ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-454/2021КОПИ от 22.10.2021 Очерского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-454/2021 копия

УИД 59RS0032-01-2021-000645-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Очерский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Козловой В.А.,

при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,

с участием прокурора Щипицыной Ю.С.,

представителя ответчика Управления ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края Бурдина А.П.,

представителя заинтересованного лица МО МВД России «Очерский» Поповой О.В.,

рассмотрев 22 октября 2021 года в открытом судебном заседании в г. Очер Пермского края административное дело № 2а-454/2021 по административному исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно – коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края о признании бездействия незаконным, возложить обязанности совершить определенные действия,

установил:

прокурор Очерского района, с учетом уточненного административного искового заявления, обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению жилищно – коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края (далее - Управление ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края) с требованиями о признании незаконным бездействие Управления ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа по разработке проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги в городе Очер; возложении обязанности на Управление ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа обязанности в срок не позднее 01.01.2023 года разработать и утвердить проекты организации дорожного движения по автомобильным дорогам по следующим улицам г.Очер Очерского городского округа: Ленина, Карла Маркса, Революционная, Калинина, Черняховского, Коммунистическая, Советская, Гоголя, Урицкого, пер.Дорожный, пер.Трактовый, Носкова, пер.Пионерский, Льва Толстого, Школьная, пер.Водный, Кирова, Красногвардейская, Красноармейская, Пушкина, Попова.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Очерского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что на территории города Очер, на проезжей части с асфальтобетонным покрытием, в нарушение ГОСТ Р 52289-2019, отсутствует дорожная разметка 1.1 «Горизонтальная линия разметки» (Приложение №2 к ПДД) разделяющая потоки противоположных направлений на улицах Ленина, Карла Маркса, Революционная, Калинина, Черняховского, Коммунистическая, Советская, Гоголя, Урицкого, пер.Дорожный, пер.Трактовый, Носкова, пер.Пионерский, Льва Толстого, Школьная, пер.Водный, Кирова, Красногвардейская, Красноармейская, Пушкина, Попова. По указанным улицам повседневно осуществляются школьные перевозки детей в образовательные учреждения, и регулярные пассажирские перевозки. Проекты организации дорожного движения на указанные автомобильные дороги отсутствует, в связи с чем, горизонтальная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, не может быть нанесена на проезжую часть. Вынесенное 17.06.2021 начальником ОГИБДД МО МВД РФ «Очерский» представление в адрес главы Очерского городского округа об устранении выявленных нарушений, исполнено не было. По информации Управления ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа, разработка проектов организации дорожного движения планируется в соответствии с предписанием Инспекции государственного технадзора Пермского края в срок до 01.05.2023 года, источников финансирования не указано.

Отсутствие проектов организации дорожного движения не позволяет в полной мере обеспечить безопасность дорожного движения на дорогах г.Очер. Установленные нарушения могут повлечь дорожно-транспортное происшествие с участием неопределенного круга лиц – участников дорожного движения и жителей Очерского городского округа.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснила, что одной из основных целей деятельности Управления ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа является в том числе организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, организации содержания автомобильных дорог местного значения в границах Очерского городского округа. По информации ОГИБДД МО МВД России «Очерский», прокуратурой Очерского района проведена проверка исполнения органом местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что проекты организации дорожного движения отсутствуют на все улицы г. Очер Очерского городского округа. По информации Управления ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа разработка организации проектов дорожного движения планируется на основании предписания Инспекции государственного технического надзора Пермского края в срок до 01.05.2023, при этом в бюджет 2021 и плановые периоды 2022 и 2023 годы финансирование на разработку проектов отсутствует. Иных доказательств не представлено.

Представитель ответчика администрации Очерского городского округа Бурдин А.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, по доводам изложенным в возражении. Пояснил, что полномочия органов местного самоуправления по дорожной деятельности исполняет Управление ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа, являясь самостоятельным юридическим лицом. Инспекцией государственного технического надзора Пермского края проведена проверка соблюдения обязательных требований, предусмотренных действующим законодательством. Выдано предписание о исполнении требований по разработке проектов организации дорожной деятельности в срок до 01.05.2023. Проект решения о плановом бюджете находится в разработке. Кроме того указал, что в представлении начальника ОГИББ МО МВД России «Очерский» содержались требования о разработке проектов организации движения на те же улицы, которые указаны в административном исковом заявлении. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.

Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Очерский» Попова О.В. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Очерского района по информации начальника ОГИБДД МО МВД России «Очерский» проведена проверка исполнения администрацией Очерского городского округа, Управлением Управление ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края соблюдения законодательства дорожного движения. Проверкой установлено, что на территории г. Очер, на проезжей части с асфальтобетонным покрытием, в нарушении ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует дорожная разметка 1.1 «Горизонтальная линия разметки», в соответствием к приложения № 2 ПДД РФ, разделяющая транспортные потоки на улицах г.Очер Очерского городского округа: Ленина, Карла Маркса, Революционная, Калинина, Черняховского, Коммунистическая, Советская, Гоголя, Урицкого, пер.Дорожный, пер.Трактовый, Носкова, пер.Пионерский, Льва Толстого, Школьная, пер.Водный, Кирова, Красногвардейская, Красноармейская, Пушкина, Попова.

17.06.2021 начальником ГИБДД МО МВД России «Очерский» в адрес главы администрации Очерского городского округа направлено представление об устранении указанных нарушений (л.д. 12,14).

16.07.2021 начальнику ОГИБДД МО МВД России «Очерский» на представление направлен ответ о том, что в Очерском городском округе отсутствует утвержденная комплексная схема организации дорожного движения, а также проекты (схемы) организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, поскольку решением о бюджете Очерского городского округа на 2021 год и плановые 2022, 2023 годы расходы на разработку комплексной схемы организации дорожного движения не предусмотрены, муниципальные контракты для указанной цели не заключены (л.д. 13-14).

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункты 1, 2 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) также установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 196-ФЗ разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов (часть 1). В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения (часть 4).

Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 443-ФЗ установлено, что проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи.

Правила подготовки документации по организации дорожного движения утверждены Приказом Минтранса России от 30.07.2021 № 274 (далее – Правила), вступившие в законную силу 01.01.2021.

В соответствии с п. 1 Правила подготовки документации по организации дорожного движения устанавливают требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения за исключением проектов организации дорожного движения, разрабатываемых в составе проектной документации объектов капитального строительства (далее - Правила, КСОДД, ПОДД соответственно), а также порядку их подготовки, согласования и утверждения.

Согласно п. 2 Правил объем исходной информации для разработки документации по организации дорожного движения должен определяться исходя из существующей дорожно-транспортной ситуации, прогноза развития сети дорог, уровня детализации мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения, с учетом примерного перечня, приведенного в приложении N 1 к Правилам.

В соответствии с п. 4 Правил Подготовку, согласование и утверждение КСОДД необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации дорожного движения).

Согласно п. 8 Правил Срок рассмотрения КСОДД органами и организациями, рассматривающими КСОДД, не может превышать 30 календарных дней со дня их поступления на согласование.

В соответствии с п. 60 Правил поектные решения по организации дорожного движения при разработке ПОДД на период эксплуатации дорог или их участков должны включать предложения (мероприятия) по: 1) организации движения транспортных средств, в том числе: организации скоростного режима движения транспортных средств, включая введение зональных ограничений скорости движения; организации движения маршрутных транспортных средств, обустройству остановочных пунктов маршрутных транспортных средств; организации движения грузовых транспортных средств; организации пропуска или введению ограничений на движение транзитных транспортных средств; организации одностороннего и реверсивного движения; 2) обустройству отдельных участков, пересечений или примыканий, в том числе по устройству местных уширений проезжей части, дополнительных полос для движения, заездных карманов, обустройству въездов и выездов с прилегающих территорий на дороги, поперечным профилям участков дорог, размещению искусственных сооружений; 3) организации движения пешеходов, в том числе обеспечению маршрутов безопасного движения детей к образовательным организациям, местоположению и обустройству наземных (нерегулируемых, регулируемых) и внеуличных (надземных, подземных) пешеходных переходов и их обустройству, обеспечению беспрепятственного передвижения инвалидов; 4) организации движения велосипедистов, размещению объектов инфраструктуры для такого движения (велосипедные и велопешеходные дорожки, велосипедные полосы, места для стоянки велосипедов); 5) организации движения транспортных средств и пешеходов на железнодорожных переездах (при наличии); 6) размещению и обустройству парковок (парковочных мест); 7) организации работы светофорных объектов, включая корректировку режимов их работы, введение светофорного регулирования на пересечениях, примыканиях и участках дорог, а также их координации (при наличии дополнительного обоснования); 8) расстановке работающих в автоматическом режиме средств фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации;9) размещению искусственных неровностей; 10) иным мероприятиям в зависимости от специфики разрабатываемого ПОДД (при наличии).

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского поселения.

Таким образом, на административного ответчика Управление ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая разработку проектов по организации дорожного движения, которая обязана организовать движение транспортных средств и пешеходов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, требованиями технических регламентов с целью обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку основными принципами организации дорожного движения в Российской Федерации являются, прежде всего, соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Согласно пункту 1.2 Положения об учреждении Управление ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края, утвержденного решением Думы Очерского городского округа № 71 от 17.12.2019 Управление ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края является функциональным органом администрации Очерского городского округа Пермского края.

В соответствии с пунктом 2.2.9 Положения основными целями и задачами деятельности Очерского городского округа Пермского края является, в том числе организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Округа.

Прокурору Очерского района, административным ответчиком также предоставлена информация о том, что на разработку проектов организации дородного движения необходимы денежные средства, указанные в примерной сумме 4176000 рублей, без предоставленных расчетов сметной документации. В связи с поступившим предписанием очередному заседанию Думы Очерского городского округа направлено письмо от 25.08.2021 о выделении денежных средств (л.д. 16-18).

При этом, в судебное заседание сведения о решении Думы Очерского городского округа о финансировании проектной организации дорожной деятельности или отказа в финансировании, на принятые меры по представлению начальника ОГИБДД МО МВД России «Очерский», не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о бездействии со стороны административного ответчика в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, в части разработки проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги в городе Очер Очерского городского округа, которое нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по ним на указанной в иске территории.

Доводы представителя административного ответчика о том, что исковые требования заявленные прокурором об устранении недостатков в с рок до 01.01.2023 противоречит пункту 2.2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку, при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней. Ранее выданное предписание Инспекции государственного технадзора Пермского края установило срок исполнения разработки проектов организации дорожного движения до 01.05.2023, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет функции надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории Очерского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, находятся в компетенции Управления ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, решением суда может быть установлен срок, в течение которого требования должны быть исполнены.

Установленный срок для исполнения решения суда до 01.01.2023 является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку в отсутствие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения создается угроза безопасности дорожного движения, жизни и здоровья для неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст. ст. 177 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края по разработке проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги в городе Очер Очерского городского округа.

Возложить на Управление ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края обязанности в срок не позднее 01.01.2023 года разработать и утвердить проекты организации дорожного движения по автомобильным дорогам по следующим улицам г.Очер Очерского городского округа: Ленина, Карла Маркса, Революционная, Калинина, Черняховского, Коммунистическая, Советская, Гоголя, Урицкого, пер.Дорожный, пер.Трактовый, Носкова, пер.Пионерский, Льва Толстого, Школьная, пер.Водный, Кирова, Красногвардейская, Красноармейская, Пушкина, Попова.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Копия верна: судья В.А. Козлова