ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-454/2023 от 14.11.2023 Чертковского районного суда (Ростовская область)

Дело №2а-454/2023

УИД: 61RS0060-01-2023-000736-88

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос.Чертково 14 ноября 2023 года.

Чертковский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кадурина С.А.,

при секретаре Иваненко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФГКУ «Росгранстрой» к судебному приставу-исполнителю Чертковского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора, заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному району АО №3 ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ФГКУ «Росгранстрой» обратилось в Чертковский районный суд Ростовской области с настоящим административным иском к судебному приставу-исполнителю Чертковского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование требований указал, что судебным приставом-исполнителем Чертковского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора вх. от 04.10.2023 по исполнительному производству от 01.07.2021, возбужденному судебным приставом-исполнителем ФИО1 на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении (3) от 30.06.2021, выданного Чертковским районным отделом УФССП по РО. На основании постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 23.09.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному АО №3 ФИО2 возбуждено исполнительное производство от 18.09.2023 . ФГКУ Росгранстрой должно быть освобождено от уплаты исполнительского сбора по следующим основаниям. Штраф по постановлению по делу об административном правонарушении назначен в связи с неисполнением решения вынесенного Ворошиловским районным судом г.Ростова-на-Дону от 13.07.2017 по делу В соответствии с решением суда ФГКУ Росгранстрой обязано устранить нарушения требований законодательства по обустройству и эксплуатации двустороннего автомобильного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации Чертково в виде оборудования охранно-сигнализационным комплексом, включающим в себя автоматизированную систему охраны, систему оперативного теленаблюдения, системы распознания государственных номерных знаков автотранспорта, а также ограждение пункта пропуска, оснащение помещением модульного типа для осуществления таможенного оформления и контроля товаров, оснащение боксом углубленного досмотра, наличие знаков дорожного движения, оснащение мебелью. ФГКУ Росгранстрой ведётся работа по исполнению решения суда. В связи с крайней ограниченностью финансирования решение Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13.07.2017 по делу исполнено частично. На настоящее время исполнены следующие обязательства ФГКУ Росгранстрой по решению суда: осуществлена поставка мебели (оборудование помещений пункта пропуска мебелью в соответствии с Типовыми требованиями от 08.09.2008 №142: кресло компьютерное – 11 шт., стулья – 2 шт., шкаф для одежды – 1 шт., шкаф для документов – 1 шт. Государственный контракт от 13.04.2018 ; установлены дорожные знаки (наличие знаков дорожного движения: знаки приоритета – группа 2, STOP, 2.5-4 шт., запрещающие знаки дорожного движения – группа, 3.17.1 – 2 шт., дорожные знаки «Внимание, пешеход» - 2 шт. в соответствие с Едиными типовыми требованиями от 22.06.2011 (государственный контракт от 13.04.2018 проведён ремонт в серверной (в помещениях северной в операционном блоке проведение ремонта и замены пола, в связи с его проседанием при хождении и размещении оборудования, в помещении для осуществления таможенных операций на полосе контроля – замену напольного покрытия в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», государственный контракт от 28.12.2017 установлено заграждение по периметру пункта пропуска (государственный контракт от 12.12.2017 ; в части оснащения оборудованием санитарной площадки в соответствии с Типовыми требованиями от 28.05.2010 от 09.12.2008 установлены бак-накопитель воды на 250 л, 2 биотуалета с раковинами для мытья рук и контейнеров для сбора мусора с крышкой (государственный контракт от 06.11.2020

Судебное решение не исполнено в части:

оборудования санитарной площадки в соответствии с Типовыми требованиями от 28.05.2010 №299 от 09.12.2008 , регламентов оснащения от 28.09.2006 №320, с наличием: системы централизованного водоснабжения питьевой водой. (Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой направлен запрос от 09.02.2018 исх. в ФГКУ Росгранстрой для последующего формирования запроса распорядителю бюджетных средств на выделение лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) для разработки проектно-сметной документации на обустройство пункта пропуска санитарной площадкой);

оборудования территории пункта пропуска боксом таможенного досмотра транспортных средств в соответствии с Типовыми требованиями от 31.10.2008 . (Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой направлено письмо от 09.02.2018 исх. распорядителю бюджетных средств Минтранс России на выделение ЛБО для разработки проектно-сметной документации на обустройство пункта пропуска блочно-модульными зданиями);

оборудования охранно-сигнализационного комплекса, включающего в себя автоматизированную системы охраны (АСО), систему оперативного теленаблюдения, систему распознания государственных номерных знаков автотранспорта, соответствующие Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению органов таможенного контроля от 31.10.2008 (с целью исполнения решения суда в этой части и за период установленного нового срока для исполнения решения суда (25.04.2022 – 23.06.2022) Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой заключён государственный контракт от 23.05.2022 путём проведения электронного аукциона на заключение государственного контракт на проектирование слаботочных систем и проведение государственной экспертизы в ДАПП Чертково

Последним обращением Ростовского филиала ФГКУ Росгранстрой в Центральный аппарат ФГКУ Росгранстрой от 08.07.2021 направлен запрос на выделение финансирования для исполнения решения суда. В ответном письме от Центрального аппарата ФГКУ Росгранстрой от 30.07.2021 исх. указано что, учитывая значительную стоимость реализации мероприятий по исполнению решений судов, реализовать их в рамках выделенного ФГКУ Росгранстрой текущего финансирования в 2021 году не представляется возможным, однако данная потребность учтена и направлена в Минтранс России в заявке на выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств на плановый 2022 год, а также 2023 и 2024 годы. ФГКУ Росгранстрой ведётся работа по исполнению решения суда, а именно запрашиваются лимиты бюджетных обязательств у главного распорядителя бюджетных средств – Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с п.1.6 Устава ФГКУ Росгранстрой. ФГКУ Росгранстрой систематично направляет главному распорядителю бюджетных средств Минтранс России запросы на выделение ЛБО от 10.05.2018 исх. от 28.06.2018 исх. от 21.05.2019 исх. от 17.01.2020 исх. от 24.03.2020 исх. , от 11.06.2021 исх. Ранее решением Чертковского районного суда Ростовской области от 11.01.2023 по делу №2а-58/2023 к постановлению по делу об административном правонарушении от 13.10.2021 , решением Чертковского районного суда Ростовской области от 11.01.2023 по делу №2а-57/2023 к постановлению по делу об административном правонарушении от 29.10.2021 , решением Чертковского районного суда Ростовской области от 11.01.2023 по делу №2а-60//2023 к постановлению по делу об административном правонарушении от 30.06.2021 ФГКУ Росгранстрой освобождено от уплаты исполнительского сбора в размере 10000 рублей по каждому делу. Просил суд освободить ФГКУ Росгранстрой от взыскания исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 23.09.2022 вх. от 04.10.2023.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Чертковского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области ФИО1 представила письменные возражения, в которых указала следующее. На исполнении в Чертковском районном отделении судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области находилось исполнительное производство от 01.07.2021, возбужденное на основании акта по делу об административном правонарушении от 30.06.2021 о взыскании штрафа по постановлению должностного лица ФССП России. Которое было передано 21.11.2022г. в Межрайонное отделение судебных приставов по взысканию административных штрафов №6 ГУФССП России по г.Москве в связи с фактическим местом нахождения должника на территории подведомственной данному отделу. Копия постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства получена должником 20.07.2021 года. В срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должник не исполнил требования исполнительного документа в полном объёме.

Постановлением по делу об административном правонарушении №46 от 29.03.2021 года установлен добровольный срок для уплаты административного штрафа не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, который на момент возбуждения исполнительного производства истёк. Сведения о выполнении решения суда в добровольный срок должник не предоставил. 23.09.2022 года судебным приставом-исполнителем в соответствии со ст.112 Закона вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Таким образом, решение суда должником не было исполнено в добровольный срок. В соответствии с ч.3 ст.219 КАС РФ Административное исковое заявление о признании незаконным решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. На момент подачи административного искового заявления срок, установленный законом на обжалование истёк.

Основания, условия и размер взыскания с должника исполнительского сбора регламентированы ст.112 Закона. Положения данной статьи подлежат применению с учётом разъяснений Конституционного суда Российской Федерации относительно конституционного смысла и сущности взыскиваемого в рамках исполнительного производства исполнительского сбора как санкции, меры публично-правовой ответственности должника за неисполнение им требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения, которые изложены в постановлении от 30.07.2001 №13-П.

Соответственно, исходя из ч.2 ст.112 Закона, п.2 резолютивной части постановления КС РФ №13-П, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. При этом к таким уважительным причинам законодателем и Конституционным судом Российской Федерации в названном постановлении отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа. В частности, требования исполнительного документа должник в установленный судебным приставом-исполнителем в постановлениях о возбуждении исполнительных производств срок не исполнил, каких-либо уважительных причин такого неисполнения судебному приставу-исполнителю не предоставил, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для принятия оспариваемого постановления о взыскании с должника исполнительского сбора. Из вышеизложенного следует, что судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве» и в пределах предоставленных полномочий. Данное постановление также соответствует требованиям, установленным ч.2 ст.14 настоящего Федерального закона, а также содержит сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства РФ об исполнительном производстве.

Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительного сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Просила учесть, что ФГКУ Росгранстрой ведётся работа по исполнению решения суда. В связи с крайней ограниченностью финансирования решение Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13.07.2017 по делу №2-2017/2017 исполнено частично. На настоящее время исполнены следующие обязательства ФГКУ Росгранстрой по решению суда: осуществлена поставка мебели (оборудование помещений пункта пропуска мебелью в соответствии с типовыми требованиями от 08.09.2008 №142: кресло компьютерное – 11 шт., стулья – 2шт., шкаф для одежды – 1шт., шкаф для документов – 1 шт. государственный контракт от 13.04.2018 ; установлены дорожные знаки (наличие знаков дорожного движения: знаки в приоритете – группа 2, STOP, 2.5-4 шт., запрещающие знаки дорожного движения – группа, 3.17.1 – 2шт., дорожные знаки «Внимание, пешеход» - 2 шт. в соответствии с Едиными типовыми требованиями от 22.06.2011 (государственный контракт от 13.04.2018 проведён ремонт в серверной (в помещениях серверной в операционном блоке проведение ремонта и замены пола, в связи с его проседанием при хождении и размещении оборудования, в помещении для осуществления таможенных операций на полосе контроля – замену напольного покрытия в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Государственный контракт от 28.12.2017 Судебное решение исполнено частично: установлено заграждение по периметру пункта пропуска (государственный контракт от 12.12.2017 В части оснащения оборудованием санитарной площадки в соответствии с Типовыми требованиями от 28.05.2010 от 09.12.2008 установлены бак накопитель воды на 250 л, 2 биотуалета с раковинами для мытья рук и контейнер для сбора мусора с крышкой (государственный контракт от 06.11.2020 Судебное решение не исполнено в части: оборудование санитарной площадки в соответствии с Типовыми требованиями от 28.05.2010 , от 09.12.2008 регламентов оснащения от 28.09.2006 №320, с наличием: системы централизованного водоснабжения питьевой водой (Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой направлен запрос от 09.02.2018 исх. в ФГКУ Росгранстрой для последующего формирования запроса распорядителю бюджетных средств на выделение лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) для разработки проектно-сметной документации на обустройство пункта пропуска санитарной площадкой). Оборудование территории пункта пропуска боксом таможенного досмотра транспортных средств в соответствии с Типовыми требованиями от 31.10.2008 . (Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой направлено письмо от 09.02.2018 исх. распорядителю бюджетных средств Минтранс России на выделение ЛБО для разработки проектно-сметной документации на обустройство пункта пропуска блочно-модульными зданиями). Оборудование охранно-сигнализационного комплекса, включающего в себя автоматизированную систему охраны (АСО), систему оперативного теленаблюдения, систему распознания государственных номерных знаков автотранспорта, соответствующие Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению органов таможенного контроля от 31.10.2008 №1349. Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой заключён государственный контракт от 23.05.2022 путём проведения электронного аукциона на заключение государственного контракта на проектирование слаботочных систем и проведение государственной экспертизы в ДАПП Чертково (). Согласно п.2 ст.161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Финансирование ФГКУ Росгранстрой на оснащение пунктов пропуска осуществляется в рамках федеральных целевых программ. Концепцией реализации государственной политики в сфере обустройства объектов государственной границы Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 №1309-р, определено, что проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска и других объектов инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации осуществляется в рамках федеральных целевых программ в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации. До настоящего времени Ростовскому филиалу ФГКУ Росгранстрой, как получателю бюджетных средств финансирование не выделено, в связи с чем исполнить решение суда невозможно, поскольку отсутствуют лимиты бюджетных обязательств на дооснащение ДАПП Чертково.

Исходя из содержания главы 21 КАС РФ, следует, что для признания судом незаконным действия или решения государственного органа необходимо наличие следующих обстоятельств: несоответствие нормативному правовому акту, нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных лиц, создающих препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В нарушение указанных процессуальных норм ФГКУ «Росгранстрой» данные доказательства не представлены. заявитель не доказал в чем нарушены его права и законные интересы, а также чем действия судебного пристава-исполнителя не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя полностью соответствуют закону, а потом права и интересы заявителя не нарушены. Просила суд принять решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Чертковского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, в адрес суда направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, просила суд принять решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.

Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному району АО №3 ФИО2 в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, в суд не явился, суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав представленные материалы, считает, что требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) следует, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании из представленных материалов установлено следующее.

Решением Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13.07.2017 по делу №2-2017/2017 по иску Лиховского транспортного прокурора южной транспортной прокуратуры ФГКУ «Росгранстрой» обязано устранить нарушения требований в законодательстве по обустройству и эксплуатации действующего пункта пропуска ДАПП Чертково, в частности обеспечить оборудование охранно-сигнализационного комплекса, включающего в себя автоматизированную систему охраны (АСО), систему оперативного теленаблюдения, систему распознания государственных номерных знаков автотранспорта, а также ограждение пункта пропуска, соответствующим Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждённых приказом ФТС России от 31.10.2008 года №1349, Единым типовым требованиям, утверждённым Решением комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 года наличие в пункте пропуска помещения модульного типа для осуществления таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования в соответствии с Типовыми требованиями от 31.10.2008 года оборудование территории пункта пропуска боксом таможенного досмотра транспортных средств в соответствии с Типовыми требованиями от 31.10.2008 года ; наличие знаков дорожного движения: знаки приоритета – группа 2, STOP, 2.5 – 4 шт., запрещающие знаки дорожного движения – группа 3.17.1 – 2 шт., дорожные знаки «Внимание пешеход» - 2 шт., в соответствии с едиными требованиями, утверждёнными Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 года оборудование помещений пункта пропуска мебелью в соответствии с типовыми требованиями к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации транспортного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу. Срок исполнения – 12 месяцев с даты вступления решения в законную силу, т.е. до 17.10.2018г.

Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Чертковского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО3 от 02.08.2021 года в связи с неисполнением требований неимущественного характера во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок 17.05.2021 года, ФГКУ «Росгранстрой» подвергнуто административному наказанию по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей. ФГКУ «Росгранстрой» разъяснено, что штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа путём внесения или перечисления по указанным реквизитам и направлением копии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в Чертковский РОСП УФССП России по Ростовской области.

Однако, в установленный срок ФГКУ «Росгранстрой» назначенный штраф не уплатило и судебным приставом исполнителем Чертковского РОСП УФССП России по Ростовской области ФИО1 23.09.2022 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в размере 10000 рублей. При этом, судебный пристав исходил из того, что должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Также, судебным приставом исполнителем ОСП по Центральному АО №3 ФИО2 18.09.2023 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФГКУ «Росгранстрой» по взысканию исполнительского сбора в размере 10000 рублей.

В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными документами являются, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя.

В силу статьи 30 Закона об исполнительном производстве, основанием для возбуждения исполнительного производства является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 6). Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления (часть 15). После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 16).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

При этом, по смыслу пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

По смыслу приведённых норм и разъяснений, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.

Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора либо освобождение от уплаты исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (часть 9 статьи 12 Закона об исполнительном производстве).

Как следует из Устава Федерального государственного казённого учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», утверждённого распоряжением Минтранса России от 23 июня 2016 года №СА-78-р, ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» создано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. №2357-р, учредителем Дирекции является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Минтранс России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В соответствии с разделом V Устава ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» финансовое обеспечение деятельности Дирекции осуществляется за счёт средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Дирекция осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, которая утверждается и ведётся в порядке, определённом Минтрансом России.

При этом, суд учитывает, что решение суда от 13.07.2017 по делу №2-2017/2017, в связи с неисполнением которого в полном объёме вынесено постановление заместителя старшего судебного пристава ФИО3 о наложении административного наказания в виде штрафа, а также вынесено оспариваемое постановление судебным приставом-исполнителем ФИО1, частично исполнено, финансовое обеспечение деятельности ФГКУ «Росгранстрой» осуществляется за счёт средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы, ФГКУ «Росгранстрой» осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, которая утверждается и ведётся в порядке, определённом Минтрансом России, самостоятельно не имеет возможности распоряжения бюджетными средствами, для перечисления денежных средств по оплате штрафа предусмотрена определённая процедура, установленная бюджетным законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами, указанными выше, кроме того, денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует исполнения судебного решения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений по указанным категориям, фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возможности освобождения ФГКУ «Росгранстрой» от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Чертковского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области от 23.09.2022 года исполнительному производству от 01.07.2021.

Руководствуясь ст.ст.175, 176, 177, 178, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФГКУ «Росгранстрой» к судебному приставу-исполнителю Чертковского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить и освободить ФГКУ «Росгранстрой» от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Чертковского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1 от 23.09.2022 года по исполнительному производству от 01.07.2021.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Чертковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 ноября 2023 года.

Председательствующий: