель Собрания представителей избирается на заседании Собрания представителей из числа депутатов открытым голосованием.
Председатель Собрания представителей избирается на срок полномочий Собрания представителей одного созыва. Также, указанным Регламентом Собрания представителей района №21 предусмотрены срок полномочий председателя Собрания представителей района,
основания и порядок прекращения полномочий председателя Собрания
представителей района, т.е., срок полномочий депутатов, основания и порядок прекращения
полномочий депутатов четко определены Уставом района и Регламентом Собрания
представителей района В соответствии с п.п. 5, 7 и 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ Уставом района необходимо определить: наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления - только для
Собрания представителей района, главы района, администрации района,
контрольно-счетной палаты муниципального района Большеглушицкий Самарской
области (далее - контрольно-счетная палата района); срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц - только для Собрания
представителей района, депутатов Собрания представителей района, главы района; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления - только для Собрания
представителей района, главы района, администрации района, контрольно-счетной
палаты района. На основании изложенного, административный истец считает, что нарушений требований законодательства при исключении из Устава района ст. 23 допущено не было, поскольку председатель Собрания представителей района не обладает
статусом органа местного самоуправления муниципального района Большеглушицкий Самарской области (далее - орган местного самоуправления района), т.е. не входит в структуру органов местного самоуправления района, не обладает статусом должностного лица местного самоуправления муниципального района Большеглушицкий Самарской области, а также не обладает статусом выборного должностного лица местного самоуправления муниципального района Большеглушицкий Самарской области. Согласно Уставу района депутату Собрания представителей района, избранному из своего состава председателем Собрания
представителей района, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ и Уставом района четко определены срок его полномочий как депутата,
основания и порядок прекращения его полномочий как депутата. Соответственно,
председателю Собрания представителей района Регламентом Собрания
представителей района также четко определены срок его полномочий как
председателя, основания и порядок прекращения полномочий его как председателя. Кроме того, административный истец считает ошибочным, отказ Управления Министерства юстиции в государственной регистрации, по тем основаниям, что в нарушение п. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав района в редакции Решения Собрания представителей района не содержит положений, определяющих полномочия, к полномочий, виды и основания ответственности должностного лица - председателя Собрания представителей района. Председатель Собрания представителей района не обладает статусом органа
местного самоуправления района и не входит в структуру органов местного самоуправления района, не обладает статусом должностного лица местного самоуправления муниципального района Большеглушицкий Самарской области, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, а также не обладает статусом выборного должностного лица местного самоуправления муниципального района Большеглушицкий Самарской области, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе. На основании У става района статус председателя Собрания
представителей района вытекает из статуса депутата Собрания представителей
района, для которого ч.ч. 1, 2, 7, 8, 9, 10 и 20 ст. 22 Устава района в соответствии с
п. 7 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ определены срок полномочий, основания и порядок прекращения полномочий, а это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации. Административный истец считает, что законодательство устанавливает право Управлению Министерства юстиции отказать в государственной регистрации Решения Собрания представителей района только в случае противоречия самого Решения
Собрания представителей района Конституции Российской Федерации,
федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации,
законам субъекта Российской Федерации, однако таких противоречий Управление
Минисгерства юстиции в своем заключении не указывает. Согласно ч. 7 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ в случае, если в результате проверки, указанной в ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции
Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта
Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.Заключение Управления Министерства юстиции от 30.05.2016г. об отказе в государственной регистрации Решения Собрания представителей района Управлением Министерства юстиции в адрес главы района она было направлено 04.06.2016 г., что подтверждается почтовым конвертом от 04.06.2016 г., т.е., на шестой день со дня принятия решения об отказе в государственной регистрации Решения Собрания представителей района Административный истец, считает, что Управлением Министерства юстиции был нарушен установленный Федеральным законом № 97-ФЗ порядок направления в адрес главы района решения об отказе в государственной регистрации Решения Собрания
представителей района .

На основании изложенного, административный истец просит: признать незаконным заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 30.05.2016 г. об отказе в государственной регистрации Решения Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 27.04.2016 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района
Большеглушицкий Самарской области». Обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области произвести государственную регистрацию Решения Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 27.04.2016 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района Большеглушицкий Самарской области».

В судебном заседании представители административного истца заявленные исковые требования поддержали на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании административный иск не признала на основании доводов, изложенных в письменных возражениях. Суду пояснила, что в нарушение п.9 ч.2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении не содержится сведений о том, что жалобы на указанное решение в вышестоящий в порядке подчиненности орган не подавались. Кроме того, пояснила, что в соответствии с пунктом 20 части 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 №26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы. На основании части 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Порядок проведения государственной регистрации уставов муниципальных образований установлен Федеральным законом от 21.07.2005 N2 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N2 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования. В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным
законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам
субъектов Российской Федерации; 2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и
дополнений в устав. Документы для государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального района Большеглушицкий - решения
Собрания представителей от 27.04.2016 - поступили в Управление 12 мая 2016
года. 30 мая 2016 года Управлением принято решение об отказе в государственной
регистрации указанного муниципального правового акта по основаниям предусмотренным Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: противоречие муниципального правового акта федеральному закону, нарушение установленного порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. Административное исковое заявление об обжаловании отказа Управления в государственной регистрации Решения является незаконным,
необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно положениям статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории
муниципального образования, решение об удалении главы муниципального
образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности
представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом
муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного
органа муниципального образования, издает постановления местной администрации
по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Таким образом, статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничены полномочия представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования по принятию муниципальных правовых актов. В случае, если федеральным законом установлены полномочия представительного органа муниципального образования по принятию муниципального правового акта, принятие этого акта иным органом не соответствует закону. В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Исходя из положений данной нормы закона порядок учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав и порядок
участия граждан в его обсуждении должны быть установлены представительным
органом муниципального образования. Установление указанного порядка иным
органом, помимо представительного органа муниципального образования, будет
противоречить пункту 4 статьи 44 Федерального закона от 06.1 0.2003 N131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно представленной для государственной регистрации устава копии экземпляра газеты «<данные изъяты>» от 12.03.2016 одновременно с проектом муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального района опубликован порядок учета предложений по проекту, порядок участия граждан в его обсуждении, установленный не представительным органом муниципального образования Собранием представителей, а исполнительно-распорядительным органом (постановление Администрации муниципального района Большеглушицкий от 03.03.2016 , подписанное лицом, возглавляющим Администрацию - Главой муниципального образования). Федеральным законодательством предусмотрено обязательное опубликование порядка участия граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта, порядка учета предложений по проекту, установленного представительным органом муниципального образования. Возможность установления указанного порядка
иными органами муниципального образования, в том числе в случае, если указанные органы вправе назначить публичные слушания, не предусмотрена действующим федеральным законодательством. Установление порядка участия граждан в обсуждении проекта муниципальпого правового акта, порядка учета предложений по проекту решением исполнительно-распорядительного органа муниципального образования не соответствует пункту 4
статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления, а также
основания и порядок прекращения полномочий указанных лиц; виды ответственности должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления. Подпунктом 6) пункта 1 Решения из устава муниципального района Большеглушицкий исключена статья 23, в которой определены полномочия, срок полномочий, виды и основания ответственности Председателя Собрания представителей. Доводы административного истца о том, что уставом в редакции Решения установлены полномочия, срок полномочий, виды и основания ответственности
Председателя собрания представителей как депутата Собрания представителей, не
могут быть приняты во внимание суда, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностное лицо местного самоуправления выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-
распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и
(или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Полномочия председателя представительного органа муниципального образования установлены Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 14 ст. 35 указанного закона организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, председатель
представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом
из своего состава. Согласно пункту 17 статьи 22 устава муниципального района
Большеглушицкий Самарской области организацию деятельности Собрания
представителей осуществляет председатель Собрания представителей. Пунктом 9 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены полномочия председателя представительного органа муниципального образования на подписание решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. Более того, в соответствии положениями пункта 5 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» председатель представительного органа муниципального образования подписывает решения представительного органа муниципального образования, а изданные самим председателем представительного органа постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования входят в систему муниципальных правовых актов. Указанное положение также закреплено частью 1 статьи 29 устава муниципального района Большеглушицкий Самарской области. Таким образом, председатель Собрания представителей избирается представительным органом муниципального района Большеглушицкий из своего состава, обладает исполнительно-распорядительными полномочиями по организации деятельности органа местного самоуправления. Председатель Собрания представителей обладает собственными полномочиями, выходящими за пределы полномочий депутата Собрания представителей. Наличие в числе должностных лиц муниципального образования председателя представительного
органа установлено положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормами устава муниципального района Большсглушицкий. Следовательно, определение в уставе наименования и полномочий, срока полномочий, оснований и порядка прекращения полномочий; видов ответственности, оснований наступления этой ответственности и порядка решения соответствующих вопросов в отношении Председателя собрания представителей является обязательным и не может ограничиваться указанием данных положений в отношении депутата Собрания представителей. Исключение из устава муниципального района Большеглушицкий статьи 23 Решением противоречит пункту 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Административный ответчик считает, что срок и порядок направления заключения об отказе в государственной регистрации от 30.05.2016 года Главе муниципального района Большеглушицкий Самарской области не нарушен, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-Ф3 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования. При этом, по аналогии закона, согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Решение об отказе в государственной регистрации Решения принято 30.05.2016 года. Согласно реестру внутренних почтовых отправлений Управления Министерства РФ по Самарской области Заключение в адрес Главы муниципального района Большеглушицкий Самарской области направлено 02.06.2016г., при этом отправка заказного письма отделением Почты России согласно оттиску почтового штемпеля произведена 04.06.2016г., т.е. в последний день установленного п. 7 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-Ф3 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» пятидневного срока. Просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Главы муниципального района Большеглушицкий Самарской области к Управлению Министерства юстиции РФ по Самарской области о признании незаконным заключения об отказе в государственной регистрации отказать в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 22.03.2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15.09.2015 г. вступил в законную силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 27.04.2016г. Собранием представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области принято Решение № 58 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района Большеглушицкий Самарской области» (л.д. 25-26).

В соответствии с ч. 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

В силу п. 20 ч.6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 №26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования.

В соответствии с ч.6 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным
законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам
субъектов Российской Федерации; 2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и
дополнений в устав.

30.05.2016г. начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области принято заключение об отказе в государственной регистрации решения Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 27.04.2016г. «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района Большеглушицкий Самарской области», по основаниям, предусмотренным ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, а именно: наличия противоречий муниципального правового акта федеральному закону - в нарушение п. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав в редакции Решения от 27.04.2016г. «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района Большеглушицкий Самарской области» не содержит положений, определяющих полномочия, срок полномочий, виды и основания ответственности Председателя Собрания представителей; нарушение установленного порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав – в нарушение п.4 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок учета предложений по проекту Решения от 27.04.2016г. «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района Большеглушицкий Самарской области», а также порядок участия граждан в его обсуждении установлено исполнительно-распорядительным органом муниципального района Большеглушицкий, не уполномоченным на принятие данного решения (л.д. 21-23).

Согласно ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории
муниципального образования, решение об удалении главы муниципального
образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности
представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом
муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного
органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничены полномочия представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования по принятию муниципальных правовых актов.

Согласно ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания должны выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Исходя из положений данной нормы закона порядок учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав и порядок
участия граждан в его обсуждении должны быть установлены представительным органом муниципального образования. Установление указанного порядка иным органом, помимо представительного органа муниципального образования, будет противоречить п.4 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судом установлено и не опровергалось сторонами в судебном заседании, что для государственной регистрации устава была представлена копия экземпляра газеты «<данные изъяты>» от 12.03.2016 в которой одновременно с проектом муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального района опубликован порядок учета предложений по проекту, порядок участия граждан в его обсуждении, установлен не представительным органом муниципального образования Собранием представителей, а исполнительно-распорядительным органом - Администрацией муниципального района Большеглушицкий (постановление от 03.03.2016г., подписанное лицом, возглавляющим Администрацию - Главой муниципального образования) (л.д.34-37).

Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений

Согласно ч. 1 ст. 16 Устава района для обсуждения проектов муниципальных правовых актов муниципального района Большеглушицкий Самарской области по вопросам местного значения с участием жителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области Собранием представителей района, главой района могут проводиться публичные слушания. Согласно ч. 2 ст. 16 Устава района публичные слушания проводятся по инициативе населения, Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий или главы муниципального района. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий, назначаются собранием представителей муниципального района Большеглушицкий, а по инициативе главы муниципального района - главой муниципального района.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено обязательное опубликование порядка участия граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта, порядка учета предложений по проекту, установленного представительным органом муниципального образования. Возможность установления указанного порядка
иными органами муниципального образования, в том числе в случае, если указанные органы вправе назначить публичные слушания, не предусмотрена действующим федеральным законодательством. В связи с чем, установление порядка участия граждан в обсуждении проекта муниципального правового акта, порядка учета предложений по проекту решением исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (Администрацией муниципального района Большеглушицкий) не соответствует п.4 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Как следует из материалов дела, подпунктом 6) пункта 1 Решения Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 27.04.2016г. «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района Большеглушицкий Самарской области» из устава муниципального района Большеглушицкий исключена статья 23, в которой определены полномочия, срок полномочий, виды и основания ответственности Председателя Собрания представителей (л.д. 25-26).

Доводы административного истца о том, что уставом в редакции Решения установлены полномочия, срок полномочий, виды и основания ответственности Председателя собрания представителей как депутата Собрания представителей, не могут быть приняты во внимание суда, по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 14 ст. 35 указанного закона организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Согласно п.2 ст. 24 Устава муниципального района Большеглушицкий Самарской области глава муниципального района Большеглушицкий возглавляет администрацию муниципального района (л.д. 85).

В силу п.17 ст. 22 Устава муниципального района Большеглушицкий Самарской области организацию деятельности Собрания представителей осуществляет председатель Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий (л.д. 83).

Таким образом, исходя из требований п.14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положений Устава муниципального района Большеглушицкий Самарской области, должностным лицом, осуществляющим организацию деятельности представительного органа муниципального района Большеглушицкий Самарской области является - Председатель Собрания представителей.

Полномочия председателя представительного органа муниципального образования установлены Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п.5 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования. Указанное положение также закреплено

В соответствии с п. «в» ч.1 ст.29 Устава муниципального района Большеглушицкий Самарской области в систему муниципальных правовых актов муниципального района Большеглушицкий входят постановления и распоряжения председателя Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий по вопросам организации деятельности Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий (л.д.90).

Таким образом, председатель Собрания представителей избирается представительным органом муниципального района Большеглушицкий из своего состава, обладает исполнительно-распорядительными полномочиями по организации деятельности органа местного самоуправления. Председатель Собрания представителей обладает собственными полномочиями, выходящими за пределы полномочий депутата Собрания представителей. Наличие в числе должностных лиц муниципального образования председателя представительного
органа установлено положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормами устава муниципального района Большсглушицкий. Следовательно, определение в уставе наименования и полномочий, срока полномочий, оснований и порядка прекращения полномочий; видов ответственности, оснований наступления этой ответственности и порядка решения соответствующих вопросов в отношении Председателя Собрания представителей является обязательным и не может ограничиваться указанием данных положений в отношении депутата Собрания представителей, в связи с чем исключение из устава муниципального района Большеглушицкий статьи 23 Решением № 58 от 27.04.2016г. противоречит п.1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Доводы административного истца о нарушении сроков направления заключения об отказе в государственной регистрации от 30.05.2016 года в адрес Главы муниципального образования, также опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-Ф3 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

При этом, по аналогии закона, согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Судом установлено, что Заключение об отказе в государственной регистрации от 30.05.2016 года Управлением Министерства РФ по Самарской области направлено с соблюдением, установленного п. 7 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-Ф3 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» пятидневного срока, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 02.06.2016г. с оттиском штемпеля отделения Почты России от 04.06.2016г. (л.д. 142-143).

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Главы муниципального района Большеглушицкий Самарской области к Управлению Министерства юстиции РФ по Самарской области о признании незаконным заключения об отказе в государственной регистрации от 30.05.2016 года и обязании Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области произвести государственную регистрацию Решения Собрания представителей муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 27.04.2016 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района Большеглушицкий Самарской области».

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Главы муниципального района Большеглушицкий Самарской области к Управлению Министерства юстиции РФ по Самарской области о признании незаконным заключения об отказе в государственной регистрации от 30.05.2016 года оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самара в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2016 года.

Судья И.Н. Вельмина