ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-454/2016 от 27.09.2016 Домбаровского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-454/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Домбаровский 27 сентября 2016 года

Домбаровский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Колдаева Р.Ю.,

с участием помощника прокурора Домбаровского района Вялых И.А.,

при секретаре Котельниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по неразмещению на сайте текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Прокурор Домбаровского района Оренбургской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области, мотивировав его тем, что проведенной прокуратурой Домбаровского района проверкой исполнения администрацией муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области законодательства о правах инвалидов, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ГОСТа 52872-2012 «Интернет – ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного Приказом Росстандарта от 29.11.2012 года № 1789-ст, пунктов 2, 4 Приказа Минкомсвязи России от 30.11.2015 N 483 «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети Интернет», на главной странице официального сайта муниципального образования администрации Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области - …. текстовая гиперссылка для слабовидящих не размещена. Отсутствие указанной текстовой гиперссылки затрудняет инвалидам по зрению доступ к информации, размещенной на веб-сайте администрации, тем самым нарушает их право свободно искать, получать информацию любым законным способом. В связи с указанным, просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области по неразмещению на сайте …. текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих и обязать устранить допущенные нарушения путем размещения на сайте администрации указанной гиперссылки в срок до …. года.

В судебном заседании помощник прокурора Домбаровского района Вялых И.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области в судебное заседание также не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В своем заявлении просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме. Признание иска ответчиком занесено в протокол судебного заседания, а расписка приобщена к материалам дела.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена социальная защита инвалидов, а именно - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 9 указанного Закона, реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации, инвалидов предусматривает использование инвалида ми технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов, и членов их семей информацией по вопросам, реабилитации инвалидов.

Согласно ст. 15 указанного Закона, Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

ГОСТ 52872-2012 «Интернет-ресурсы Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденный Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1789-ст, устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации, а также предусматривает альтернативную версию для инвалидов по зрению.

Согласно пункту 5.1.4 ГОСТа, для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку

Согласно пунктам 2, 4 Приказа Минкомсвязи России от 30.11.2015 N 483 «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети Интернет», органы государственной, власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 настоящего Порядка. Версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:

нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления;

графические файлы формата РDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;

наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.

Согласно скриншоту главной страницы официального сайта администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области, на сайте …. текстовая гиперссылка для слабовидящих отсутствует. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнение обязанностей администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области по исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

При указанных обстоятельствах, учитывая признание административным ответчиком иска в полном объеме и, полагая, что указанное признание иска может быть принято судом, поскольку не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия Красночабанского сельсовета по неразмещению на сайте текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого администрация муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области должна произвести необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений, суд считает, что данные действия должны быть совершены административным ответчиком до …. года.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.46,175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по неразмещению на сайте текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области по неразмещению на сайте …. текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих.

Обязать администрацию муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области в срок до …. года разместить на сайте … текстовую гиперссылку для перехода на версию для слабовидящих.

Решение суда, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы через Домбаровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

Судья: подпись