ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-454/2021 от 20.12.2021 Островского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-454/2021

УИД: 44RS0014-01-2021-001022-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Островское 20 декабря 2021 года

Островский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Белоглазова В.С.,

с участием: помощника прокурора Островского района Костромской области Корчагиной Е.Н.,

при секретаре Мазиной И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Островского района Костромской области о признании информации о приобретении справок об отсутствии судимости без направления соответствующего запроса в правоохранительные органы, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указателях страниц сайтов: https://blog.document24.ru/spravka-sudimost/, https://legalizuem.ru/pages/istrebovanie-i-apostil-na-spravku-ob-otsutstvii-su, https://medicalls-onlline-hub.com/nizhniy-novgorod/spravku-ob-otsutstvii-sudimosti.html, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

И.о. прокурора Островского района Костромской области обратился в Островский районный суд Костромской области с административным исковым заявлением о признании информации о приобретении справок об отсутствии судимости без направления соответствующего запроса в правоохранительные органы, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указателях страниц сайтов: https://blog.document24.ru/spravka-sudimost/, https://legalizuem.ru/pages/istrebovanie-i-apostil-na-spravku-ob-otsutstvii-su, https://medicalls-onlline-hub.com/nizhniy-novgorod/spravku-ob-otsutstvii-sudimosti.html, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Островского района в рамках осуществления надзора за соблюдением требований законодательства 29 ноября 2021 года проведен мониторинг сети «Интернет» и установлены страницы сайтов сети Интернет, на которых размещена информация с предложением к неограниченному кругу лиц о приобретении справок об отсутствии судимости, в том числе при трудоустройстве на работу, которая, в том числе может быть связана с работой с детьми, например в образовательные организации, в спортивные школы, что нарушает права несовершеннолетних граждан.

Проведенным прокуратурой района мониторингом информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в нарушение требований указанного законодательства на страницах сайтов в сети «Интернет», указатели адресов: https://blog.document24.ru/spravka-sudimost/, https://legalizuem.ru/pages/istrebovanie-i-apostil-na-spravku-ob-otsutstvii-su, https://medicalls-onlline-hub.com/nizhniy-novgorod/spravku-ob-otsutstvii-sudimosti.html, размещена информация с предложением к неограниченному кругу лиц о приобретении справок об отсутствии судимости, которые могут, в том числе использоваться при трудоустройстве на работу, связанной с работой с детьми, к которым можно отнести и спортивные организации, без направления соответствующего запроса в правоохранительные органы.

Наличие в свободном доступе на указанном сайте подобного рода предложений по получению за денежные средства справок об отсутствии судимости нарушает права несовершеннолетних на получение основного образования, дополнительного образования, в том числе в сфере спорта.

В ходе проверки установить владельцев сайтов не представилось возможным.

Вход на сайты свободный, информация на указанных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Указанные нарушения подтверждаются справкой о результатах проверки от 29 ноября 2021 года и иными материалами.

Таким образом, в целях недопущения нарушения требований законодательства доступ к указателям страниц сайтов следует ограничить.

В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Распространение в общедоступном доступе, а именно в сети Интернет, информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан по продаже справок об отсутствии судимости, которые могут быть предъявлены для трудоустройство, в том числе в образовательные организации, спортивные школы и т.п., означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

В ходе рассмотрения административного дела 20.12.2021 года прокурор уточнил административные исковые требования, просил суд признать информацию о приобретении справок об отсутствии судимости без направления соответствующего запроса в правоохранительные органы, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на указателях страниц сайтов https://blog.document24.ru, https://medicalls-onlline-hub.com/nizhniy-novgorod/spravku-ob-otsutstvii-sudimosti.html запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; ограничив доступ к данной информации путем включения указанных сайтов сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора Островского района Костромской области Корчагина Е.Н. уточненные административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – руководитель Управления Роскомнадзора по Костромской области ФИО1 о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления. В отзыве на административный иск указал, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 21, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в Единый реестр: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет», вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На момент написания отзыва на интернет - ресурсе https://blog.document24.ru/spravka-sudimost/размещена информация о продаже справок о судимости. Обращаем внимание, что интернет - сайт https://blog.document24.ru полностью посвящен противоправной информации. Данный интернет - сайт в Единый реестр не включен. Интернет - сайт https://medicalls-onlline-hub.com/ kostroma включен в Единый реестр (см.скриншот).

Интернет - ресурс https://legalizuem.ru/pages/istrebovanie-i-apostil-na-pravku-ob-otsutstvii-su, является страницей официального интернет - сайта Центра легализации и переводов «Легализуем.Ру» (ООО «АЛИО»).

Исходя из вышеизложенного целесообразно уточнить исковые требования, а именно: признать информацию запрещенной, размещенную в информационной - телекоммуникационной сети на интернет - сайте: https://blog.document24.ru.

Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. Такие данные могут предоставить регистраторы доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет», является общедоступной. Указанные сведения возможно получить с помощью сервиса ICANN Whois, обратившись к сайтам в сети «Интернет»: http://www. Whois.com, https://www.2ip.ru/ Whois / и другим сайтам, предоставляющим возможность использования общедоступных справочных Whois -сервисов.

Если указанные сведения скрыты регистратором домена (настройки приватности), зарегистрированы у иностранного регистратора домена или представленные данные не корректны, то необходимо проведение оперативно розыскных мероприятий.

Согласно Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" и своего Положения Управление не наделено полномочиям на проведение оперативно розыскных мероприятий.

Для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в Единый реестр судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации, в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 9 Правил.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 5 ст. 15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.Частью 1 статьи 327 УК РФ предусмотрена ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ №273-Ф3) и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.28 Федерального законом № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

В соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу положений ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты и т.п.

В ст. 65 указанного закона перечислены документы, которые лицо, поступающее на работу, при заключении трудового договора предъявляет работодателю.

Среди перечисленных документов, которые необходимо лицу предоставить при трудоустройстве, является справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Вместе с тем, в положениях ст.ст.331, 351.1 ТК РФ содержится запрет на занятие трудовой деятельностью лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

К трудовой деятельности в силу требований ст. 351.1 ТК РФ в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за указанные выше преступления.

Если работа предполагает взаимодействие с несовершеннолетними - например, в школе, спортивном клубе, игровом центре, летнем лагере или детском санатории, то трудовой договор не может быть заключен до тех пор, пока будущий сотрудник не представит справку об отсутствии судимости по установленной форме.

Исходя из положений законодательства, в отношении каждого работника у работодателя должна быть справка об отсутствии судимости при осуществлении деятельности, где осуществляется работа с детьми, в том числе при осуществлении деятельности в спортивных организациях.

В судебном заседании установлено, что проведенным прокуратурой района мониторингом информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в нарушение требований указанного законодательства на страницах сайтах в сети «Интернет», указатели адресов: https://blog.document24.ru/spravka-sudimost/

https://legalizuem.ru/pages/istrebovanie-i-apostil-na-spravku-ob-otsutstvii-su

https://medicalls-onlline-hub.com/nizhniy-novgorod/spravka-ob-otsutstvii-sudimosti.html размещена информация с предложением к неограниченному кругу лиц о приобретении справок об отсутствии судимости, которые могут, в том числе использоваться при трудоустройстве на работу, связанной с работой с детьми, к которым можно отнести и спортивные организации, без направления соответствующего запроса в правоохранительные органы.

Наличие в свободном доступе на указанном сайте подобного рода предложений по получению за денежные средства справок об отсутствии судимости нарушает права несовершеннолетних на получение основного образования, дополнительного образования, в том числе в сфере спорта.

В ходе проверки установить владельцев сайтов https ://blog.document24. ru/spravka-sudimost/ https://legalizuem.ru/pages/istrebovanie-i-apostil-na-spravku-ob-otsutstvii-su

https://medicalls-onlline-hub.com/nizhniy-novgorod/spravka-ob-otsutstvii-

sudimosti.html, не представилось возможным.

Вход на сайты свободный, информация на указанных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Указанные нарушения подтверждаются справкой о результатах проверки от 29 ноября 2021 года и иными материалами.

Таким образом, в целях недопущения нарушения требований законодательства доступ к указателям страниц сайтов: https://blog.document24.ru/spravka-sudimost/

https://legalizuem.ru/pages/istrebovanie-i-apostil-na-spravku-ob-otsutstvii-su

https://medicalls-onlline-hub.com/nizhniy-novgorod/spravka-ob-otsutstvii-

sudimosti.html, следует ограничить.

В силу ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа, точек доступа относятся к универсальным услугам связи.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 вышеприведенного закона, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).

Согласно пунктам 2, 3 Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра — организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Распространение в общедоступном доступе, а именно в сети Интернет, информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан по продаже справок об отсутствии судимости, которые могут быть предъявлены для трудоустройство, в том числе в образовательные организации, спортивные школы и т.п., означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Доступ к незаконной информации нарушает публичные интересы
Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе право граждан
на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом
государстве, влечет создание условий и предпосылок для совершения
правонарушений и преступлений, связанных с незаконным использованием
запрещенных орудий лова. Обеспечение свободного доступа к информации
способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного
совершения преступлений и административных правонарушений, подрывает
авторитет государственной власти Российской Федерации и действующего
законодательства.

Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и
задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация,
содержащаяся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на
страницах сайтов, расположенных по адресам: https://prava112-g.com/, http://nizhegorodskaya-oblast-tut.bez-avtoshkoly.site/ должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Островского района Костромской области удовлетворить.

Признать информацию о приобретении справок об отсутствии
судимости без направления соответствующего запроса в правоохранительные
органы, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет»
на указателях страниц сайтов https://blog.document24.ru,

https://medicalls-onlline-hub.com/nizhniy-novgorod/spravka-ob-otsutstvii-sudimosti.html запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; ограничив доступ к данной информации путем включения указанных сайтов сети «Интернет» в
«Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и
сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет»,
содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации
запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению, поскольку замедление
исполнения этого решения в силу незаконности содержащейся на сайте
информации может нанести значительный ущерб публичным и частным
интересам.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Костромского областного суда через Островский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.С. Белоглазов