ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4550/2022 от 14.10.2022 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

УИД: 61RS0008-01-2022-006289-40 Дело №2а-4550/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ростов-на-Дону 14 октября 2022 года

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

судьи Скоробогатовой Л.А.

при секретаре Кесель А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к административному ответчику участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2027 Советского района г. Ростова-на-Дону, Территориальная избирательная комиссия Советского района г. Ростова-на-Дону об отмене итогов голосования на избирательном участке № 2027,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Кислицына И.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что в ходе проведения 9-11 сентября 2022 года дополнительных выборов депутата Ростовской-на-Дону городской Думы по Советскому одномандатному избирательному округу № 30, на избирательном участке № 2027, расположенном по адресу: г. Ростов- на-Дону, ул. 339 Стрелковой Дивизии, д. 25/3, по ее мнению были выявлены факты фальсификации итогов голосования.

11.09.2022 в ходе процедуры подсчета голосов на избирательном участке № 2027, при вскрытии сейф-пакета, опечатанного 09.09.2022, количество бюллетеней внутри сейф-пакета и в акте сейф-пакета № 66716985 (акт о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф-пакета), не сошлось на 39 бюллетеней. Данное нарушение зафиксировано уполномоченными представителями Ростовского областного отделения политической партии КПРФМалик С.В., Оськиной Н.В., Попковой Т.А., наблюдателем Савицким А.А.

Кроме того, участковой избирательной комиссией в лице ее председателя Калининой Е.В. было отказано истцу в праве ознакомиться со списками избирателей, тем самым нарушив ст. 30 и 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», тем самым лишив истца возможности осуществить проверку контрольных соотношений данных и правильности подсчёта итогов голосования.

По мнению истца, данный факт прямо свидетельствует о грубом нарушении избирательного законодательства, о намеренном искажении волеизъявления граждан на избирательном участке № 2027.

На основании изложенного, административный истец просит суд отменить итоги голосования на избирательном участке № 2027 на дополнительных выборах депутата Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 30, согласно протоколу № 1 от 11 сентября 2022 года участковой избирательной комиссии об итогах голосования по Советскому одномандатному избирательному округу № 30 на избирательном участке № 2027.

Административный истец Кислицына И.И. и ее представитель в порядке ст. 54 КАС РФ – Куцаева И.М., в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам изложенным в нем, с учетом пояснения свидетелей и предоставленных видеоматериалов, просили административное исковое заявление удовлетворить.

Представитель административного ответчика – председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2027 Советского района г. Ростова-на-Дону Калинина Е.В. в судебное заседание не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, предоставила мотивированный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Представитель административного ответчика - Территориальной избирательной комиссия Советского района г. Ростова-на-Дону Ерасова Е.Н. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в мотивированном отзыве, представленном в материалы дела.

Помощник Прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Илюшечкина О.Д. в судебном заседании, полагала, заявленные требования не подлежащими удовлетворению с учетом норм действующего законодательства в сфере избирательного права.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом в порядке ст. 150 КАС РФ.

Суд, выслушав явившиеся стороны, заключение прокурора, допросив свидетелей, исследовав материалы КУСП, осмотрев видеоматериалы, представленные сторонами, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия(бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

Согласно Конституции РФ, свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3, ч. 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32, ч. 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (ст. 1, ч. 1; ст. 2; ст. 17, ч. 1; ст. 19, ч. 1 и 2).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

В соответствии ч. 15 ст. 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 21.05.2020 № 101-2 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва на территориальные избирательные комиссии», полномочия окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва по Советским одномандатным избирательным округам № 26, 27, 28, 29, 30 возложены на Территориальную избирательную комиссию Советского района города Ростова-на-Дону.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2022 № 336 дополнительные выборы депутата Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 30 назначены на 11.09.2022.

Постановлением Избирательной комиссией Ростовской области от 23.06.2022 № 221-1 принято решение о проведении голосования на выборах, назначенных на 11.09.2022, в течение нескольких дней подряд - 9, 10 и 11 сентября 2022 года.

Так, согласно п. 1 ст. 67 Федерального закона № 67-ФЗ, участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Требования к содержанию протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке приведены в п. 2 и 3 ст. 67 Федерального закона № 67-ФЗ.

Постановлением ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8 утверждено Положение «Об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд».

Согласно п. 3.5-3.7 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8 (далее - Положение), избирательные бюллетени, находящиеся в переносных ящиках для голосования, а также в стационарном ящике голосования ежедневно, без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования, перемещаются в сейф-пакеты. После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакет незамедлительно запечатывается с использованием индикаторной ленты. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт, который хранится вместе с сейф-пакетом.

В целях реализации указанных требований членами УИК № 2027 в присутствии лиц, находящихся в помещении для голосования, осуществлены вышеуказанные процедуры.

Согласно п. 3.4 Положения сейф-пакет представляет собой средство (непрозрачный пакет из полиэтилена), предназначенное (предназначенный) для обеспечения сохранности и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней, имеющее (имеющий) индивидуальный серийный номер и индикаторную ленту, сигнализирующую о попытке его вскрытия.

Индикаторная лента на сейф-пакете, которая является его неотъемлемой частью, должна обеспечивать индикацию фактов несанкционированного доступа путем проявления визуальных признаков нарушения целостности при попытке вскрытия сейф-пакета или снятия (демонтажа) ленты, не позволяющих использовать ленту повторно.

В силу п. 3.8 указанного Положения, после этого сейф-пакет, составленный в отношении него акт, а также заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать на дому помещаются в отдельный сейф (металлический шкаф, металлический ящик) участковой избирательной комиссии, предназначенный для хранения сейф-пакетов. Хранение в таком сейфе (металлическом шкафу, металлическом ящике) иной документации не допускается. Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей.

Согласно п. 4.4. Положения установлено, что вскрытие сейф-пакета (сейф-пакетов), содержащего (содержащих) избирательные бюллетени, перемещенные из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования в соответствии с п. 3.11 Положения, осуществляется перед вскрытием стационарных ящиков для голосования, которые использовались в последний день голосования, в порядке, установленном п. 4.4 и 4.5 Положения.

После окончания голосования в период подсчета голосов и подведения итогов в соответствии с п. 4.4 Положения вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка его неповрежденности (отсутствия следов несанкционированного доступа к его содержимому), а также установление факта идентичности номера на сейф-пакете номеру, указанному в соответствующем акте.

Число извлеченных из сейф-пакета избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в акт, составленный в отношении этого сейф-пакета в соответствии с п. 3.5 Положения.

Если число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше указанного в соответствующем акте количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, проводится проверка количества избирательных бюллетеней по всему списку избирателей с учетом абз. 4 п. 4.6 Положения.

С этой целью список избирателей на время проверки извлекается из места хранения, а по ее окончании убирается обратно в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. При этом не допускается хранение списка избирателей в сейфе (металлическом шкафу, металлическом ящике), предназначенном для хранения сейф-пакетов. Сохранность списка избирателей обеспечивается в соответствии с разделом 5 Положения.

Если в ходе указанной проверки выяснится, что число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете (сейф-пакетах), больше количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, указанного в соответствующем акте, составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении ), который прилагается к первому экземпляру протокола об итогах голосования. Данное обстоятельство подлежит рассмотрению участковой избирательной комиссией с информированием непосредственно вышестоящей избирательной комиссии. При этом в случае невозможности достоверно определить результаты волеизъявления избирателей участковая избирательная комиссия принимает решение о признании всех избирательных бюллетеней по соответствующему избирательному округу, обнаруженных в сейф-пакете (сейф-пакетах), недействительными.

В судебном заседании установлено, что Кислицына И.И. являлась зарегистрированным кандидатом в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу №30, согласно постановлению № 40-4 от 04.08.2022 Территориальной избирательной комиссия Советского района г. Ростова-на-Дону.

Согласно акту от 09.09.2022 о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф-пакета количество избирателей, получивших бюллетени - 172, при подсчете голосов избирателей число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных 11.09.2022 при вскрытии указанного сейф-пакета .

При этом, от кандидата в депутаты Кислицыной И.И. и уполномоченного партии КПРФ - Оськиной Н.В. в отдел полиции № 8 УМВД РФ по г. Ростову-на-Дону направлялись заявления по факту «фальсификации бюллетеней и итогового документа», в связи с расхождением количества бюллетеней на 39 штук.

Итоги голосования Дополнительных выборов депутата Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва утверждены протоколом №1 участковой избирательной комиссии № 2027 об итогах голосования по Советскому одномандатному избирательному округу № 30 от 11.09.2022, подписанным председателем УИК №2027, его заместителем, секретарем комиссии и членами УИК 12.09.2022 в 02 часа 32 минуты.

Протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке №2027 установлено, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования - 2132, число бюллетеней, полученных участковой комиссией - 1550, число бюллетеней, выданных УИК избирателям в помещении для голосования в день голосования – 401, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 6, число погашенных избирательных бюллетеней - 1143, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 6, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования - 401, число недействительных бюллетеней - 12, число действительных избирательных бюллетеней - 395.

Количество поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) прилагаемых к протоколу - 0.

Процедура подсчета голосов избирателей строго регламентирована законодательством о выборах и представляет собой определенную последовательность действий по подсчету голосов и установлению итогов голосования на участке, проводимую после окончания времени голосования.

Общая последовательность действий по подсчету голосов и установлению итогов голосования на участке закреплена в ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ и выглядит следующим образом:

1 этап - осуществление подсчета и погашения неиспользованных избирательных бюллетеней.

2 этап - проведение работы со списком избирателей.

3 этап - осуществление подсчета избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования (поочередно по каждому переносному ящику) отдельно по каждому виду выборов.

4 этап - вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней.

5 этап - подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням и проверка контрольных соотношений (отдельно по каждому виду выборов).

6 этап - упаковка избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений и списка избирателей.

7 этап - проведение итогового заседания УИК: рассмотрение жалоб (заявлений), поступивших в ходе подсчета голосов избирателей, подписание протоколов УИК об итогах голосования, выдача копий протоколов.

Таким образом, подсчету избирательных бюллетеней предшествует работа со списками избирателей, которая выглядит следующим образом:

Члены УИК с правом решающего голоса в каждой книге списка избирателей подсчитывают и записывают суммарные данные по каждой странице:

- число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования;

- число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке);

- число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке);

- число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке);

- число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям на избирательном участке (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке);

- число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке);

- число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке).

После внесения этих данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом УИК. Затем члены УИК суммируют их по своим книгам списка избирателей, оглашают эти сведения и сообщают председателю или секретарю комиссии, которые суммируют данные по книгам в итоговые данные по избирательному участку.

Итоговые данные оглашаются, вносятся на последнюю (заверительную) страницу списка избирателей. Итоговые данные вносятся в соответствующие строки соответствующих протоколов УИК и их увеличенных форм.

В результате произведенных действий в протоколах УИК об итогах голосования и их увеличенных формах заполняются строки:

- «Число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования»;

- «Число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования»;

- «Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования»;

- «Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно».

После установления суммарных данных по списку избирателей проводится проверка контрольных соотношений в отношении движения избирательных бюллетеней.

После этого со списком избирателей вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, присутствующие при подведении итогов.

В соответствии с требованиями п. 7 ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ, дальнейшая работа со списком избирателей, участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с п. 22 настоящей статьи, то есть после окончания сортировки избирательных бюллетеней. Список избирателей, участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.

После ознакомления наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с приложением 11 к Федеральному закону № 67-ФЗ с учетом нумерации строк протокола об итогах голосования, предусмотренной законом.

1) 1 больше или равно 3 + 5 + 6;

2) 2 равно 3-4 + 5 + 6 + 7+11ж-11з;

3) 8 + 9 равно 10 + 11;

4) 11 равно 12 + все последующие строки протокола

Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней.

Отказ в повторном пересчете бюллетеней не свидетельствует о нарушении закона, поскольку отсутствовала необходимость дополнительного подсчета голосов без наличия оснований, предусмотренных ст. 68 Закона № 67-ФЗ, ввиду отсутствия выявленного несоответствия каких-либо контрольных соотношений.

В соответствии с п. 1.1 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ, после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

В соответствии с п. 1.2 ст. 77 Закона № 67-ФЗ, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Обстоятельства, установление которых в судебном порядке судом соответствующего уровня, могут повлечь отмену решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, определены п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ, путем перечисления конкретных нарушений в пп. «а-а».

Соответствующие разъяснения приведены в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно представленным помощником прокурора копиям документов, в ОП №8 УМВД РФ по г. Ростову-на-Дону поступали обращения административного истца – кандидата в депутаты Кислицыной М.И. (зарегистрировано в КУСП № 32566 от 12.09.2022), уполномоченного партии КПРФ - Оськиной Н.В. (КУСП № 32549 от 11.09.2022), по факту «фальсификации бюллетеней и итогового документа», а также отказа председателя УИК ознакомить со списком избирателей.

В ходе проверки сотрудниками полиции 11.09.2022 по вышеуказанным фактам осуществлялся выезд СОГ отдела полиции №8 Управления МВД России по г. Ростову-на-Дону, составлен протокол осмотра места происшествия, опрошены заявители.

По результатам проверки по вышеуказанным материалам, зарегистрированным в КУСП ОП №8 УМВД РФ по г. Ростову-на-Дону, в связи с отсутствием состава преступления, указанные материалы были направлены для проведения проверки в Территориальной избирательной комиссией по Советскому району г. Ростова-на-Дону.

Согласно представленному отзыву на административное исковое заявление, подготовленному председателем Территориальной избирательной комиссии по Советскому району г. Ростова-на-Дону Ерасовой Е.Н., кандидат в депутаты - Кислицина И.И. на избирательный участок № 2027 прибыла около 00 часов 12.09.2022, после того, как работа со списком избирателей была уже прекращена, члены УИК избирательного участка № 2027 к тому времени уже произвели вскрытие всех переносных ящиков, сейф-пакетов с избирательными бюллетенями, стационарных ящиков и подсчет бюллетеней, находившихся в ящиках сейф-пакетах.

При этом с предложением произвести повторный подсчет данных, указанных в списках избирателей, кандидат Кислицына И.И. обратилась к членам участковой комиссии после окончания сортировки бюллетеней и заполнения протокола об итогах голосования, проверки контрольных соотношений, на стадии подписания протокола об итогах голосования членами УИК, в связи с чем, в удовлетворении данного требования кандидату Кислицыной И.И. членами участковой комиссии было отказано.

Вместе с тем, все контрольные соотношения проверки данных протокола об итогах голосования избирательного участка № 2027 выполнены.

Кроме того, зарегистрированный кандидат, наблюдатели не вправе принимать непосредственное участие в проводимом подсчете бюллетеней, совершать действия, препятствующие работе комиссии.

По итогам рассмотрения, поступивших из ОП №8 УМВД РФ по г. Ростову-на-Дону материалов по обращениям Кислицыной И.И. и Оськиной Н.В. председателем ТИК по Советскому району г. Ростова-на-Дону по итогам проведенной проверки направлены в адрес заявителей мотивированные ответы об отсутствии на участковом избирательном участке № 2027 нарушений порядка голосования и установления итогов голосования, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов голосования недействительными.

Рассматривая доводы административного истца Кислицыной И.И. о том, что избирательной комиссией было отказано ей в праве ознакомиться со списком избирателей, суд обращает внимание на то, что направленные заявителю по результатам рассмотрения доводов жалоб письменные ответы от 23.09.2022 в соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ, не могут рассматриваться как уклонение территориальной избирательной комиссии от принятия решения и нарушение порядка рассмотрения жалоб. В своем ответе председатель избирательной комиссии указала истцу на то, что отказ в ознакомлении со списком избирателей был связан с тем, что данное требование было заявлено после окончания подсчета голосов, проверки контрольных соотношений, на стадии подписания протокола об итогах голосования, с учетом того, что истица присутствовала лично после прибытия на участок при сортировке бюллетеней и данное требование могло быть заявлено изначально.

Кроме того, законом не предусмотрена процедура ознакомления со списком избирателей после завершения подведения итогов голосования, после завершения процедуры подсчета голосов список избирателей упаковывается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 22.04.2013 № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы решения избирательных споров.

В силу приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.01.2002 № 1-П применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Таким образом, основаниями для удовлетворения требований истца могут служить доказательства наличия только таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Между тем административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей.

Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, о том, что при вскрытии 11.09.2022 сейф-пакета № 66716985 было обнаружено только 133 бюллетеня, вместо 172, суд не может принять во внимание, поскольку допустимых и достоверных доказательств нарушения процедуры подсчета голосов на участковом избирательном участке № 2027, суду административным истцом не представлено, как и не представлено доказательств нарушений порядка голосования и установления итогов голосования на участковом избирательном участке № 2027, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов голосования недействительными.

В этой связи, суд приходит к выводу о том, что при утверждении итогов голосования волеизъявление избирателей определено с достоверностью, нарушений прав кандидата не установлено.

Доводы административного истца о том, что заявление Вязун И.А не было рассмотрено УИК № 2027, не соответствуют действительности, поскольку в материалы дела представлен письменный ответ на заявление, подготовленный секретарем УИК № 2027 Купреевой О.В.

Показания, допрошенных в судебном заседании свидетелей Оськиной Н.В., Вязун И.А., Шевчук Т.Ю., Везденева Т.Ю., осмотр предоставленных сторонами видеоматериалов не свидетельствуют о нарушении процедуры подсчета голосов избирателей и правильности подведения итогов голосования, а напротив подтверждают законность действий членов участковой избирательной комиссии № 2027 при подсчете голосов, установлении итогов голосования и отсутствие злоупотреблений при определении результатов выборов.

В этой связи, суд приходит к выводу о том, что при утверждении итогов голосования волеизъявление избирателей определено с достоверностью, нарушений прав кандидата в депутаты Кислицыной И.И. не установлено, а несогласие административного истца с действиями избирательной комиссии связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования и результатами выборов на соответствующем избирательном округе.

Каких-либо предусмотренных законом оснований для отмены решения о результатах выборов в ходе рассмотрения дела не установлено, при утверждении итогов голосования волеизъявление избирателей определено с достоверностью.

С учетом изложенных обстоятельств суд полагает, что требования административного истца об отмене итогов голосования на избирательном участке № 2027 на дополнительных выборах депутата Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 30, согласно протоколу № 1 от 11 сентября 2022 года участковой избирательной комиссии об итогах голосования по Советскому одномандатному избирательному округу № 30 на избирательном участке № 2027, не подтверждены материалами дела и поэтому подлежат отклонению как необоснованные.

Руководствуясь гл. 15, 24 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к административному ответчику участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2027 Советского района г. Ростова-на-Дону, Территориальная избирательная комиссия Советского района г. Ростова-на-Дону об отмене итогов голосования на избирательном участке № 2027, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.10.2022.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>