ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-454/17 от 09.11.2017 Аткарского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2А-454/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2017 года город Аткарск

Аткарский городской суд Саратовской области составе председательствующего судьи Толкуновой М.В.,

при секретаре судебного заседания Денисовой Т.С.,

с участием представителя административного ответчика – Зиновьева Д.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Аткарск 09 ноября 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> о ликвидации некоммерческой и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в Аткарский городской суд Саратовской области с административным иском к Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> (далее – ответчик, Организация) о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования обоснованы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области тем, что Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы России по Саратовской области за основным государственным регистрационным , по решению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> учетный . Согласно материалам учетного дела, юридический адрес Организация (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) <адрес>, лицо, действующее без доверенности от имени Организации – Зиновьев ФИО4. Организационно-правовая форма Организации – учреждение, вид организационно-правовой формы – частное учреждение. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в уставе образовательной организации должна содержаться с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В соответствии с п.5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ «наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 01.07.2016 года. Управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области проведена ревизия документов Организации на предмет соблюдения ею вышеуказанных требований законодательства РФ. В ходе данной ревизии было установлено, что организация действует на основании Устава, утвержденного решением учредителя от ДД.ММ.ГГГГ, Устав Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ не приведен. Таким образом, Организация осуществляет деятельность с нарушением действующего законодательств РФ. На основании факта нарушения Организацией ст. 25 и ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Управлением в адрес Организации было вынесено письменное предупреждение от 11.11.2016 № 151 о недопустимости нарушения Организацией ст. 23 ст. 25 Федеральный закон № 273-ФЗ и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства 17.02.2017. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были. В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Закона, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствами массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 Закона, а именно: некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Организация нарушила номы Закона, предусмотренные ст. 32 Закона, так как не представляла в уполномоченный орган соответствующие документы, в том числе документы, содержащие сведения о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2009-2014 года, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, а также не представляла иной информации, предусмотренной указанной статьей Закона. Также, в нарушение ст. 32 Закона Организация не разместила на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России, отчетности, предусмотренной ст. 32 Закона за 2009-2014, 2016 годы. На основании факта нарушения Организацией ст. 32 Закона, Управлением в адрес Организации было вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения Организацией ст. 32 Закона и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были. Просит принять решение о ликвидации Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> и об исключении Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца - Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, явка которого не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении административного дела без его участия. При таких обстоятельствах, основываясь на положениях статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд счел возможным и определил рассмотреть административное дело без участия представителя административного истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика Зиновьев Д.Л. административные исковые требования признал в полном объеме, предоставил на имя суда заявление о признании исковых требований, не возражал против удовлетворения требований административного истца.

Представители третьих лиц – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, сведения о причинах неявки в суд не сообщили.

Изучив административное исковое заявление, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, исследовав письменные признания административных ответчиков административного иска, суд в процессе разбирательства административного дела установил следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично, при этом, право административного ответчика признать административный иск полностью или частично не ограничено какой-либо инстанцией.

В силу закона, суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, не утверждает соглашение сторон о примирении, если эти действия противоречат закону или нарушают права других лиц (части 5,6 статьи 46 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 157 КАС РФ, заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

В части 2 статьи 157 КАС РФ закреплено, что при допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

Административный ответчик – Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> признали административный иск, о чем свидетельствуют их письменное заявление, представленное суду и приобщенные к материалам гражданского дела.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03 марта 2014 года № 26, к основным задачам Управления отнесены, в том числе, осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

Так, по правилам подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу ст.ст. 2, 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками) (п. 2 ст. 14 Закона).

В соответствии со ст.ст. 22, п.п. 2,4 ст. 26 Федерального закона РФ от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Пунктом 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательные организации возложена обязанность привести в соответствие с требованиями закона наименования и устава образовательного учреждения не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 5 ст. 23, ст. 25 этого же закона на образовательное учреждение возложена обязанность указывать в наименовании образовательной организации организационно-правовую форму и тип образовательной организации, а в устав включать следующие обязательные положения: 1) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 2) типы образовательных программ, реализуемых в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3) структуру и компетенцию органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.

В нарушение п. 5 ст. 108, п. 5 ст. 23, ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование и устав образовательного учреждения - ответчика, не приведены в соответствие с требованиями закона не позднее ДД.ММ.ГГГГ, наименование образовательной организации не содержит указания на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации, а устав образовательной организации не включает положения, подлежащие обязательному включению.

Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Согласно с пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

На основании факта нарушения Ответчиком ст. 25 и ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Управлением в адрес Организации было вынесено письменное предупреждение от 11.11.2016 № 151 о недопустимости нарушения Организацией ст. 23 ст. 25 Федеральный закон № 273-ФЗ и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства 17.02.2017 (л.д.19-21).

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Закона, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствами массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 Закона, а именно: некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Ответчик нарушил нормы Закона, предусмотренные ст. 32 Закона, так как не им не были представлены в уполномоченный орган соответствующие документы, в том числе документы, содержащие сведения о деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2009-2014 года, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, а также не представляла иной информации, предусмотренной указанной статьей Закона.

Также, в нарушение ст. 32 Закона Организацией - ответчиком не размещена на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России, отчетность, предусмотренная ст. 32 Закона за 2009-2014, 2016 годы.

На основании факта нарушения ответчиком ст. 32 Закона, Управлением в адрес Организации было вынесено письменное предупреждение от 03.05.2017 № 207 о недопустимости нарушения Организацией ст. 32 Закона и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства до 17.07.2017 (л.д.22-24).

Таким образом, судом установлено, что ответчик – Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> систематически не выполняло указанные обязанности, установленные для юридических лиц указанной организационно-правовой формы, а именно, положения статей 25,23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Пунктом 5 ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п.5 ст.62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п.2 ст.62). Каких-либо доводов и доказательств, опровергающих доводы Истца, суду не представлено.

В соответствии с п. 8.2. Устава Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> ликвидация организации может осуществляться по решению суда.

Учитывая изложенное, иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области подлежит удовлетворению, признание иска представителем административного ответчика Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> Зиновьева Д.Л. подлежит принятию судом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области удовлетворить.

Ликвидировать Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> (ОГРН <данные изъяты>) и исключить Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц.

Обязать учредителя Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> (ОГРН <данные изъяты>) Зиновьева ФИО5 провести процедуру ликвидации Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки <данные изъяты> в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме (составление мотивированного решения).

Председательствующий судья: М.В.Толкунова

Мотивированное решение составлено 14 ноября 2017 года.

Председательствующий судья: М.В.Толкунова