ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4567/2016 от 22.12.2016 Ачинского городского суда (Красноярский край)

2а - 4567 (2016)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2016 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б,

с участием истца – помощника Ачинского межрайпрокурора – Алешиной Н.А.,

представителя ответчика Администрации Ачинского района – Ключеня О.Н., действующей на основании доверенности от 11 января 2016 года.,

представителя третьего лица МКУ «УС и ЖКХ» - Чайковского А.В., действующего на основании распоряжения Администрации Ачинского района № 133 от 15 августа 2016 года.,

при секретаре Хмельковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ачинского района Красноярского края, ООО УК «РКХ», ООО «Стройхолдинг» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2016-2017 годов,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ачинского района Красноярского края о признании бездействия незаконными, возложении обязанности по подготовке объектов жилищно –коммунального хозяйства к отопительному сезону 2016-2017 годов, мотивируя свои исковые требования тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой во исполнение Указания прокуратуры Красноярского края №421/7/1 от 22.11.2011 «Об организации надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере»; № 560/7/1 от 01.10.2013 «Об усилении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере и подготовкой объектов коммунальной инфраструктуры к работе в зимний период (с изменениями, внесенными указанием прокурора края от 27.11.2014 №227/7/1; №117/7/1 от 26.06.2014 «Об усилении надзора за соблюдением законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги» на поднадзорной территории города Ачинска и Ачинского района проводятся проверки в данной сфере. На основании ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу п. 3.3.1 обязательных для исполнения всеми организациями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 (ПТЭТЭУ) (далее Правила), производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающим длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.

Пунктом 11.1 Правил определено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей собственнику необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются:

- устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

- испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность.

Администрация Ачинского района Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ходе проверки готовности к отопительному периоду 2015-2016 г.г. комиссией, образованной Енисейским управлением Ростехнадзора установлен факт не выполнения требований по готовности к отопительному периоду, установленных пп.4 п. 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103: не проведено техническое освидетельствование котельным установкам (нет актов комиссионного освидетельствования) котельной п. Горный, ул. Молодежная, 22в (п. 9.1, п.9.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.2003, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003); не обеспечивается надежное теплоснабжение потребителей (установлено 2 котлоагрегата) котельная п. Малиновка, Северо-восточная зона №1, квартал 6, №26 (п. 5 ст. 20 ФЗ-190 от 27.07.2010 «О теплоснабжении»).

Таким образом, выявленные нарушения послужили основанием для отказа в выдачи паспорта готовности муниципальному образованию Ачинский район в отопительный период 2015-2016г.г.

В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства при подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимний период 2016-2017 года установлено, что администрация Ачинского района Красноярского края является собственником объектов ЖКХ: артезианская скважина с.Заворки; водопроводные сети, артезианская скважина п. Ключи, водопроводные сети, артезианская скважина д. Малый Улуй, водопроводные сети, артезианская скважина, водонапорная башня д. Малый Улуй, котельная, тепловая сеть п. Ключи; водопроводная сеть, водонапорная башня, артезианская скважина п. Причулымский; котельная, тепловая сеть п. Причулымский.

28.06.2016 Глава Ачинского района предостережен о недопустимости нарушения закона при выполнении мероприятий по подготовке объектов тепло-, водоснабжения района к новому отопительному сезону, отмечена необходимость своевременного выполнения мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2016-2017 гг. во избежание срыва начала отопительного сезона на территории Ачинского района, нарушения прав граждан на получение своевременных и качественных услуг тепло-, водоснабжения, а также аварийных ситуаций на объектах ЖКХ во время прохождения отопительного периода. Тем не менее, электроснабжение котельных обеспечено не было, договоры аренды заключены лишь в конце августа начале сентября 2016 года, в связи с чем, ремонтные мероприятия не проводились и не проведены по настоящее время.

Вместе с тем, работы по подготовке к отопительному сезону 2016-2017 г.г. на объектах ЖКХ не проводились и не проводятся ни собственником имущества, ни арендатором.

Прокуратурой в адрес УФАС по Красноярскому краю направлено письмо по вопросу соблюдения администрацией Ачинского района требований антимонопольного законодательства при заключении договоров аренды муниципального имущества – объектов ЖКХ. 13.09.2016 в адрес прокуратуры поступило письмо УФАС по Красноярскому краю о том, что в соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» администрации Ачинского района выдано предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в десятидневный срок с момента его получения.

В адрес администрации Ачинского района прокуратурой 28.07.2016 направлено представление с требованием об устранении выявленных нарушений. Представление рассмотрено, действенных мер к устранению выявленных нарушений органом местного самоуправления не предпринято.

Согласно акта проверки от 13.09.2016 выявлены нарушения по теплотехнической, электротехнической частям - Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.03г., зарегистрированы Минюстом России от 02.06.03г. рег. № 4358), Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013г. №103, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (Утверждены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, зарегистрированы Минюстом России №4145 от 22.01.2003г.), п.1.2.1. Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках (утверждены приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года №261), на объектах, расположенных: п.Малиновка, п.Белый Яр Ачинского района.

Выявленные нарушения влияют на надежность и безопасную эксплуатацию котельных, представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья людей.

Бездействие администрации заключается в том, что ежегодно при проверке Енисейским управлением Ростехнадзора устанавливается факт не выполнения требований по готовности к отопительному периоду, однако, в течение срока аренды ни арендатором мер по устранению нарушений, ни администрацией Ачинского района, как собственником имущества, мер к устранению нарушений не предпринималось, администрация так же бездействовала, деятельность арендатора не контролировала, и бездействует в настоящее время.

Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства при использовании муниципальной собственности, по результатам которой выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства.

Действующим законодательством предусмотрены процедуры конкурсного отбора организаций для передачи прав аренды на объекты ЖКХ с заключением долгосрочных договоров аренды (на 10 лет). Данный способ распоряжения муниципальным имуществом является эффективным и рациональным, так как позволяет исключить возможность смены арендатора в период отопительного сезона. Однако, Администрацией района данный способ распоряжения муниципальным имуществом не используется без каких-либо на то оснований.

Изучение договоров аренды муниципального имущества по объектам ЖКХ показало, что долгосрочных договоров, кроме как с ООО «АльянсСпецСтрой» на котельную по сроку действия до 31.12.2018 года администрацией района не заключается, что свидетельствует об отсутствии рационального и эффективного использования муниципального имущества, так как не обеспечивает надлежащую организацию теплоснабжения на территории, в том числе в период отопительного сезона.

Заключенные 19.11.2015 договоры аренды котельных и тепловых сетей с ООО «Вега», ООО «Сибресурс» предусматривают сроки окончания использования имущества 31.12.2016, т.е. в период отопительного сезона 2016-2017 гг., что ставит под угрозу прохождение отопительного сезона, и как следствие может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц обусловленные некачественным предоставлением коммунальной услуги «теплоснабжение» в зимний период времени года либо прекращение ее предоставления.

Без проведения работ по подготовке к отопительному сезону 2016-2017 г.г. будет невозможно начать отопительный сезон на территории Ачинского района, который по сложившейся многолетней практике начинается с 15 сентября, а также выявленные недостатки могут привести к возникновению аварий, чрезвычайных ситуаций в отопительный период иным более тяжким последствиям.

На основании ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении" в их взаимной связи ответственной за организацию теплоснабжения потребителей Ачинского района является администрация Ачинского района.

Следовательно, на нее подлежит возложению обязанность обеспечить центральное теплоснабжение потребителей, а именно жителей Ачинского района и социальные объекты. Кроме того, согласно договоров аренды арендодатель – администрация Ачинского района, осуществляет контроль за использованием и сохранностью переданных в аренду объектов, а также право беспрепятственного доступа к объектам по первому требованию. Арендодатель (администрация Ачинского района) обязан, в том числе контролировать выполнение обязательств по договору путем проведения периодических проверок (не реже 1 раза в квартал) в части установления использования объектов аренды по целевому назначению, соблюдению технических и иных требований, предъявляемых к пользованию объектами аренды, принятию мер к проведению текущего ремонта, использованию объектов аренды непосредственно самим Арендатором. Доказательств проведения названных периодических проверок ответчиком не представлено, настоящее техническое состояние объектов ЖКХ говорит о не проведении таковых проверок.

При этом, у эксплуатирующих котельные организаций - ООО «АльянсСпецСтрой» и ООО УК «РКХ», ООО «АРЖКС» не было достаточного времени для выполнения мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному периоду 2016-2017г., в связи с поздним сроком заключения договоров аренды. В связи с данными Обстоятельствами, истец просит признать бездействие администрации Ачинского района в части не подготовки объектов ЖКХ к отопительному сезону 2016-2017 г.г. незаконным.

Обязать администрацию Ачинского района осуществить ремонтные работы по подготовке объектов ЖКХ, расположенных на территории Ачинского района и устранить выявленные в ходе проверки нарушения на объектах, расположенных:

п. Малиновка

- здание отопительной котельной (п. Малиновка, Северо-Восточная зона № 1, квартал 6, № 26); договор аренды муниципального объекта недвижимости коммунальной инфраструктуры на территории Малиновского сельсовета № 121-16 от 30.08.2016г. до 01.07.2017г.; центральный тепловой пункт (ЦТП) (п. Малиновка, квартал 1, № 39); сеть горячего водоснабжения 5205,5 п.м. (п. Малиновка Ачинского района); тепловые сети 7562,0 п.м. (п. Малиновка Ачинского района);

п. Белый Яр

- здание отопительной котельной (п. Белый Яр, ул. МПС, 1А); договор аренды № 14-16 от 17.08.2016г. до 15.09.2016г.; участок тепловой сети 1309 п.м. (п. Белый Яр Ачинского района):

-провести проверку знаний в комиссии Ростехнадзора ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплотехнического оборудования котельной п. Малиновка Осипова В.Г.;

-утвердить перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на котельных и тепловых сетях;

-обеспечить наличие должностных инструкций по каждому рабочему месту;

-обеспечить наличие утвержденных схем трубопроводов тепловых сетей;

-оформить паспорта котлов;

-оформить разрешение на допуск в эксплуатацию котла рег. №:2, Ст.№ 2, заводской номер 874, марка КВ -Р-4,65-115(КВ-ТС-4-115);

-разработать оценку надежности систем теплоснабжения;

-выполнить капитальный ремонт 2-х котлов (ст. Зерцалы);

-укомлпектовать электрощитовую в котельной п.Малиновка средствами для оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев;

-обеспечить наличие графика периодических осмотров ВЛ-10;0,4 кВ, утверждаемого ответственным за электрохозяйство;

-обеспечить на котельной п. Малиновка защиту токоведущих частей автоматического выключателя вентилятора поддува котла №2, обеспечить защиту от случайных прикосновений.

Котельная, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Школьная, 15.

1. обеспечить наличие договора на электроснабжение котельной между арендатором котельной ООО “АльянсСпецСтрой” и энергоснабжающей организацией ОАО “Красноярскэнергосбыт”;

2. обеспечить защиту силового кабеля питающего электродвигатель поддува котла № 1 от механических повреждений;

3. обеспечить наличие аварийное освещение в котельной;

4. обеспечить ВРУ-0.4кВ однолинейной электрической схемы котельной;

5. усилить болтовое соединение заземляющего устройства электродвигателя дымососа;

6. устранить коррозию видимой части заземляющего устройства;

7. обеспечить наличие разработанной эксплуатирующей организацией, оценки надежности систем теплоснабжения;

8. обеспечить наличие сведений о промывке оборудования и коммуникаций источника тепловой энергии, тепловых сетей (акты);

9. обеспечить наличие актов испытаний трубопроводов систем горячего водоснабжения, отопления;

10. обеспечить проведение контрольных противоаварийных, противопожарных тренировок с персоналом, обслуживающим котельные установки;

11. проверку знаний персонала, эксплуатирующего тепловые энергоустановки;

12. обеспечить наличие в котельной переченя необходимых, схем и других оперативных документов, утвержденного техническим руководителем организации;

13. обеспечить наличие на рабочих местах схем, утвержденных техническим руководителем организации с обозначением и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры;

14. выполнить ремонт котла ст.№2, обеспечить надежное теплоснабжение при отсутствии на источнике резерва мощности;

15. поверить, опломбировать манометры, установленные на тепловых энергоустановках 12 шт.;

16. провести ревизию и настройку предохранительных устройств водогрейных котельных установок;

17. провести на котельной капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений по ежегодным календарным планам, утвержденным руководителем организации;

18. обеспечить тепловую изоляцию тепловой сети, в соответствии со строительными нормами и правилами;

19. утвердить график (план) ремонта тепловых сетей, разработанного на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность;

20. обеспечить наличие аварийного запаса материалов и арматуры для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений, в соответствии с нормами аварийного запаса, утвержденных ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей.

Котельная, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п.Ключи, ул. Центральная, 2А:

1. обеспечить наличие договора на электроснабжение котельной между арендатором котельной ООО УК “РКХ” и энергоснабжающей организацией ПАО “Красноярскэнергосбыт”;

2. обеспечить наличие протоколов высоковольтных испытаний на электрооборудование КТП 54-11-6 10/0.4кВ;

3. обеспечить наличие протоколов испытаний на электрооборудование котельной;

4. определить пожароопасные зоны в котельной;

5. удалить деревья, угрожающие падением на провода в охранной зоне ВЛ-10кВ ф 54-11 пролет опор № 1-1 №1-2;

6. проложить силовой кабель от РУ-0.4кВ КТП 54-11-6 до ВРУ-0.4кВ котельной в соответствии с требованиями п.2.3.27. п.2.3.28. п.2.3.29. Правила устройства электроустановок (6-е издание);

7. устранить повреждения кабельных полок, установленных на фасаде здания котельной, провисание силовых кабелей;

8. на путях эвакуации обеспечить аварийное освещение в котельной;

9. на дверях ВРУ-0.4кВ, ЩС обеспечить наличие запирающих устройств, препятствующих доступу в них работников неэлектротехнического персонала;

10. обеспечить наличие однолинейной схемы электрических соединений котельной;

11. в ВРУ-0.4кВ выключатели ВР оборудовать защитным экраном, предотвращающим случайное прикосновение к токоведущим частям при производстве оперативных переключений;

12. обеспечить наличие боковой стенки ВРУ-0.4 кВ п.7.4.20;

13. заземлить подпиточный насос № 2;

14.устранить повреждения заземляющего проводника подпиточного насоса № 1;

15. заземлить электродвигатель поддува котла № 1;

16. устранить в коридоре, ведущем в хим. лабораторию повреждения светильников;

17. обеспечить наличие в котельной технической документации (генеральный план с нанесенными зданиями и сооружениями и тепловыми сетями утвержденной проектной документации, акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию, технические паспорта тепловых энергоустановок и сетей, инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и других документов);

18. обеспечить наличие в котельной перечень необходимых, схем и других оперативных документов, утвержденный техническим руководителем организации;

19. обеспечить наличие разработанной эксплуатирующей организацией, оценки надежности систем теплоснабжения;

20. обеспечить наличие сведений о промывке оборудования и коммуникаций источника тепловой энергии, тепловых сетей;

21. обеспечить наличие актов испытаний трубопроводов систем горячего водоснабжения, отопления;

22. провести контрольные противоаварийные, противопожарные тренировки с персоналом, обслуживающим котельные установки;

23. провести проверки знаний персонала, эксплуатирующей тепловые энергоустановки;

24. обеспечить наличие на рабочих местах схем, утвержденных техническим руководителем организации с обозначением и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры;

25. выполнить ремонт котла ст.№2, обеспечить надежное теплоснабжение в виду отсутствия на источнике резерва мощности;

26. поверить, опломбировать манометры, установленные на тепловых энергоустановках (8 шт.);

27. провести ревизию и настройку предохранительных устройств водогрейных котельных установок;

28. устроить вытяжную вентиляцию котла ст.№1 над местом выгреба золы;

29. устроить вытяжную вентиляцию котла ст.№2 над местом выгреба золы;

30. обеспечить наличие тепловой изоляции поверхности отводящих газоходов;

31. обеспечить наличие резервного дымососа на время отсутствия дымососа ДН-11.2;

32. провести на котельной капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений по ежегодным календарным планам, утвержденным руководителем организации;

33. обеспечить наличие тепловой изоляции тепловой сети в соответствии со строительными нормами и правилами, в соответствии п.6.1.31., 6.2.25. «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (Утверждены Минэнерго России №115 от 24.03.2003г, Зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г.); п.13.11 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013г.

34. устранить произрастание на участках теплосети древесной растительности;

35. утвердить график (план) ремонта тепловых сетей, разработанного на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность;

36. провести испытания тепловой сети на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь;

37. обеспечить наличие аварийного запаса материалов и арматуры для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений, в соответствии с нормами аварийного запаса, утвержденных ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей. ( л.д. 19-32 т.1).

14 декабря 2016 года, прокурором были уточнены исковые требования, согласно которых истец просил обязать администрацию Ачинского района осуществить ремонтные работы по подготовке объектов ЖКХ, расположенных на территории Ачинского района и устранить выявленные в ходе проверки нарушения на объектах, расположенных:

Котельная: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Школьная, 15:

1. обеспечить наличие аварийного освещения в нежилом здании котельной, расположенном по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Школьная, 15;

2. выполнить ремонт котла ст.№2, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Школьная, 15, тем самым обеспечить надежное теплоснабжение при отсутствии на источнике резерва мощности;

3. провести на котельной капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений по ежегодным календарным планам, утвержденным руководителем организации;

4. обеспечить тепловую изоляцию тепловой сети, протяженностью 3136,5 пк инв.№04:203:002:000938300, расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, в соответствии со строительными нормами и правилами;

Котельная: Красноярский край, Ачинский район, п.Ключи, ул. Центральная, 2А:

1. на путях эвакуации обеспечить аварийное освещение в нежилом здании котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А;

2. в ВРУ-0.4кВ выключатели ВР оборудовать защитным экраном, предотвращающим случайное прикосновение к токоведущим частям при производстве оперативных переключений;

3. выполнить ремонт котла ст.№2, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А, тем самым обеспечить

надежное теплоснабжение в виду отсутствия на источнике резерва мощности;

4. устроить вытяжную вентиляцию котла ст.№1, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А, над местом выгреба золы;

5. устроить вытяжную вентиляцию котла ст.№2, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А, над местом выгреба золы;

6. провести на котельной капитальный и текущий ремонты зданий и сооружений по ежегодным календарным планам, утвержденным руководителем организации;

3.Обязать ООО «Стройхолдинг» осуществить ремонтные работы по подготовке объекта ЖКХ, расположенном на территории Ачинского района и устранить выявленные в ходе проверки нарушения на объекте, расположенном:

Котельная: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Школьная, 15.

1. обеспечить наличие договора на электроснабжение котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Школьная, 15, между арендатором котельной ООО «Стройхолдинг» и энергоснабжающей организацией ПАО «Красноярскэнергосбыт»;

2. обеспечить защиту силового кабеля, питающего электродвигатель поддува котла № 1 расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Школьная, 15, от механических повреждений;

3. обеспечить ВРУ-0.4кВ однолинейной электрической схемой котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Школьная, 15;

4. обеспечить наличие сведений о промывке оборудования и коммуникаций источника тепловой энергии, тепловых сетей, протяженностью 3136,5 пк инв.№04:203:002:000938300, расположенных по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский;

5. обеспечить наличие актов испытаний трубопроводов систем горячего водоснабжения, отопления;

6. обеспечить проведение контрольных противоаварийных, противопожарных тренировок с персоналом, обслуживающим котельные установки;

7. провести проверку знаний персонала, эксплуатирующего тепловые энергоустановки;

8. обеспечить наличие в котельной перечня необходимых, схем, оперативных документов, утвержденных техническим руководителем организации;

9. обеспечить наличие на рабочих местах схем, утвержденных техническим руководителем организации с обозначением и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры;

10. поверить, опломбировать манометры, установленные на тепловых энергоустановках - 12 шт.;

11. провести ревизию и настройку предохранительных устройств водогрейных котельных установок;

12. утвердить график (план) ремонта тепловых сетей, протяженностью 3136,5 пк инв.№04:203:002:000938300, расположенных по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, разработанного на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность;

13. обеспечить наличие аварийного запаса материалов и арматуры для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений, в соответствии с нормами аварийного запаса, утвержденных ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей, протяженностью 3136,5 пк инв.№04:203:002:000938300, расположенных по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский.

4.Обязать ООО УК «РКХ» осуществить ремонтные работы по подготовке объекта ЖКХ, расположенного на территории Ачинского района и устранить выявленные в ходе проверки нарушения на объекте, расположенном:

Котельная: Красноярский край, Ачинский район, п.Ключи, ул. Центральная, 2А:

1. обеспечить наличие договора на электроснабжение котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А, между арендатором котельной ООО УК “РКХ” и энергоснабжающей организацией ПАО “Красноярскэнергосбыт”;

2. обеспечить наличие протоколов высоковольтных испытаний на электрооборудование КТП 54-11-6 10/0.4кВ;

3. обеспечить наличие протоколов испытаний на электрооборудование котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А;

4. определить пожароопасные зоны в котельной, по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А;

5. удалить деревья, угрожающие падением на провода в охранной зоне ВЛ-10кВ ф 54-11 пролет опор № 1-1 №1-2;

6. проложить силовой кабель от РУ-0.4кВ КТП 54-11-6 до ВРУ-0.4кВ котельной, по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А;

7. устранить повреждения кабельных полок, установленных на фасаде здания котельной, по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А, провисание силовых кабелей;

8. обеспечить наличие однолинейной схемы электрических соединений котельной, по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А;

9. заземлить электродвигатель поддува котла № 1, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А;

10. устранить в коридоре, ведущем в хим. лабораторию повреждения светильников;

11. обеспечить наличие в котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А, технической документации (генеральный план с нанесенными зданиями и сооружениями и тепловыми сетями утвержденной проектной документации, акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию, технические паспорта тепловых энергоустановок и сетей, инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и других документов);

12. обеспечить наличие в котельной, по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, ул. Центральная, 2А, перечня схем, оперативных документов, утвержденных техническим руководителем организации;

13. обеспечить наличие сведений о промывке оборудования и коммуникаций источника тепловой энергии, тепловых сетей, протяженностью 2827,0 пм инв.№ нет, расположенные по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи;

14. обеспечить наличие актов испытаний трубопроводов систем горячего водоснабжения, отопления;

15. провести контрольные противоаварийные, противопожарные тренировки с персоналом, обслуживающим котельные установки;

16. провести проверки знаний персонала, эксплуатирующей тепловые энергоустановки;

17. обеспечить наличие на рабочих местах схем, утвержденных техническим руководителем организации с обозначением и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры;

18. поверить, опломбировать манометры, установленные на тепловых энергоустановках (8 шт.);

19. провести ревизию и настройку предохранительных устройств водогрейных котельных установок;

20. обеспечить наличие тепловой изоляции поверхности отводящих газоходов;

21. обеспечить наличие резервного дымососа на время отсутствия дымососа ДН-11.2;

22. обеспечить наличие тепловой изоляции тепловой сети, протяженностью 2827,0 пм инв.№ нет, расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи;

23. устранить произрастание на участках теплосети древесной растительности;

24. утвердить график (план) ремонта тепловых сетей, протяженностью 2827,0 пм инв.№ нет, расположенных по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, разработанного на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность;

25. провести испытания тепловой сети, протяженностью 2827,0 пм инв.№ нет, расположенные по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Ключи, на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь;

26. обеспечить наличие аварийного запаса материалов и арматуры для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений, в соответствии с нормами аварийного запаса, утвержденных ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей.

В судебном заседании Ачинский межрайпрокурор в лице помощника Алешиной Н.А. поддержала исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям, указанным в уточненном иске, при этом просила признать незаконными бездействие Администрации Ачинского района по соблюдению федерального законодательства и несвоевременному принятию мер к подготовке отопительного сезона объектов котельных, что происходит ежегодно. В ходе судебного разбирательства по делу они дважды с представителем Ростехнадзора выезжали на котельные, но недостатки так все и не устранены, хотя отопительные сезон начался уже осенью 2016 года. До настоящего времени паспорта готовности котельных не выданы, поскольку все замечания не устранены. На котельной, расположенной в п.Малиновка Ачинского района замечания устранены.

Представитель ответчика Администрации Ачинского района – Ключеня О.Н.., действующая по доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала частично, указав на то, что им принадлежат на праве собственности котельные, расположенные в п.Причулымский и в п.Ключи Ачинского района, которые переданы в аренду ООО «Стройхолдинг» и ООО УК «РКХ». В настоящее время ремонт котлов ими произведен, о чем ими представлены акты выполненных работ, аварийным освещением котельные в п.Причулымский и п.Ключи обеспечены. Капитальный ремонт на котельных ими запланирован на 2017-2019 года. Денежные средства на устройство вентиляций котлов, расположенных в п.Ключи Ачинского района еще в бюджет не заложены, но они намерены внести изменения в бюджет и тогда установят вентиляцию. Осуществление текущего ремонта входит в обязанности ресурсоснабжающих организаций и в том числе установка защитного экрана.

Представитель ответчика ООО УК «РКХ» Черенев Д.С., будучи извещенный надлежащим образом, в суд не явился, согласно ранее представленного письменного отзыва против иска возражал, указав о том, что на основании договора аренды им были переданы Администрацией Ачинского района объекты теплоснабжения с 01 августа 2016 года. В связи со сжатыми сроками наступления отопительного сезона они не имели возможности в полной мере подготовиться к предстоящему отопительному сезону В связи с наличием задолженности прежней ресурсоснабжающей организации ООО «Вега» перед ПАО «Красноярскэнергосбыт» за потребленную электроэнергию, котельная была обесточена по окончании отопительного сезона, чем была парализована возможность выполнять ремонтные работы в полном объеме, произвести какие-либо испытания тепловых сетей. ( л.д.199-200).

Представитель ответчика ООО «Стройхолдинг», будучи извещенный надлежащим образом, в суд не явился, возражений по иску не представил.

Представитель МКУ «УС и ЖКХ» Чайковский А.В. против иска возражал частично, пояснив о том, что в настоящее время на котлах, расположенных в п.Ключи и в п.Причулымский ремонт произведен. В ходе выезда на котельные изоляция на трубопроводах имеется и потому они не согласны в данной части с замечаниями представителя Ростехнадзора. Недостатки, имеющиеся на котельных, руководителями ресурсоснабжающих организаций устраняются.

Представители третьих лиц ООО «АльянсСпецСтрой», ООО «АРЖКС», будучи извещенные надлежащим образом, в суд не явились.

Выслушав стороны, специалиста Ростехнадзора, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Часть 4 ст. 15 указанного закона предусматривает, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как установлено ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях:

-организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

-выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ 24.03.2003 №115, предусмотрено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются:

-устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

-испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность;

-промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления;

-испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами;

-разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.

При подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов,

Составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.

Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с п. 1.1.1, 1.1.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (Утверждены Минэнерго России №115 от 24.03.2003 г, Зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г.) (далее – Правила) данные Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В.

Как установлено по делу, нежилое трехэтажное здание котельной, расположенное по адресу: Ачинский район, п. Причулымский, ул.Школьная № 15 является собственностью Муниципального образования Ачинский район Красноярского края. Право собственности зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.05.2014 года.

Нежилое одноэтажное здание котельной, расположенное по адресу – Ачинский район, пос.Ключи, ул.Центральная, 2А является собственностью Муниципального образования Ачинский район Красноярского края. Право собственности зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.09.2011 года.

Администрация Ачинского района Красноярского края является учредителем казенного учреждения «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района (МКУ «УС и ЖКХ»). ( л.д. 48, 54-55).

На основании постановления Администрации Ачинского района Муниципальному казенному учреждению «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района вышеуказанное муниципальное имущество было передано в оперативное управление.

Согласно ст. 611 Гражданского кодекса РФ Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.

30 августа 2016 года заключен договор аренды муниципального объекта недвижимости коммунальной инфраструктуры на территории Причулымского сельсовета между ООО «АльянсСпецСтрой» и МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района, который был расторгнут 14 октября 2016 года и заключен договор аренды с ООО «Стройхолдинг». ( л.д.125-126, 168-174)

В соответствии с п.1.1 договора арендодатель (МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района) передал, а арендатор (ООО «Стройхолдинг» ) принял в аренду объект недвижимости: нежилое здание котельной, расположенное по адресу: Ачинский район, п. Причулымский, ул.Школьная, 15 в целях добычи, производства, транспортировки и реализации коммунальных ресурсов установленного качества.

Срок действия договора был установлен с 15.10.2016г. по 13.11.2016 года, который был в последующем продлен с 14 ноября 2016 года по 14 октября 2017 года. ( л.д.219-225). Имущество передано арендатору согласно акта приема-передачи.

01 августа 2016 года заключен договор аренды муниципального объекта недвижимости коммунальной инфраструктуры на территории Ключинского сельсовета между ООО УК «РКХ» и МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района, который был в последующем продлен 05 сентября 2016 года. ( л.д.208-210). Срок действия договора установлен с 31 августа 2016 года по 01 июля 2017 года. ( л.д.211-213).

В соответствии с п.1.1 договора арендодатель (МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района) передал, а арендатор (ООО «РКХ» ) принял в аренду объект недвижимости: нежилое здание котельной, расположенное по адресу: Ачинский район, п. Ключи, ул.Центральная, 2А в целях добычи, производства, транспортировки и реализации коммунальных ресурсов установленного качества.

Инспектором Западного территориального отдела Енисейского управления Ростехнадзора совместно с представителями Ачинской межрайпрокуратуры были проведены проверки выполнения мероприятий связанных с техническим состоянием котельных ООО УК « РКХ» и ООО «Стройхолдинг» в том числе и в рамках рассматриваемого дела с целью осуществления систематического надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере и подготовке объектов Ачинского района тепло-водоснабжения к отопительному сезону 2016-2017 г.г., в результате которых был выявлен ряд нарушений, которые прокурором указаны в исковом заявлении.

Впоследствии часть нарушений были устранены ответчиками в ходе судебного разбирательства такие как обеспечение наличие аварийного освещения в котельных, ремонт котлов, часть опломбировано манометров, установлены светильники..

Вместе с тем, на котельной, расположенной по адресу – Красноярский край, Ачинский район пос.Причулымский, ул.Школьная,15 ООО «Стройхолдинг» не устранены нарушения до настоящего времени:

Силовой кабель, питающий электродвигатель поддува котла № 1 не защищен от механических повреждений, п. 2.3.15. Правила устройства электроустановок изд.6 Согласованы Госстроем СССР 28.07.1975г.; утверждены Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 20.10.1977г.; ПУЭ-6 изд. /Правила устройству электроустановок изд.6 утв. Минэнерго СССР 01.06.1985г./

Отсутствуют сведения о промывке оборудования и коммуникаций источника тепловой энергии, тепловых сетей (нет актов), нарушение п. 11.1. п. 9.2.9 Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.03г., зарегистрированы Минюстом России от 02.06.03г. per. № 4358) глава З.ст. 13, пункт 6. Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013г. №103;

Нет актов испытаний трубопроводов систем горячего водоснабжения, отопления, нарушен п.2.8.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (Утверждены Минэнерго России №115 от 24.03.2003г, Зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г; глава З.ст. 13, пункт 6. Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013г. №103; п.13.И «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013г.;

Контрольные противоаварийные, противопожарные тренировки с персоналом, обслуживающим котельные установки - не проведены, нарушение п.п. 2.3.44; 2.3.45 «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (утверждены приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.03г., зарегистрированы Минюстом России от 02.06.03г. per. № 4358) п. 8.4 «е» «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа, водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 115°С», (согласованы с Госгортехнадзором России № 03-35/89 от 03.06.1992г., утверждены приказом Минстроя № 205 от 28.08.1992г.); п.13.5 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России № 103.

Персонал, эксплуатирующий тепловые энергоустановки не прошел проверки знаний, нарушены п.2.3.14, п.2.3.15. «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (Утверждены Минэнерго России №115 от 24.03.2003г, Зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г.); п.13.5 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013г.

Манометры, установленные на тепловых энергоустановках 7 шт. не опломбированы, нарушение п.2.9.1 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (Утверждены Минэнерго России №115 от 24.03.2003г, Зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г.); п.5.4.8 «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0.07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388°К (115°С), утверждены приказом Минстроя России №205 от 28.08.1992г.); п.13.11 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013г.;

Ревизия и настройка предохранительных устройств водогрейных котельных установок не проведена (нет актов), нарушение п.п.5.2.15; 5.2.17 «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа, водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 115°С», (согласованы с Госгортехнадзором России № 03-35/89 от 03.06.1992г., утверждены приказом Минстроя № 205 от 28.08.1992г.), п.5.3.26 «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (утверждены приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.03г., зарегистрированы Минюстом России от 02.06.03г. per. № 4358); п.13.11 Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказов Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013г. №103;

Нет утвержденного графика (плана) ремонта тепловых сетей, разработанного на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность, нарушение п.6.2.63. «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (утверждены приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г.); п. 13.5 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013г.; - не выполнено

Нет аварийного запаса материалов и арматуры для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений, в соответствии с нормами аварийного запаса, утвержденных ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей, нарушение п.6.2.66. «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (утверждены приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г.); п.13.11 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013г.

На котельной, расположенной по адресу – Красноярский край, Ачинский район, пос.Ключи, ул.Центральная 2А выявлены следующие нарушения, которые до настоящего времени не устранены:

Отсутствуют протоколы высоковольтных испытаний на электрооборудование КТП 54-11-6 10/0.4кВ п.3.6.1. «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» (Утверждены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003. N 6, зарегистрированы Минюстом России №4145 от 22.01.2003г.);

Не представлены протоколы испытаний на электрооборудование котельной п.3.6.1. «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» (Утверждены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, зарегистрированы Минюстом России №4145 от 22.01.2003г.);

В охранной зоне ВЛ-10кВ ф 54-11пролет опор № 1-1 №1-2 растут деревья угрожающие падением на провода, п. 23 Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160;

Повреждены кабельные полки, установленные на фасаде здания котельной, провисают силовые кабели, не исключено возникновение в кабелях опасных механических напряжений п.2.3.15. Правила устройства электроустановок (6-е издание);

Отсутствуют сведения о промывке оборудования и коммуникаций источника тепловой энергии, тепловых сетей (нет актов), нарушение п. 11.1. п. 9.2.9 Правила техническое эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.03г., зарегистрированы Минюстом России от 02.06.03г. per. № 4358) глава З.ст. 13, пункт 6. Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013г. №103;

Нет актов испытаний трубопроводов систем горячего водоснабжения, отопления, нарушен п.2.8.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (Утверждены Минэнерго России №115 от 24.03.2003г, Зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г; глава З.ст. 13, пункт 6. Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Министерства энергетики РФ №103;

Контрольные противоаварийные, противопожарные тренировки с персоналом, обслуживающим котельные установки - не проведены, нарушение п.п. 2.3.44; 2.3.45 «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (утверждены приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.03г., зарегистрированы Минюстом России от 02.06.03г. per. № 4358) п. 8.4 «е» «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа, водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 115°С», (согласованы с Госгортехнадзором России № 03-35/89 от 03.06.1992г., утверждены приказом Минстроя № 205 от 28.08.1992г.); п.13.5 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013г.;

Персонал, эксплуатирующий тепловые энергоустановки не прошел проверки знаний, нарушены п.2.3.14, п.2.3.15. «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (Утверждены Минэнерго России №115 от 24.03.2003г, Зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г.); п.13.5 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013г.;

Манометры, установленные на тепловых энергоустановках 8 шт., истек срок поверки, не опломбированы, нарушение п.2.9.1 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (Утверждены Минэнерго России №115 от 24.03.2003г, Зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г.); п.5.4.8 «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0.07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388°К (115°С), утверждены приказом Минстроя России №205 от 28.08.1992г.); п.13.И «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013г.;

Не проводятся испытания тепловой сети на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь 1 раз в 5 лет, нарушение п.6.2.32. «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (утверждены приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г.); п.13.11 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013г.;

Нет аварийного запаса материалов и арматуры для быстрого проведения работ " по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений, в соответствии с нормами аварийного запаса, утвержденных ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей, нарушение п.6.2.66. «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (утверждены приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.2003г.); п.13.11 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013г.

Допрошенный в судебном заседании начальник Западного территориального отдела Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Енисейское управление В.С. Наумкин, пояснил, что ими дважды совместно с представителями прокуратуры в том числе и в ходе судебного разбирательства проводилась проверка технического состояния котельных в п. Ключи и п.Причулымский Ачинского района. В ходе проверок были выявлены нарушения требований нормативно-технических документов и законов, о чем было письменно отражено в справке от 29 ноября 2016 года. Эксплуатирующими организациями нарушаются нормы Федерального Закона «О теплоснабжении», ФЗ «Об электроэнергетике», а также ряд пунктов «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей. Не проводятся своевременно и качественно техническое обслуживание, планово-предупредительные ремонты и испытания, надежность работы и безопасность эксплуатации электро и теплоустановок и оборудования, обучение и проверка знаний персонала, охрана труда персонала. Учитывая данные обстоятельства до настоящего времени не выданы паспорта готовности к отопительному периоду. В настоящее время энергоснабжающими организациями принимаются незначительные меры к устранению недостатков. Ремонт котлов в действительности произведен, но имеют место не зашлифованные сварочные швы, отсутствуют бирки.

В связи с установленными обстоятельствами по делу, суд считает необходимым возложить на ООО «Стройхолдинг» и ООО УК «РКХ» устранить вышеуказанные нарушения, обязав их совершить действия, связанные с необходимостью получения паспортов готовности котельных. При этом, учитывая, что работы по промывке оборудования тепловых сетей и проведение испытаний требопроводов систем отопления, а также проведение испытаний оборудования, прокладка кабеля возможна на котельных только после окончания отопительного сезона, что не отрицалось сторонами в судебном заседании, суд считает в данной части возложить на ответчиков осуществление данных видов работ в течении восьми месяцев вступления решения суда в законную силу.

Такое обязательство как приобретение дымососа резервного, составление однолинейных эелектрических схем на котельных, по мнению суда не является существенным нарушением мер, связанных с подготовкой к отопительному сезону и не может являться основанием невозможности выдачи паспортов готовности и данные нарушения могут быть устранены ответчиками самостоятельно в ходе продолжения осуществления своей деятельности.

При этом, суд не может принять во внимание представленные ресурсоснабжающими организациями акты выполненных работ, составленных ими единолично, поскольку они опровергнуты в судебном заседании представителем Ростехнадзора и не отрицались участниками процесса, выезжавших совместно на котельные в день рассмотрения иска по существу.

Вместе с тем, суд считает необходимым в удовлетворении требований Ачинского прокурора в части возложения обязанности на Администрацию Ачинского района об обеспечении наличия аварийного освещения, выполнении ремонта котла № 2 на котельной, расположенной в п.Причулымский ул.Школьная, 15 и обеспечения аварийного освещения на путях эвакуации, ремонта котла № 2 на котельной, расположенной по адресу – Ачинский район, пос.Ключи, ул Центральная 2А, отказать, поскольку как было установлено по делу, данные виды работ были выполнены ответчиком, что было подтверждено представленными в суд муниципальными контрактами и актами выполненных работ, а также было подтверждено в судебном заседании сторонами. При этом, факт отсутствия шлифовки на сварочных швах котлов и отсутствие бирок, не может свидетельствовать факт отсутствия проведенных и оконченных ремонтных работ. Данные недостатки являются не существенными и не препятствуют эксплуатации объектов.

Также суд не может согласиться с требованием истца о возложении на Администрацию Ачинского района по оборудованию защитным экраном выключатели, а также проведение текущих ремонтных работ зданий и сооружений поскольку в данном случае, эта обязанность лежит не на собственнике имущества, а на ресурсоснабжающей организации, осуществляющей эксплуатацию объектов котельных в п.Ключи и п.Причулымский Ачинского района в силу положений ст.616 ГК РФ и подтверждается в том числе заключенными договорами аренды.

Вместе с тем, суд считает необходимым возложить обязанность на Администрацию Ачинского района как на собственника недвижимого имущества, произвести установление вытяжных вентиляций котлов № 1 и № 2 над местами выгреба золы и провести капитальные ремонты зданий котельных, расположенных на территория Ачинского района п.Ключи, ул.Центральная, 2А и п.Причулымский, ул.Школьная, 15 в силу также положений ст.616 ГК РФ, поскольку сам факт только планирования их ремонта ответчиком в периоды с 2017 по 2019 годы не может гарантировать своевременное проведение данных работ к очередному отопительному сезону и может привести к срыву готовности объектов.

Согласиться с требованиями Ачинского межрайпрокурора о возложении обязанности на ООО «Стройхолдинг» и ООО УК «РКХ» по обеспечению ими наличия договоров на электроснабжение с энергоснабжающей организацией «Красноярскэнергосбыт», суд не может, поскольку как видно из материалов дела между ООО «РКХ» и ПАО «Красноярскэнергосбыт» 22 сентября 2016 года заключен договор. Несмотря при этом, что с ООО «Стройхолдинг» и энергоснабжающей организацией договор не заключен, имеет место письменное обращение данного общества в ПАО «Красноярскэнергосбыт» 09 декабря 2016 года, которым в настоящее время им отказано в заключении договора, о чем имеется письмо. Кроме того, согласно ст.1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. В связи с чем, в данном случае, суд не может обязать ООО «Стройхолдинг» возложить на него как на сторону договора принудительного его заключения со стороной, не желающей его заключать.

В требованиях истца о необходимости возложения обязанности на ООО УК «РКХ» по обеспечению тепловой изоляции тепловой сети в соответствии со строительными нормами и правилами, в настоящее время суд считает необходимым отказать, поскольку как пояснили стороны в судебном заседании при выезде на котельную ими была осмотрена незначительная часть тепловой сети, которая имеет изоляцию. При этом какое-либо вскрытие материала, которым произведена изоляция, не проводилось. Кроме того, тепловая сеть имеет протяженность 2827 пм, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. Вместе с тем, прокурором не указано на каком участке данной сети необходимо произвести изоляцию и в связи с чем, если она имеет место быть.

Вместе с тем, согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение должно быть четко сформулировано, что именно постановлено судом.

Однако, требования Ачинского межрайпрокурора, заявленные к ООО УК «РКХ» в части возложения на них действий, связанных с определением пожароопасных зон в котельной, заземлении электродвигателя котла № 1, обеспечения наличия в котельной технической документации, обеспечении наличия в котельной перечня необходимых схем, оперативных документов, устранении произрастания на участках теплосети древесной растительности, никоим образом не конкретизированы и носят неопределенный характер, не указан перечень документов, а также места и протяженность где необходимо удалить растительность, не указано какие конкретно документы, схемы необходимо изготовить ответчику, что делает в данной части принятое решение суда в том виде как указаны требования прокурора, не исполнимым и не понятным. По таким же основаниям, суд считает также невозможным возложить обязанность и на ООО «Стройхолдинг» об обеспечении в котельной перечня необходимых схем, оперативных документов и на рабочих местах схем.

При этом суд считает необходимым указать на бездействие Администрации Ачинского района по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2016-2017 годов.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями

При этом в силу ч. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).

В приведенной связи, обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на соответствующих территориях, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, а в рассматриваемом случае администрацию Ачинского района Красноярского края. Однако до настоящего времени, паспорта готовности котельных, расположенных в п.Ключи и п.Причулымский Ачинского района, не выданы. При этом большинство мероприятий по готовности котлов и котельных уже проводилось в период наступления отопительного сезона, что могло повлечь нарушение прав потребителей, связанных с надлежащим обеспечением их теплоснабжением.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 27.07.2010 N 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления и иные лица, пределы указанных сроков установлены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

В силу п. 2.6.1 приведенных Правил целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.

Поскольку надлежащих доказательств выполнения своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ и названных Правил администрация Ачинского района Красноярского края не представила, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия администрации данного муниципального района.

Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд по правилам ст. 227 КАС РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено для Администрации Ачинского района учитывая объемы работ, связанные с ремонтом зданий – восемь месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и для ООО «Стройхолдинг» и ООО УК «РКХ» в течении шести месяцев и восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу в отношении работ, которые могут быть проведены после окончания отопительного сезона.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайпрокурора удовлетворить частично.

Признать бездействия Администрации Ачинского района по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2016-2017 годов - незаконными

Обязать Администрацию Ачинского района в течении восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу провести на котельной, расположенной - Красноярский край, Ачинский район, пос.Причулымский, ул.Школьная, 15 капитальный ремонт здания в соответствии с утвержденным планом мероприятий от 07 октября 2016 года.

Обязать Администрацию Ачинского района в течении восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу провести на котельной, расположенной по адресу – Красноярский край, Ачинский район, пос.Ключи, ул.Центральная 2А капитальный ремонт здания в соответствии с утвержденным планом мероприятий от 07 октября 2016 года и установить вытяжные вентиляции котлов № 1 и № 2 над местами выгреба золы.

Обязать ООО «Стройхолдинг» в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, обеспечить на котельной, расположенной по адресу – Красноярский край, Ачинский район, пос. Причулымский, ул.Школьная, 15 - установить защиту силового кабеля питающего электродвигателя поддува котла № 1 от механических повреждений,. обеспечить ВРУ-0,4 кВ однолинейной электрической схемой котельной, провести контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки с персоналом, обслуживающие котельные установки ; провести проверку знаний персонала, эксплуатирующего тепловые энергоустановки, опломбировать манометры, установленные на тепловых энергоустановках в количестве 7 штук., произвести настройку предохранительных устройств водогрейных котельных установок, утвердить график ( план) ремонта тепловых сетей, обеспечить наличие аварийного запаса материалов и арматуры для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений.

Обязать ООО «Стройхолдинг» в течении восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу провести работы по промывке оборудования и коммуникаций источника тепловой энергии, тепловых сетей, составив акты выполненных работ и провести испытания трубопроводов систем отопления, составив акты выполненных работ.

Обязать ООО УК «РКХ» в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, обеспечить на котельной, расположенной по адресу – Красноярский край, Ачинский район, пос.Ключи, ул.Центральная 2А - удалить деревья, угрожающие падение на электропровода в охранной зоне ВЛ-10 кВ ф 54-11 пролет опор № 1-1, 31-2., устранить повреждения кабельных полок, установленных на фасаде здания котельной, провисание силовых кабелей., обеспечить наличие инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок провести контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки с персоналом, обслуживающие котельные установки ; провести проверку знаний персонала, обеспечить наличие на рабочих местах схем, с обозначением и номера оборудования запорной, регулирующей и предохранительной арматуры., опломбировать манометры, установленные на тепловых энергоустановках в количестве 8 штук., провести настройку предохранительных устройств водогрейных котельных установок, провести изоляцию поверхности отводящих от котельной газоходов, утвердить график ( план) ремонта тепловых сетей, обеспечить наличие аварийного запаса материалов и арматуры для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений.

Обязать ООО УК «РКХ» в течении восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу, обеспечить на котельной, расположенной по адресу – Красноярский край, Ачинский район, пос.Ключи, ул.Центральная 2А - провести испытания на электрооборудование КТП 54-11-6 10/04кВ., составив протоколы испытаний, проложить силовой кабель от РУ-0,4 кВ КТП 54-11-6 до ВРУ-0,4 кВ котельной в соответствии с требованиями п.2.3.27, п.2.3.28, п.2.3.29 Правил устройства электроустановок, провести работы по промывке оборудования и коммуникаций источника тепловой энергии, тепловых сетей, составив акты выполненных работ и провести испытания трубопроводов систем отопления, составив акты выполненных работ.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок с момента изготовления мотивировочной части решения суда с подачей апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья: Н.Б. Лучина