ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4547/18 от 11.09.2018 Красносельского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-4547/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 11 сентября 2018 года

Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А. при секретаре Золотовой А.Н.,

с участием:

- административного истца – Голышковой Эльвиры Александровны, <дата> года рождения, проживающей по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>

- административного ответчика – администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в лице представителя Мироненко Таи Анатольевны, действующей на основании доверенности от 22.12.2017 № 07-74-221/17-0-0, имеющей высшее юридическое образование,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4547/2018 по административному исковому заявлению Голышковой Э.А. о признании незаконным решения администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о снятии ее с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Голышкова Э.А. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором, после уточнений, заявила следующие требования:

- признать незаконным распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 05.03.2018 № 585-р о снятии Голышковой Э.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- обязать администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о снятии Голышковой Э.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации – в связи с получением ею бюджетных средств на приобретение жилого помещения.

В обоснование административного иска указано, что Голышкова Э.А. состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещений, как проживающая в общежитии, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> Занимая административным истцом комната в общежитии 24.12.2008 была перерегистрирована в квартиру. Распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 05.03.2018 Голышкова Э.А. была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что уровень ее жилищной обеспеченности с учетом общей площади жилых помещений, принадлежащих ее матери, превысил действующую норму предоставления. Между тем, никаких изменений в жилищной обеспеченности Голышковой Э.А. не произошло, поскольку каких-либо прав на жилые помещения, принадлежащие ее матери, она не имеет, а принятие ее на жилищный учет было обусловлено проживанием в общежитии, что не предполагало учета уровня жилищной обеспеченности. Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности распоряжения администрации от 05.03.2018. Поскольку 03.07.2018 Голышковой Э.А. была получена социальная выплата в рамках реализации программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге», утвержденной постановлением правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2017 № 1541, то она должна быть снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с получением бюджетных средств на приобретение жилого помещения.

Административный истец Голышкова Э.А. в судебное заседание явилась, административное исковое заявление поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Мироненко Т.А. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении иска отказать, указав на то, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех помещений, принадлежащих гражданину и членам его семьи, либо занимаемых ими по договорам социального найма. Поскольку матери административного истца принадлежит комната в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> а также 3/4 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> то с учетом площади указанных жилых помещений, уровень жилищной обеспеченности административного истца превысил норму предоставления жилых помещений по договорам социального найма, что явилось основанием для принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Суд, исследовав материалы дела и доводы административного искового заявления, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Голышкова Э.А. с 27.11.1990 постоянно зарегистрирована по месту жительства в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>

До 24.12.2008 указанное жилое помещение являлось общежитием.

Из справки формы 9 следует, что совместно с Голышковой Э.А. также зарегистрированы ее мать М.Р.Ш., отец Голышков Александр Сергеевич, а также сын М. Р.Ш. – М.Т.Д..

Занимаемое указанными лицами жилое помещение состоит из одной комнаты жилой площадью 18,80 кв.м., общей площадью 36 кв.м., предоставлено жильцам на основании договора социального найма от 19.12.2008.

С 28.11.2002 Голышкова Э.А. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании распоряжения главы территориального управления Красносельского административного района Санкт-Петербурга № 1477, как проживающая в общежитии.

Распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 05.03.2018 № 585-р Голышкова Э.А. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Основанием для снятия с учета указана часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Вводный закон).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет нуждающихся для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, лица, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 года, могут быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 01.12.2009 № 1549-О-П, положения части 2 статьи 6 Вводного закона не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

На момент постановки 05.03.1992 административного истца на учет по улучшению жилищных условий, действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденные решением исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 07.09.1987 № 712/6 (далее Правила учета).

В соответствии с п. 16 и 16.1 Правил учета, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской, в том числе, проживающие в общежитиях и не имеющие другой жилой площади, пригодной для постоянного проживания.

Согласно п. 29.1 вышеназванных Правил, снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 квадратных метров на человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

Жилищная обеспеченность гражданина должна определяться исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых заявителями и членами их семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности (пункт 2 статьи 51 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что матери административного истца М. Р.М. на праве собственности принадлежат следующие жилые помещения:

- 1 комната площадью 12.20 кв.м. в коммунальной квартире общей площадью 110,40 кв.м., расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, право собственности приобретено на основании договора купли-продажи от 07.02.2015;

- 3/4 доли в праве собственности на квартиру, общей площадью 57,3 кв.м., расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, право собственности приобретено на основании договора дарения от 16.02.2015.

Таким образом, на дату принятия администрацией района оспариваемого решения от 05.03.2018 № 585-р жилищная обеспеченность Голышковой Э.А. по общей площади, исходя из суммы общей площади жилого помещения в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (36 кв.м.), и принадлежащей ее матери М. Р.Ш. на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>общая площадь 22,82 кв.м.), и жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (42,90 кв.м.) составила 25,43 кв.м., что превышает установленную Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» норму предоставления площади жилого помещения, которая составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

С доводом административного истца об отсутствии у нее права пользования жилыми помещениями, находящимися в собственности М. Р.Ш., суд не соглашается в виду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Голышкова Э.А. на момент принятия оспариваемого решения была зарегистрирована по месту жительства совместно с матерью М. Р.Ш., в качестве члена семьи нанимателя.

При таких обстоятельствах, администрацией района при определении жилищной обеспеченности Голышковой Э.А. была правомерно учтена жилая площадь, принадлежащая ее матери М. Р.Ш.

Довод административного истца о незаконном применении администрацией района в качестве основания к снятию с учета уровня жилищной обеспеченности суд также признает необоснованным, поскольку по смыслу положений, указанных в пунктах 29.1 и 36 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при выявлении наличия у граждан и членов их семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, площадь которых совокупно с занимаемыми ими жилыми помещениями превышает размер, установленный пунктом 12 настоящих Правил, предоставление жилых помещений не осуществляется, а производится снятия таких граждан с учета.

При этом как ранее, так и ныне действующие жилищное законодательство не содержало правовых норм, устанавливающих, что вышеприведенное основание для снятия с учета не распространяется на лиц, проживающих в общежитиях.

При этом суд полагает необходимым отметить, что признание граждан, проживающих в общежитиях, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось без учета площади занимаемых ими жилых помещений в виду того, что такие жилые помещения предоставлялись для проживания на период работы или учебы, то есть временно, что следовало из положений статей 109 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Осуществляемый в дальнейшем перевод жилых помещений в общежитиях в статус квартир, их предоставление гражданам на условиях социального найма, свидетельствует о необходимости учета таких помещений при установлении уровня жилищной обеспеченности для целей ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Голышкова Э.А. обоснованно была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по части 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Поскольку суд признает законным распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о снятии Голышковой Э.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оснований для удовлетворения требования о возложении на администрацию обязанности по изданию распоряжения о снятии Голышковой Э.А. с учета в связи с получением бюджетных средств на приобретение жилья, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

ОТКАЗАТЬ Голышковой Эльвире Александровне в удовлетворении административного искового заявления.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме принято 21.09.2018.