№ 2а-4569/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2023 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Синельниковой Н.П.,
при секретаре Мухтаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилось в суд к <ФИО>1 с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей, мотивируя свои требования тем, что <ФИО>1, согласно сведениям об учете и (или) регистрации имущества, принадлежащих физическому лицу, является собственником квартиры, с кадастровым номером 30:12:030725:91, расположенной по адресу <адрес>, с кадастровой стоимостью 1 218 355,52 руб., которая ей подарена. С учетом размера кадастровой стоимости размер налога составляет 1 218 355,52 руб. <ФИО>1 налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за период 2020 год, в установленные законом сроки не представила. Срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год установлен не позднее <дата>, в связи с чем административному ответчику начислен штраф и пени. Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес><ФИО>1 также является собственником недвижимого имущества: квартиры по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 30:12:030048:251, площадью 63,90 кв.м., квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, площадью 43,20 кв.м. Налогоплательщику направлены налоговые уведомления по уплате налога на имущество <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, <номер> от <дата>. В связи с неисполнением обязанностей по уплате налога, налоговым органом на основании статьи 69,70 НК РФ должнику направлены требования <номер> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от <дата> со сроком уплаты до <дата>, <номер> от <дата> со сроком уплаты до <дата>; <номер> от <дата> со сроком уплаты до <дата>; <номер> от <дата> об уплате налога со сроком уплаты до <дата>; <номер> от <дата>. Мировым судьей <дата> вынесен судебный приказ <номер>а-1011/2023. Определением мирового судьи от <дата> судебный приказ <номер>а-1011/2023 отменен. Поскольку задолженность до настоящего времени не погашена, административный истец просит суд взыскать с должника <ФИО>1 в пользу Управления ФНС России по <адрес> задолженность по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2018 год в размере 538 руб., за 2019 год в размере 281 руб., за 2020 год в размере 490 руб., налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами недоимка - 158 386 руб., штраф - 27 717,50 руб., пени - 11 576,95 руб., в общей сумме 198 989,45 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы России по <адрес> не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание административный ответчик <ФИО>1 не явилась, извещена надлежащим образом, представила суду заявление о применении срока исковой давности, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Исходя из предписаний пункта 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации облагаются налогом доходы в денежной и натуральной формах, получаемые физическими лицами в порядке дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев от не имеющих статус индивидуального предпринимателя физических лиц, не являющихся для одаряемого членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
В таком случае налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет (подпункт 7 пункта 1, пункт 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании положений пункта 3 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 Федерального закона от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами определяется исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного в дар имущества.
Согласно пункту 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, получившие в дар имущество при таких условиях обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По поданной декларации в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации проводится камеральная проверка, по итогам которой принимается предусмотренное статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение, в том числе об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
На основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Согласно части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных (об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы.
В силу статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой (ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, <ФИО>1 является собственником квартиры, с кадастровым номером 30:12:030725:91, расположенной по адресу <адрес>, кадастровая стоимость которой составляет 1 218 355,52 руб. Основанием возникновения права собственности является договор дарения.
С учетом размера кадастровой стоимости размер налога составил 1 218 355,52 руб.
Срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год установлен не позднее <дата>.
<ФИО>1 налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за период 2020 год, в установленный законом срок не представлена, в связи с чем административному ответчику начислен штраф в размере 27 717,50 руб. и пеня в размере 11 576,95 руб.
Кроме того, согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес><ФИО>1 также является собственником недвижимого имущества: квартиры по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 30:12:030048:251, площадью 63,90 кв.м.; квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, площадью 43,20 кв.м.
В адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления по уплате налога на имущество <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, <номер> от <дата>. В установленные сроки налог не оплачен.
В связи с неисполнением обязанностей по уплате налогов, налоговым органом направлены административному ответчику требования <номер> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от <дата> со сроком уплаты до <дата>, <номер> от <дата> со сроком уплаты до <дата>; <номер> от <дата> со сроком уплаты до <дата>; <номер> от <дата> об уплате налога со сроком уплаты до <дата>; <номер> от <дата>.
Вместе с тем, никаких действий по оплате налога и пени от административного ответчика не последовало.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4).
В соответствии с абзацем вторым приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
В абзаце третьем данного пункта установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица суд обязан проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа (пункт 20 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации <номер>, Пленума ВАС Российской Федерации <номер> от <дата> «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа: первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй срок начинает течь с момента отмены судебного приказа о взыскании налога и составляет также шесть, месяцев, нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет их пропуск и отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес>, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № <адрес>, <дата> за пределами, установленного абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока обращения по требованию <номер> (срок уплаты налога до <дата>).
<дата> мировым судьей судебного участка № <адрес>, и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес>, в отношении <ФИО>1 вынесен судебный приказ <номер>а-1011/2023 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> к <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей.
<дата> определением мирового судьи судебного участка № <адрес>, и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес>, судебный приказ <номер>а-1011/2023 отменен в связи с поступившими от должника возражениями, относительно исполнения судебного приказа.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата><номер> «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ).
Исходя из систематического толкования вышеуказанных норм закона, наступление правовых последствий при неисполнении должником требования по уплате обязательных платежей, связано с соблюдением налоговым органом шестимесячного срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Данные требования закона административным истцом не выполнены.
Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с <ФИО>3 обязательных платежей могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования <номер> года (срок уплаты налога до <дата>), по которому сумма задолженности превысила 3 000 руб., то есть в период с <дата> по <дата>.
С заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа налоговая инспекция обратилась в суд <дата> по истечении установленного законом шестимесячного срока. Доказательств уважительности пропуска срока административным истцом в материалы дела не представлено.
Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> к <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный иск удовлетворению не подлежит, а административный истец от ее уплаты освобожден, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 05 декабря 2023 года.
Судья Н.П. Синельникова