ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4560/19 от 09.08.2019 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

Мотивированное решение суда

изготовлено 09.08.2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата> г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

судьи Хасановой И.Р.,

при секретаре судебного заседания Трембач Д.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации г. Нижневартовска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги о предоставлении в аренду земельного участка и обязании предоставить в аренду земельный участок без проведения торгов,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обосновании указав, что 01.10.2018 года она приобрела в собственность нежилое здание – объект незавершенного строительства с кадастровым номером степенью готовности 90%, площадью 309,6 кв.м. по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 23.11.2018 года. В апреле 2019 года она обратилась в Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка без проведения торгов на основании п.п. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, на что получила отказ. В уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка в аренду указано на прекращение срока договора аренды 16.08.2018 года,заключенного с ФИО4, в связи с истечением срока договора аренды земельного участка для завершения строительства от 17.07.2015 года, право аренды на земельный участок у нее не возникло, так как в соответствии с п.п. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства. Также административный ответчик указывает, что право на однократное предоставление земельного участка, площадью 12 589 кв.м. с кадастровым номером , для завершения строительства реализовано предыдущим собственником объекта незавершенного строительства путем заключения договора аренды земельного участка для завершения строительства Считает данный отказ незаконным, поскольку она как собственник объекта незавершенного строительства право на однократное предоставление спорного земельного участка для завершения строительства она не реализовывала. Кроме того, считает, что договор аренды от 17.07.2015 года считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок в соответствии с правилами, предусмотренными п. 2 ст. 621, п. 2 ст. 610 ГК РФ, так как Арендатор продолжает пользоваться спорным земельным участком после истечения срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны Арендодателя. Отказ административного ответчика нарушает ее права на владение и пользование по назначению своим имуществом, так как без договора аренды на земельный участок она не имеет возможности завершить строительство.

Просит признать решение административного ответчика от 25 апреля 2019 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым (условным) номером незаконным, обязать административного ответчика предоставить ей в аренду без проведения торгов земельный участок для завершения строительства.

От административного ответчикаАдминистрации г. Нижневартовскапоступили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, согласно которымпредставитель просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Административный истецФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, согласно телефонограмме, поступившей до начала судебного заседании, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 на административных исковых требованиях настаивала в полном объеме согласно доводам, изложенным в административном иске. Дополнила, что договор аренды с бывшим собственником был заключен в августе 2015 года, то есть после вступления в действие изменений в Земельный кодекс РФ, в связи с чем, пункт договора 5.7. в данном случае применим к правоотношениям между сторонами. На момент заключения договора купли-продажи договор аренды уже прекратил свое действие, но от арендатора не поступило возражений на предмет пользования земельным участком другим собственником, арендная плата продолжалась начисляться и взыскиваться с нового собственника объекта незавершенного строительства, тем самым арендатор подтверждал факт пользования земельным участком, поэтому новый собственник имеет право на аренду этого спорного земельного участка. Кроме того, строительство на спорном земельном участке завершено на 90%. В течении 6-ти месяцев арендатор не заявил исковое заявление об изъятии объекта незавершенного строительства для продажи с публичных торгов. Договор аренды прекратил действие 17.08.2018 года, следовательно, с иском арендатор мог обратиться до 18.01.2019 года, в нарушение данного срока административный ответчик заявил иск в арбитражный суд только в марте 2019 года. Договор аренды не расторгался, не признан недействующим, поэтому продолжает действие по настоящее время.

Представитель административного ответчика Администрации г. Нижневартовска по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В силу части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Административный истец об отложении дела не просила, ее неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела.

В силу ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая надлежащее извещение, а так же, что суд не признал явку административного истца обязательной, суд рассмотрел административное дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного (самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО3 является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером по адресу: <адрес> города. Основанием для приобретения права собственности является договор купли-продажи объекта незавершенного строительства от 01.10.2018 года, заключенный между ФИО4 и ФИО3 Право собственности зарегистрировано 23.11.2018 года.

Объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, площадью 12 589 кв.м., с кадастровым номером , предоставленного ФИО4 согласно договору аренду земельного участка от 17.07.2015 года, в целях использования для завершения строительства товарного склада нефтепромыслового оборудования.

Согласно п. 1.2. вышеуказанного договора аренды, срок аренды спорного земельного участка был установлен с 17.07.2015 года по 16.07.2018 года. При этом, Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Нижневартовска было выдано разрешение на строительство товарного склада нефтепромыслового оборудования сроком действия до 25.03.2016 года.

Также в судебном заседании установлено, что в апреле 2019 года ФИО3 обратилась в Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска с заявлением о предоставлении ей в аренду спорного земельного участка без проведения торгов.

Уведомлением исх. от 25.04.2019 года Администрация г. Нижневартовска отказала ФИО3 в предоставлении муниципальной услуги по заявлению о предоставлении в аренду земельного участка.

Не согласившись с данным решением, административный истец обратилась в суд.

Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 года № 137-ФЗ) в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 год или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 годав аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

По смыслу пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ правом на получение в аренду для завершения строительства объекта наделено как лицо, право собственности которого на этот объект зарегистрировано до 01.03.2015 года, так и лицо, которому участок для строительства был предоставлен до 01.03.2015 года, независимо от регистрации права собственности на объект незавершенного строительства и момента такой регистрации (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года № 305-ЭС17-2608).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства после 01.03.2015 года регулируется главой V.1 ЗК РФ и переходными положениями, установленными Законом№ 137-ФЗ.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент заключения договора аренды) установлено, что не может быть предметом аукциона земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий гражданину или юридическому лицу.

В этом случае законом предусмотрено предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов собственникам объектов незавершенного строительства для завершения их строительства.

Так, согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Случаи заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а общие условия реализации права на заключение нового договора аренды без проведения торгов - пунктом 4 данной статьи.

В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, которой находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанных в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шестимесяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи в с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Пунктом 4 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 данного Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

При отсутствии совокупности условий пунктов 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем, земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗКРФ).

В судебном заседании было установлено, что ранее заключенный договор от 17.07.2015 года был уже предоставлен в целях для завершения строительства объекта – товарного склада нефтепромыслового оборудования, при этом, срок его действия истек 16.07.2018 года, в связи с истечением срока договора аренды земельного участка для завершения строительства от 17.07.2015 года права аренды на земельный участок у ФИО3 не возникло.

Указанные нарушения являлись безусловными основаниями к отказу в предоставлении муниципальной услуги.

В силу п. 1 ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Как было ранее указано, в соответствии с п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 года или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

Исходя из смысла вышеуказанных норм, владельцам незавершенного строительства на арендованном земельном участке, выделенном для строительства, по договорам аренды, заключенным до 01.03.2015 года, предоставляется право на продление договора аренды однократно сроком на три года для завершения строительства.

В данном случае таких обстоятельств также не установлено.

Следовательно, обжалуемый отказ от <дата> издан в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями законодательства, основания для признания его незаконным отсутствуют.

Ссылка представителя административного истца на положения пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610), основана на неверном толковании закона, так как норма пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению к правоотношениям сторон настоящего спора.

С 01 марта 2015 года действует общее правило о предоставлении публичных земельных участков в аренду на торгах и отменено преимущественное право арендатора на заключение договора на новый срок без проведения торгов. Данные правила были введены Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ, которым были внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации.

В силу пункта 15 статьи 39.8 названного кодекса арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.

Как следует из положений пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Соответственно, возможность применения пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенным после 01 марта 2015 года, законом не предусмотрена.

Следовательно, положения пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации к данному договору применены быть не могут, поскольку в соответствии с установленными нормами по истечении срока договора аренды земельного участка (16июля 2018 года), такой договор прекратил свое действие.

В такой ситуации, то обстоятельство, что уведомление об истечении срока аренды было направлено арендодателем позднее указанной даты, значение иметь не может.

Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение, действие (бездействия) совершено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.Напротив, административный истец не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных ФИО3 к Администрации г. Нижневартовска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги о предоставлении в аренду земельного участка и обязании предоставить в аренду земельный участок без проведения торгов,отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.

Судья И.Р. Хасанова