Дело №2а-454/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Няндома 18 мая 2018 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцова А.В.,
при секретаре Холматовой С.С.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Каргопольского района Архангельской области в интересах муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить стандарты внутреннего финансового контроля,
установил:
прокурор Каргопольского района Архангельской области обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением в интересах муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» (далее - администрация МО «Каргопольский муниципальный район», администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить стандарты внутреннего финансового контроля, указав в обоснование, что в ходе осуществления надзора по исполнению администрацией МО «Каргопольский муниципальный район» требований бюджетного законодательства установлено нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а именно отсутствие разработанных стандартов внутреннего финансового контроля. Неисполнение требований закона, выразившееся в бездействии администрации МО «Каргопольский муниципальный район» по разработке и утверждению стандартов внутреннего финансового контроля, нарушает интересы МО Каргопольский муниципальный район на осуществление контроля в соответствии с бюджетным законодательством. Просит признать бездействие администрации МО «Каргопольский муниципальный район» по разработке и утверждению стандартов внутреннего финансового контроля незаконным, обязать администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» в трехмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить стандарты внутреннего финансового контроля МО «Каргопольский муниципальный район».
В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцов А.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО «Каргопольский муниципальный район» в судебное заседание не явился, согласно полученному телефонному сообщению просил рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации, поддерживает доводы ранее представленного отзыва на административное исковое заявление.
На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцова А.В., суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к полномочиям местного значения муниципального района относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета муниципального района.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организует и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Как следует из положений ч. 3 ст. 265 БК РФ внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства(финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) в силу ч. 1 ст. 266.1 БК РФ являются: главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами; государственные (муниципальные) учреждения; государственные (муниципальные) унитарные предприятия; государственные корпорации и государственные компании; хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах; юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц; органы управления государственными внебюджетными фондами; юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В соответствии с ч. 3 ст. 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно положениям ч.1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ) данным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 44-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок в пределах их полномочий осуществляют органы внутреннего (государственного) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 3 части 1).
Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее - субъекты контроля) (ч. 2).
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: соблюдения требовании к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок; соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона; обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график; применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки (ч. 8).
Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами принимаемыми в соответствии с ними органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд (п. 3 ч. 9).
В соответствии с положениями ч. 11 вышеуказанной статьи Федерального закона № 44-ФЗ местной администрацией устанавливается порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Такой порядок предусматривает, в частности: основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок; порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля; перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность; порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления; порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.
Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что прокуратурой Каргопольского района в ходе осуществления надзора по исполнению администрацией МО «Каргопольский муниципальный район» требований бюджетного законодательства установлено нарушение положений БК РФ, а именно отсутствие разработанных стандартов внутреннего финансового контроля.
Из сообщения администрации МО «Каргопольсукий муниципальный район», а также из отзыва на административное исковое заявление следует, что стандарты внутреннего финансового контроля муниципального образования «Каргопольсукий муниципальный район» в администрации отсутствуют, проекты стандартов находятся в стадии разработки.
Таким образом, неисполнение требований закона, выразившиеся в бездействии администрации МО «Каргопольский муниципальный район» по разработке и утверждению стандартов внутреннего финансового контроля, нарушает интересы МО «Каргопольский муниципальный район» на осуществление контроля в соответствии с бюджетным законодательством.
С учетом изложенного, административные исковые требования прокурора Каргопольского района Архангельской области в интересах муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить стандарты внутреннего финансового контроля суд полагает удовлетворить.
В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ предусматривающей обязанность суда определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, суд полагает возможным установить сроки исполнения рассматриваемых обязанностей, которые заявлял прокурор (в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу), так как данные сроки являются достаточными для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
иск прокурора Каргопольского района Архангельской области в интересах муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить стандарты внутреннего финансового контроля удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» по разработке и утверждению стандартов внутреннего финансового контроля незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить стандарты внутреннего финансового контроля муниципального образования «Каргопольский муниципальный район».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.Н. Воропаев
Мотивированное решение составлено 23 мая 2018 года.