дело № 2а-4551/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июля 2023 года г.Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,
при секретаре Ожеховской Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан к Сабитовой Л.Р. о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по РБ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сабитовой Л.Р. о взыскании обязательных платежей:
- пени по транспортному налогу в размере 42,34 рубля по состоянию на 27 декабря 2021 года,
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 164 рубля (78 рублей за 2017 год, 86 рублей за 2018 год), пени в размере 6,94 рублей по состоянию на 27 декабря 2021 года,
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах городских округов, в размере 31 рубль за 2018 год, на общую сумму 244,28 рубля, мотивировав тем, что за налогоплательщиком Сабитовой Л.Р. числится указанная задолженность. Также просит восстановить срок для обращения в суд с настоящим иском.
Административный истец – представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по РБ в судебное заседание не явился, извещены судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Административный ответчик Сабитова Л.Р. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч.1 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании ч.1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ч.1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Материалами дела установлено, что Сабитовой Л.Р. принадлежат следующие объекты налогооблажения:
- автомобиль ВАЗ 21140, 2017 года выпуска, г.р.з. №
- квартира, расположенная по адресу: <адрес> площадью 42,2 кв.м., с кадастровым номером №
- квартира, расположенная по адресу: <адрес> площадью 42,2 кв.м., с кадастровым номером №
Согласно налоговому уведомлению № № от 19 августа 2018 года Сабитовой Л.Р. за 2017 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 78 рублей, транспортный налог в размере 706 рублей, установлен срок уплаты до 3 декабря 2018 года.
Налоговое уведомление направлялось Сабитовой Л.Р. посредством Почты России, что подтверждается почтовым идентификатором № вручено Сабитовой Л.Р. 2 октября 2018 года.
Согласно налоговому уведомлению № № от 22 августа 2019 года Сабитовой Л.Р. за 2018 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 117 рублей, транспортный налог в размере 770 рублей, установлен срок уплаты до 2 декабря 2019 года.
Налоговое уведомление направлялось Сабитовой Л.Р. посредством Почты России, что подтверждается почтовым идентификатором № вручено Сабитовой Л.Р. 24 октября 2019 года.
Согласно налоговому уведомлению № № от 1 сентября 2020 года Сабитовой Л.Р. за 2019 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 507 рублей, транспортный налог в размере 321 рубль, установлен срок уплаты до 1 декабря 2020 года.
Налоговое уведомление направлялось Сабитовой Л.Р. посредством Почты России, что подтверждается почтовым идентификатором №, вручено Сабитовой Л.Р. 29 октября 2020 года.
Согласно налоговому уведомлению № № от 1 сентября 2021 года Сабитовой Л.Р. за 2020 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 558 рублей, транспортный налог в размере 192 рубля, установлен срок уплаты до 1 декабря 2021 года.
Налоговое уведомление направлялось Сабитовой Л.Р. посредством Почты России, что подтверждается почтовым идентификатором № 27 марта 2023 года отправление аннулировано.
В установленные сроки налоги не уплачены, в связи с чем ответчику выставлены требования:
- № 21564 по состоянию на 30 января 2019 года об уплате налогов, срок исполнения требования до 18 марта 2019 года. Требование направлено посредством Почты России, что подтверждается почтовым идентификатором №, вручено Сабитовой Л.Р. 26 февраля 2019 года,
- № 24638 по состоянию на 28 января 2020 года об уплате налогов, срок исполнения требования до 24 марта 2020 года. Требование направлено посредством Почты России, что подтверждается почтовым идентификатором №, вручено Сабитовой Л.Р. 18 февраля 2020 года,
- № 86704 по состоянию на 29 июня 2020 года об уплате налогов, срок исполнения требования до 20 ноября 2020 года. Требование направлено посредством Почты России, что подтверждается почтовым идентификатором № вручено Сабитовой Л.Р. 29 октября 2020 года,
- № 25431 по состоянию на 15 июня 2021 года об уплате налогов, срок исполнения требования до 23 ноября 2021 года. Требование направлено посредством Почты России, что подтверждается почтовым идентификатором №. 27 марта 2023 года отправление аннулировано,
- № 97993 по состоянию на 27 декабря 2021 года об уплате налогов, срок исполнения требования до 8 февраля 2022 года. Требование направлено посредством Почты России, что подтверждается почтовым идентификатором № вручено Сабитовой Л.Р. 18 января 2022 года.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 по Стерлитамакскому району РБ от 9 июня 2022 года с Сабитовой Л.Р. в пользу Межрайоной ИФНС России № 3 по РБ взыскана задолженность по налогам в размере 3356,37 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В связи с направлением Сабитовой Л.Р. заявления об отмене судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка № 2 по Стерлитамакскому району РБ от 20 октября 2022 года судебный приказ от 9 июня 2022 года отменен.
Копия определения мирового судьи от 20 октября 2022 года об отмене судебного приказа получена налоговым органом 20 апреля 2023 года, что подтверждается штампом. Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 5 мая 2023 года, в отделение почтовой связи – 3 мая 2023 года.
Налоговый орган просит восстановить срок для подачи настоящего административного искового заявления.
Как следует из материалов дела, самым ранним требованием, направленным в адрес ответчика, является требование № 21564 со сроком исполнения до 18 марта 2019 года.
Сумма задолженности по налогам не превысила 10000 рублей.
Следовательно в суд с заявлением налоговый орган должен был обратиться в течении шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования, то есть до 18 сентября 2022 года.
Судебный приказ вынесен мировым судьей 9 июня 2022 года, то есть налоговый орган обратился в установленный законом срок.
После отмены судебного приказа, копия определения которого получена налоговым органом 20 апреля 2023 года, последний обратился в суд 3 мая 2023 года – административное исковое заявление сдано в отделение почтовой связи.
Таким образом, суд приходит к выводу о возможности восстановления административному истцу срока для подачи настоящего иска, поскольку пропуск срока является незначительным, все действия налогового органа по обращению в суд совершались в установленные законом сроки.
Тем самым, разрешая заявленные административные исковые требования налогового органа, суд пришел к выводу, что установленная законом обязанность по оплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога административным ответчиком, как налогоплательщиком, в установленные сроки не исполнена, что является основанием для взыскания с него в судебном порядке заявленных сумм недоимки по налогам и пени за просрочку их уплаты.
Расчет задолженности, представленный административным истцом, судом проверен, административным ответчиком не оспорен, доказательств оплаты вышеуказанных налогов и пени административным ответчиком не представлено.
В силу ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам рассматриваемых в судах общей юрисдикции, в связи с чем на основании ст.114 КАС РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан срок для подачи настоящего административного искового заявления.
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан к Сабитовой Л.Р. о взыскании обязательных платежей – удовлетворить.
Взыскать с Сабитовой Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, задолженность по:
- пени по транспортному налогу в размере 42,34 рубля по состоянию на 27 декабря 2021 года,
- налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 164 рубля (78 рублей за 2017 год, 86 рублей за 2018 год), пени в размере 6,94 рублей по состоянию на 27 декабря 2021 года,
- налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах городских округов, в размере 31 рубль за 2018 год.
Взыскать с Сабитовой Л.Р. государственную пошлину в доход городского округа город Стерлитамак в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Э.Р. Кузнецова