ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4553/2016 от 18.08.2016 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а - 4553/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2016 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Н.Г. Татарниковой,

при секретаре А.С. Ивановой,

с участием административного истца Тараненко В.Л., административного соответчика начальника инспекции –главного государственного инженера – инспектора гостехнадзора г.Бийска и Бийского района Божок М.А., заинтересованного лица – Бородина М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тараненко ВЛ к Государственной инспекции Алтайского края, Государственной инспекции гостехнадзора города Бийска и Бийского района, начальнику инспекции главному государственному инженеру – инспектору гостехнадзора г.Бийска и Бийского района Божок МА о признании незаконным решения об отказе в постановке на регистрационный учет прицепа тракторного, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию прицепа тракторного,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Тараненко В.Л. обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции гостехнадзора города Бийска и Бийского района о признании незаконным решения об отказе в постановке на регистрационный учет прицепа тракторного, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию прицепа тракторного.

На основании определения суда к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков: Государственная инспекция Алтайского края, начальник инспекции главный государственный инженер – инспектор гостехнадзора г.Бийска и Бийского района Божок М.А.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ он приобрел у Бородина М.И. по договору купли-продажи прицеп тракторный , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, цвет коричневый, заводской номер .

С целью постановки данного прицепа на регистрационный учет, он обратился с заявлением в Государственную инспекцию гостехнадзора города Бийска и Бийского района. К заявлению о постановке прицепа на регистрационный учет он приложил договор купли-продажи данного прицепа от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в постановке на регистрационный учет прицепа тракторного было отказано, ссылаясь на то, что отсутствуют правоустановительные документы, предусмотренные п. 2.1, 2.8.6 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозом РФ 16.01.1995 года №785 от 27.01.1995 г., а также предложили в судебном порядке установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения данным имуществом.

С данным решением Государственной инспекции гостехнадзора города Бийска и Бийского района он не согласен, поскольку, исходя из представленных документов видно, что тракторный прицеп был приобретен у Бородина М.И. ДД.ММ.ГГГГ На момент приобретения и заключения договора купли-продажи прицеп принадлежал Бородину М.И. на праве собственности, так как он в свою очередь приобретал данный прицеп у ОАО «Россия» «Бийская экспериментальная мебельная фабрика», что подтверждается счет-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ. Постановка на регистрационный учет прицепа прежним собственником не осуществлялась. Паспорта на прицеп не имеется, так прицеп был изготовлен в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия Постановления от 15 мая 1995 года №460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники на территории Российской Федерации».

В связи с чем, считает, что с заявлением о постановке на учет прицепа тракторного представил достаточные и надлежащие документы, позволяющие на их основании произвести государственную регистрацию.

Не согласен с доводами Государственной инспекции гостехнадзора города Бийска и Бийского района о том, что он должен установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом, которые находит несостоятельными, поскольку им был представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Данный договор сторонами не оспорен, исполнен, в связи с чем, считает, что он является добросовестным приобретателем тракторного прицепа и владеет им как своим собственным, а также пользуется и распоряжается им на законных основаниях.

С учетом изложенного, просит суд:

Признать незаконным решение Государственной инспекции гостехнадзора города Бийска и Бийского района об отказе в постановке на регистрационный учет прицепа тракторного , ДД.ММ.ГГГГ выпуска, заводской номер .

Обязать Государственную инспекцию гостехнадзора города Бийска и Бийского района произвести государственную регистрацию и поставить на регистрационный учет прицеп тракторный , ДД.ММ.ГГГГ выпуска, заводской номер .

Административный истец Тараненко В.Л. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик – представитель Государственной инспекции гостехнадзора города Бийска и Бийского района, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Административный соответчик - представитель Государственной инспекции Алтайского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Административный соответчик - главный государственный инженер – инспектор гостехнадзора г.Бийска и Бийского района Божок М.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку оснований для регистрации прицепа тракторного у инспекции не имелось. Административным истцом не были представлены правоустанавливающие документы на прицеп, а также паспорт самоходной машины.

Заинтересованное лицо – Бородин М.И., в судебном заседании поддержал заявленные требования. Дополнительно пояснил, что он тоже не смог поставить прицеп тракторный на регистрационный учет в связи с отсутствием соответствующего паспорта, в связи с чем, на федеральных трассах прицеп не использовал.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования административного истца подлежащими отклонению по следующим основаниям.

При разрешении настоящего спора установлены следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец приобрел у заинтересованного лица Бородина М.И. по договору купли-продажи прицеп тракторный , ДД.ММ.ГГГГ выпуска, цвет коричневый, заводской номер за 30 000 руб. 00 коп. (л.д. 7).

Заинтересованное лицо Бородин М.И. приобрел указанный прицеп тракторный у ОАО «Бийская экспериментальная мебельная фабрика», что подтверждается счет-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

В ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Государственную инспекцию гостехнадзора города Бийска и Бийского района с заявлением о постановке на регистрационный учет прицепа тракторного , ДД.ММ.ГГГГ выпуска, цвет коричневый, заводской номер (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ начальником инспекции главным государственным инженером – инспектором гостехнадзора г.Бийска и Бийского района Божок М.А. административном у истцу было отказано в регистрации прицепа тракторного , ДД.ММ.ГГГГ выпуска, цвет коричневый, заводской номер , в связи с отсутствием правоустановительных документов, предусмотренных п. 2.1, 2.8.6 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозом РФ 16.01.1995 года №785 от 27.01.1995 г. Кроме того, разъяснено, что административный истец может в судебном порядке установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения данным имуществом (л.д.6).

Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Пунктом 2 Постановления установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года, в редакции 26 июня 2014 г. (далее - Правила).

Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (пункт 1.4 Правил).

Согласно пункту 1.5 Правил собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Пунктом 1.10 Правил предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.

Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 01.09.1995 были введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, и пунктом 1 данного Постановления установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации, а в пункте 3 этого же Постановления предусмотрена разработка и утверждение определенными органами федеральной исполнительной власти Положения о паспорте самоходных машин и других видов техники.

Согласно пункту 1.5 утвержденного и введенного в действие указанного выше Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники (далее - Положение) наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации. В разделе 3 этого Положения определен порядок заполнения паспортов на самоходные машины и другие виды техники, в том числе при продаже указанной техники и приобретении ее новым собственником (пункты 3.22.1, 3.22.2).

Если отсутствуют необходимые документы, государственная инспекция Гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины (пункт 2.5 названного выше Положения).

Пунктами 2.1, 2.8.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995, также предусмотрено, что регистрация техники производится за владельцами при представлении документа, подтверждающего право собственности, и соответствующего паспорта.

На основании п. 2.8.6. Правил регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются:

выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы (пп. 2.8.6.1. Правил);

при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном ч. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в п. 2.8.6.1. настоящих Правил (пп. 2.8.6.2. Правил).

Пунктом 2.17 Правил, установлено, что машины, зарегистрированные в соответствии с ранее действующим порядком, и не состоявшие на учете в органах гостехнадзора, подлежат в шестимесячный срок с момента утверждения настоящих Правил перерегистрации с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков.

В силу п. 5.1. Правил владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации в случае прекращения права собственности на машины.

Также согласно п. 1.10. Правил регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.

Свидетельство о регистрации служит регистрационным документом, подтверждающим принадлежность машины (п. 2.15. Правил).

При изменении регистрационных данных машин владельцы обязаны предъявить машины для осмотра с целью сверки соответствия номерных агрегатов учетным данным (п. 2.21. Правил).

Пункт 1.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Минсельхозпродом РФ 28.06.1995 г., устанавливает, что наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.

Полномочиями по регистрации самоходных машин и прицепов к ним, а также по выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на регистрируемые самоходные машины и прицепы к ним на территории Алтайского края наделена Государственная инспекция гостехнадзора Алтайского края, которая осуществляет свою деятельность в соответствии Положением о гостехнадзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 г. №1291, Положением об Инспекции, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края №456 от 10.11.2006 г.

Согласно сведений Государственной инспекции гостехнадзора Алтайского края от 15.07.2016 г., судом установлено, что прицеп тракторный марки , ДД.ММ.ГГГГ выпуска, заводской , на дату подачи заявления в инспекции гостехнадзора Алтайского края зарегистрирован не был. При подаче заявления Тараненко В.Л. документ, подтверждающий право собственности на данный прицеп не представил и в заявлении его не указал (л.д.11).

В судебном заседании установлено, что к заявлению о постановке на учет прицепа тракторного административным истцом приложен только паспорт Тараненко В.Л., что подтверждается текстом самого заявления и пояснениями административного соответчика начальника инспекции главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора г.Бийска и Бийского района М.А. Божка.

Вышеуказанными Правилами предусмотрена обязанность владельца транспортного средства, при прекращении права собственности на него по снятию его с регистрационного учета, а на нового владельца обязанность по ее регистрации в течение пяти суток после приобретения, однако, предыдущими собственниками прицепа тракторного ОАО «Бийская экспериментальная мебельная фабрика» и заинтересованным лицом Бородиным М.И., обязанности, возложенные на них законодательством, исполнены не были.

Доводы административного истца о том, что на прицеп не имеется паспорта, так как прицеп был изготовлен в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия Постановления от 15 мая 1995 года №460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники на территории Российской Федерации», суд находит несостоятельными, поскольку в судебном заседании административный соответчик пояснил, что в отношении машин, зарегистрированных в соответствии с ранее действующим порядком, был предусмотрен формуляр, который подлежал замене на паспорт в течение шести месяцев с момента утверждения настоящих Правил.

В связи с чем, административным истцом при подаче заявления в Государственную инспекцию гостехнадзора города Бийска и Бийского района о постановке на регистрационный учет прицепа тракторного , ДД.ММ.ГГГГ выпуска, заводской номер , в нарушение положений п. 2.1, 2.8.6 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозом РФ 16.01.1995 года №785 от 27.01.1995 г. не был представлен документ, подтверждающий право собственности и соответствующий паспорт.

При этом в силу п. 1.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Минсельхозпродом РФ 28.06.1995 г., наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что у государственного инспектора отсутствовали основания для регистрации прицепа тракторного, поскольку административным истцом в нарушения пунктов 2.1, 2.8.6. Правил регистрации, не был представлен документ, подтверждающий право собственности на прицеп тракторный и соответствующий паспорт.

В связи с чем, суд не усматривает оснований для признания незаконным решения Государственной инспекции гостехнадзора города Бийска и Бийского района об отказе административному истцу в постановке на регистрационный учет прицепа тракторного , ДД.ММ.ГГГГ выпуска, заводской номер , и соответственно для удовлетворения производного требования о возложении обязанности произвести государственную регистрацию и поставить на регистрационный учет прицеп тракторный.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Тараненко ВЛ, отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Председательствующий Н.Г. Татарникова