ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-455/2022 от 26.07.2022 Топкинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-455/2022

УИД 42RS0036-01-2022-000937-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Топки 26 июля 2022 года

Топкинский городской суд Кемеровской области

В составе председательствующего Магденко И.В.

при секретаре Суглобовой Я.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кемеровской таможни к Кизилову А.В. о взыскании таможенных платежей, утилизационного сбора, пени,

У С Т А Н О В И Л:

Кемеровская таможня обратилась в суд с административным иском к Кизилову А.В. о взыскании таможенных платежей, утилизационного сбора, пени.

В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Кизилов А.В. ввез в Российскую Федерацию без таможенного декларирования и уплаты таможенной пошлины приобретенный в Республике Армения автомобиль, который в соответствии с правом ЕАЭС признается иностранным товаром и подлежит оплате таможенной пошлиной в размере, определенном в соответствии с таблицей № 2 приложения № 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 г. № 107. Поскольку таможенная пошлина не уплачена своевременно 11.02.2020 г., а также своевременно не уплачен утилизационный сбор, то на эти суммы подлежат начислению пени. Просят взыскать в доход федерального бюджета с Кизилову А.В. таможенных платежей в размере 2 330 223,44 руб., пени за неуплату таможенных платежей в размере 709 546,57 руб., обязательного платежа в виде утилизационного сбора в размере 5 200 руб., а также пени за неуплату утилизационного сбора в размере 992,51 руб. в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля ....

Представитель административного истца Сопруненко Н.А., доводы, изложенные в административном иске, поддержала, на требованиях настаивала в полном объеме.

Административный ответчик Кизилов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не остановлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

На основании пункта 32 Условий и переходных положений (приложение №3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 (подписан в г. Минск 10.10.2014)) (далее - Приложение № 3 к Договору) в отношении автомобилей, ввезенных на территорию Республики Армения после подписания Договора, при их ввозе на территории других государств- членов ЕАЭС разница между уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов и суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащими уплате, может быть уплачена в бюджет Республики Армения до воза на территории таких других государств-членов ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 33 Приложения № 3 к Договору в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 Приложения № 3 к Договору, при их возе на территории других государств-членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с четом пунктов 34 и 35 Приложения № 3 к Договору.

В соответствии с пунктом 35 Приложения № 3 к Договору автомобили, указанные в пункте 30 и пункте 31 Приложения № 3 к Договору, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств-членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств-членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств-членов АЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Судом установлено, что Кизилову А.В.ДД.ММ.ГГГГ приобрел на территории республики Армения транспортное средство — автомобиль марки ..., ...

При этом, на основании статьи 326 ТК ЕАЭС Кемеровской таможней в отношении Кизилова А.В. проведена проверка таможенных, иных документов и (или) ведений, начатая после выпуска товаров (далее - проверка), в части соблюдения условий ввоза транспортного средства для личного пользования, а также счисления, полноты и своевременности уплаты утилизационного сбора.

По результатам проверки установлено, что согласно письму Управления международного сотрудничества Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения от ДД.ММ.ГГГГ автомобиль марки ... был задекларирован в Республике Армения по таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления» по таможенному приходному ордеру .... Размер уплаченной таможенной пошлины составил .... Кроме этого, автомобиль ... не обладает статусом товара Евразийского экономического союза. Кроме того, гражданин Российской Федерации Кизилов А.В. при приобретении вышеуказанного автомобиля на территории Республики Армения и его последующем ввозе на территорию Российской Федерации статусом лица, постоянно проживающего на территории Республики Армения, не обладал.

Проверкой установлено, что требование пункта 35 Условий и переходных положений гражданином Кизиловым А.В. не исполнено, так как он не является лицом, постоянно проживающим на территории Республики Армения, в связи с чем, ввезти автомобиль ..., который был ввезен на территорию Республики Армения позднее подписания Договора о присоединении, и, соответственно, статусом товаров ЕАЭС не обладал, на территорию других государств - членов ЕАЭС без доплаты подлежащих уплате таможенных платежей он не мог.

Судом установлено, что также не оспаривалось административным ответчиком автомобиль ..., ввезен Кизиловым А.В. на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

Положения Решения Совета Евразийской экономической комиссии от -0.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - Решение № 107) определяют единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способов ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза.

Таким образом, для расчета разницы сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе транспортных средств на территорию Российской Федерации для личного пользования, подлежат применению единые ставки таможенных пошлин, налогов, установленные для рассматриваемой категории транспортных средств (таблица 2 приложения 2 к Решению № 107).

На основании пункта 34 Приложения № 3 к Договору, в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 Приложения № 3 к Договору, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере, указанном в абзаце втором пункта 31 Приложения 3 к Договору, до ввоза на территории других государств- членов ЕАЭС, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства-члена ЕАЭС, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыли такие автомобили.

Расчет суммы таможенных платежей, подлежащих доплате Кизиловым А.В. в бюджет РФ за автомобиль, представленный административным истцом, проверен судом и является, по его мнению, арифметически верным.

Таким образом, сумма таможенных платежей, подлежащих доплате Кизиловым А.В. в бюджет Российской Федерации за автомобиль ...., ввезенный ДД.ММ.ГГГГ на территорию Российской Федерации, составляет 2 330 223,44 руб.

В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме независимо от применения иных мер ответственности за нарушение международных договоров и актов в сфере множенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации.

Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.

Поскольку в установленный законом срок обязанность по уплате таможенных платежей Кизиловым А.В. не исполнена, таможенным органом произведено доначисление пени в размере 247 812,80 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Кемеровской таможней Кизилову А.В. по адресу регистрации заказным письмом направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ

В уведомлении о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ исчислены таможенные платежи в размере 2 330 223,44 руб., а также пени в размере 247 812,80 руб.

Судом установлено, что указанная сумма уплачена не была, в связи с чем административным истцом был произведен расчет суммы пени на задолженность по таможенным платежам Кизилова А.В., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, размер которой составил 709546,57 руб. (л.д.34). Данный расчет был проверен судом и признан арифметики верным.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, оплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.

В соответствии с пункт 15(1) раздела II Правил взимания, исчисления, у платы и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, сформируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора в сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация управляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

Перечнем установлена базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора - 20000 руб. Согласно Перечню в случае ввоза физическим лицом транспортного средства для личного пользования, с даты выпуска которого прошло более 3 лет, применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора 0,26 базовой ставки. Размер утилизационного сбора в этом случае составляет 5200 руб. (20000 руб. х 0,26).

Судом установлено, что Кемеровская таможня уведомила Кизилова А.В. о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении вышеуказанного транспортного средства заказным письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно абзацу 4 пункта 11(2) Правил взимания утилизационного сбора -непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

В соответствии с абзацем 4 пункта 11(2) Правил взимания утилизационного сбора пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

Поскольку в установленный законом срок обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля ..., Кизиловым А.В. не исполнена, таможенным органом произведено доначисление пени в размере 992,51 руб. Расчет суммы пени по утилизационному сбору Кизилова А.В., представленный административным ответчиком (л.д.35), проверен судом и признан верным.

Административный ответчик не представил суду доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, утилизационного сбора и не привел надлежащих доводов для отказа в удовлетворении исковых требований.

Таким образом, с учетом указанных обстоятельств суд полагает подлежащим удовлетворению требование административного истца о взыскании с Кизилова А.В. таможенных платежей в размере 2 330 223,44 руб., пени за неуплату таможенных платежей в размере 709 546,57 руб., обязательного платежа в виде утилизационного сбора в размере 5 200 руб., а также пени за неуплату утилизационного сбора в размере 992,51 руб. в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля ...

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кемеровской таможни удовлетворить.

Взыскать с Кизилову А.В., ..., в доход федерального бюджета задолженность по таможенным платежам в размере 2 330 223 (два миллиона триста тридцать тысяч двести двадцать три) рубля 44 копейки, пени за неуплату таможенных платежей в размере 709546 (семьсот девять тысяч пятьсот сорок шесть) рублей 57 копеек, задолженность по обязательному платежу в виде утилизационного сбора в размере 5 200 (пять тысяч двести) рублей 00 копеек, а также пени за неуплату утилизационного сбора в размере 992 (девятьсот девяносто два) рубля 51 копейка в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля ....

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ И.В.Магденко

Мотивированное решение суда изготовлено 27.07.2022г.

...

...

...

...

...

...

...

...

Подлинный документ подшит в деле №2а-455/2022 Топкинского городского суда Кемеровской области.