ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-454/2022 от 08.07.2022 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-454/2022

УИД: 86RS0003-01-2022-001019-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Пересыпкина А.Г.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-454/2022 по административному исковому заявлению прокурора Нижневартовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижневартовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведен мониторинг сети «Интернет» в рамках проверочных мероприятий в сфере исполнения законодательства в сфере лесопользования, в ходе которого выявлены сайты, содержащие информацию о способе уничтожения или повреждения лесных насаждений, с URL-адресами:

"

.

Данная информация находится в свободном доступе, доступна к просмотру в том числе несовершеннолетними.

Согласно ст. ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Экологической доктриной РФ (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р) установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Государственная политика в области экологии базируется на принципе платного природопользования и возмещения населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды.

Согласно п.п. 7, 8 «Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г.» (утв. указом Президента РФ от 30.04.2012) стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Реализация Основ осуществляется в соответствии с принципами ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и полного возмещения вреда, причинённого окружающей среде.

В силу ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон) основными принципами охраны окружающей среды являются презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Статья 3, 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» определяют, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; возмещение вреда окружающей среде; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с п. 8 Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев.

Статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Также статьей 261 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.

В силу ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещается распространение в СМИ, а также в информационнотелекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

На основании изложенного, просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на вышеуказанных сайтах, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В своем отзыве на административное исковое заявление прокурора, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО, указывают, что обозначенная в административном исковом заявлении информация о способах уничтожения или повреждения лесных насаждений, размещенная на странице сайта в сети «Интернет» , по состоянию на 07.07.2022г. доступна. Указанное подтверждается прилагаемым скриншотом, заверенным установленным порядком. Полагают возможным удовлетворить заявленные требования в части страницы сайта

Обозначенная в административном исковом заявлении вышеуказанная информация на страницах сайтов в сети «Интернет» с URL-адресами:

, по состоянию на 07.07.2022г. недоступна. Указанное подтверждается прилагаемыми скриншотами, заверенными установленным порядком. Управление Роскомнадзора оставляет принятие решения, в части страниц сайтов: на усмотрение суда.

Отдельным определением суда производство по делу в части административных исковых требований прокурора Нижневартовского района о признании информации, размещенной в сети Интернет по URL-адресам:

, запрещенной, прекращено в связи с отказом административного истца от исковых требований.

Согласно заявлению об уточнении исковых требований, административный истец настаивает на заявленных требованиях в части признания запрещенной к распространению в РФ информации, размещенной в сети Интернет на сайте с адресом:

На основании положений п. 7 ст. 150, п. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон.

Исследовав материалы административного дела, суд установил следующие обстоятельства.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенного прокуратурой района мониторинга сети «Интернет» в рамках проверочных мероприятий в сфере исполнения законодательства в сфере лесопользования, в ходе которого выявлен сайт, содержащий информацию о способе уничтожения или повреждения лесных насаждений, с URL-адресом:

Данная информация находится в свободном доступе, доступна к просмотру в том числе несовершеннолетними.

Согласно ст. ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Экологической доктриной РФ (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р) установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Государственная политика в области экологии базируется на принципе платного природопользования и возмещения населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды.

Согласно п.п. 7, 8 «Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г.» (утв. указом Президента РФ от 30.04.2012) стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Реализация Основ осуществляется в соответствии с принципами ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и полного возмещения вреда, причинённого окружающей среде.

В силу ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон) основными принципами охраны окружающей среды являются презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Статья 3, 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» определяют, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; возмещение вреда окружающей среде; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с п. 8 Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев.

Статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Также статьей 261 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.

В силу ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещается распространение в СМИ, а также в информационнотелекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

В соответствии с п. 13 вышеуказанной статьи под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктами 2, 3 указанных Правил регламентировано, что создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил, основанием для включения к единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание запрещенную информацию, являются вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

На момент проверки доменные имена по URL - адресам, на которых размещена вышеуказанная информация, в реестре отсутствуют.

Согласно информации МОМВД России «Нижневартовский» в ходе проверки владельцы сайтов, а также лица, распространяющие данные сведения, не установлены.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям. Производство по таким делам осуществляется по общим признакам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VIII данного кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд находит заявленные прокурором Нижневартовского района требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Нижневартовского района в интересах Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на страницах сайта URL-адресом: , информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2), для включения указанных адресов интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Нижневартовский районный суд.

Председательствующий: подпись А.Г. Пересыпкин

КОПИЯ ВЕРНА «08» июля 2022 г.

Подлинный документ находится в деле № 2а-454/2022

Нижневартовского районного суда

Уникальный идентификатор дела 86RS0003-01-2022-001019-67

Судья Пересыпкин А.Г._______________________

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»______________2022 г.

Секретарь суда ______________________