Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2020 года село Песчанокопское
Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе судьи Золотухиной О.В.,
при секретаре Бойко А.Н.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-8/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №16 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании налогов, пени,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России №16 по Ростовской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу в размере 4 414 рублей (2208 рублей за 2015 год, 2206 рублей за 2017 год), пени в размере 45 рублей 49 копеек (32 рубля 24 копейки с 04.12.2018 по 29.01.2019, 13 рублей 25 копеек за период с 02.12.2016 по 19.12.2016), а всего на сумму в размере 4 459 рублей 49 копеек.
В обоснование заявленных требований указывает следующее: ФИО1 состоит на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 16 по Ростовской области в качестве налогоплательщика транспортного налога, поскольку является собственником транспортных средств:
- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: <данные изъяты> марка/модель: УАЗ 31514, <данные изъяты>
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, марка/модель: Москвич 2140, <данные изъяты>
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: <данные изъяты> марка/модель: ВАЗ 21061, <данные изъяты>
На основании п. 4 ст. 12, гл. 28 НК РФ, Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» инспекцией административному ответчику начислен транспортный налог согласно налогового уведомления №61028643 от 12.10.2016. До обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени по налогам с административного ответчика, инспекция предлагала налогоплательщику уплатить сумму задолженности в добровольном порядке, направив требования №24845 от 20.12.2016 (сумма налога- 2208 рублей, пени- 13 рублей 25 копеек), №9020 от 30.01.2019 (сумма налога- 2206 рублей, пени- 32 рубля 24 копейки). Однако, сумма налога не уплачена в указанные сроки, в связи с чем, в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ, на сумму недоимки начислена пеня, уплата которой является обязательной. Межрайонной ИФНС России №16 по Ростовской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка №1 Песчанокопского судебного района Ростовской области. 20.08.2019 мировым судьей был вынесен судебный приказ №2а-647/2019 в отношении должника. Однако, определением мирового судьи судебный приказ был отменен, поскольку от административного ответчика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, так как он не согласен с вынесенным судебном приказом. До настоящего времени задолженность по налогам не погашена, в связи с чем налоговый орган вынужден обратиться в Песчанокопский районный суд для взыскания недоимки по налогам и пени.
Представитель административного истца Межрайонная ИФНС России №16 по Ростовской области, надлежащим образом уведомленный о времени, месте и дате слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил в суд дополнение к административному иску, в котором указывает на отсутствие в период с 2015 года по 13.01.2020 заявления налогоплательщика- ФИО1 о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что задолженности по уплате транспортного налога у него не имеется, поскольку налоговым органом неправильно применена ставка транспортного налога, установленная для грузовых транспортных средств, в отношении автомобиля УАЗ 31514, являющегося легковым, не применена налоговая льгота.
Заслушав административного ответчика, рассмотрев материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Основания и порядок взыскания налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлены ст. 48 НК РФ.
Из п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из ст.357 НК РФ следует, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 75 НК РФ определена ответственность налогоплательщика за ненадлежащее исполнение обязанностей по своевременной уплате налогов в виде пени. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки влечет начисление и уплату суммы соответствующих пеней. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В соответствии с п.9 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Таким образом, если налог не уплачивается налогоплательщиком в установленный срок, он может быть взыскан принудительно налоговым органом.
Из представленных документов следует, что по состоянию на 2015-2017 г.г. ФИО1 являлся собственником следующих транспортных средств:
- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: <данные изъяты> марка/модель: УАЗ 31514, <данные изъяты>
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: <данные изъяты> марка/модель: Москвич 2140, <данные изъяты>
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: <данные изъяты> марка/модель: ВАЗ 21061, V1N: ХТА210610Т3564601, год выпуска 1995, дата регистрации права 27.04.2011.
В соответствии с п. 4 ст. 12, гл. 28 НК РФ, Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" налоговым органом, ФИО1, как налогоплательщику транспортного налога за указанные объекты был исчислен транспортный налог.
На основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, в адрес административного ответчика налоговым органом были направлены налоговые уведомления.
Согласно налоговым уведомлениям № от 12.10.2016, № от 24.06.2018 ФИО1 был направлен расчет по транспортному налогу за 2015 год (за автомобиль УАЗ 31514- 1080 рублей, автомобиль Москвич 2140- 600 рублей, автомобиль ВАЗ 21061-528 рублей), за 2017 год (за автомобиль УАЗ 31514- 1080 рублей, автомобиль Москвич 2140- 550 рублей, автомобиль ВАЗ 21061-576 рублей), административному ответчику предложено в срок до 01.12.2016 оплатить транспортный налог в сумме 2 208 рублей, до ДД.ММ.ГГГГ оплатить транспортный налог в сумме 2 206 рублей (т.1 л.д.18, 20).
Направление ФИО1 указанных уведомлений подтверждается реестром почтовых отправлений (список № от 18.10.2016, список № от 06.07.2018) (т.1 л.д.19, 21).
Как следует из материалов дела, налоговый орган, обладая информацией о наличии у налогоплательщика ФИО1 обязанности по уплате транспортного налога, учитывая, что ФИО1 в установленный срок не исполнил обязанность по уплате налогов, направил в его адрес требование.
Согласно требованию № по состоянию на 20.12.2016 ФИО1 предложено уплатить сумму задолженности в сумме 2653 рубля, из них транспортного налога – 2 208 рублей, а также пени в размере 13 рублей 25 копеек, установлен срок для добровольного погашения возникшей недоимки в срок до 14.02.2017 (т.1 л.д.15-16)
Согласно требованию № по состоянию на 30.01.2019 ФИО1 предложено уплатить сумму задолженности по транспортному налогу в сумме 2206 рублей, пени 32 рубля 24 копейки, установлен срок для добровольного погашения возникшей недоимки в срок до 26.03.2019 (т.1 л.д.12-13).
В подтверждение направления ФИО1 указанных требований, административным истцом представлены реестры № от 26.12.2016, № от 20.02.2019.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом соблюден досудебный порядок урегулирования спора путем предъявления ФИО1 требования об уплате налога, пеней.
Административный ответчик оспаривает правильность произведенного налоговым органом расчета транспортного налога, ссылаясь на то, что одно из принадлежащих ему транспортных средств – УАЗ 31514 ошибочно указано как грузовое, кроме того, с 01.01.2015 он имеет 2 группу инвалидности, что дает ему право на налоговые льготы.
В свидетельстве о регистрации ТС № тип транспортного средства – УАЗ 31514 № принадлежащего ФИО1, не указан (т.1 л.д.48).
В паспорте транспортного средства тип транспортного средства указан как «грузопассажирский А/М» (т.1, л.д.49).
Согласно карточки учета транспортного средства, представленной МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, транспортное средство УАЗ 31514 № принадлежащее ФИО1, относится к типу «Грузовой прочее».
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По информации, представленной МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, принадлежащее административному ответчику транспортное средство относится к категории грузовых, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для применения ставки транспортного налога, используемого при исчислении налогов для легковых автомобилей.
Указание в налоговых уведомлениях за 2011, 2013, 2014 годы наименования транспортного средства – «УАЗ 31514 легковой прочие», начисление до 2012 года налога на транспортное средство, исходя из ставки, установленной для легковых автомобилей, не опровергает сведений, представленных в налоговой орган в соответствии со ст.362 НК РФ.
При расчете налога также учтено, что Москвич-2140, государственный регистрационный знак №, снят с учета 28.11.2017 в связи с утратой, налог на указанное средство начислен за 11 месяцев 2017 года, что отражено в налоговом уведомлении № от 24.06.2018 (справка ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области от 28.11.2017)(т.1 л.д.18, 50).
Административным истцом ФИО1 представлена справка МСЭ-2014 №, согласно которой ФИО1 является <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (т.1 л.д.51).
В соответствии с п. 3 ст. 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу подает в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготы.
В п. 2 ст. 7 Областного закона от 10 мая 2012 г. N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросов налогообложения в Ростовской области" указывается на то, что граждане, имеющие право на льготу, при наличии нескольких объектов налогообложения освобождаются от уплаты налога по одному транспортному средству по их выбору.
Граждане, имеющие право на льготу, представляют в налоговый орган заявление о предоставлении льготы в отношении выбранного ими транспортного средства с указанием марки транспортного средства и его государственного регистрационного номера.
Таким образом, применение налоговой льготы носит заявительный характер. Доказательств тому, что ФИО1 обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему налоговой льготы по уплате транспортного налога административным ответчиком суду не представлено, налоговый орган указанное обращение отрицает. Следовательно, у налогового органа не имелось оснований для применения налоговой льготы в отношении ФИО1 и налоги начислены ему правомерно.
Расчет задолженности по транспортному налогу и пени, приведенный административным истцом в административном исковом заявлении, судом проверен и признан верным.
20.08.2019 мировым судьей судебного участка №1 Песчанокопского судебного района вынесен судебный приказ в отношении ФИО1, 04.08.2019 определением мирового судьи судебного участка № 1 Песчанокопского судебного района судебный приказ был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения. Порядок и сроки обращения в суд за взысканием недоимки по налогам административным истцом не нарушен.
До настоящего времени ФИО1 имеющаяся задолженность по налогам не погашена.
Доказательств уплаты налогов и пени за спорный период и необоснованности произведенного налоговым органом расчета не имеется. Представленные административным истцом чеки-ордера, квитанции от 02.02.2015, 30.09.2015 оплату ФИО1 транспортного налогов, начисленных за 2015 год, 2017 год не подтверждают, поскольку данные платежи были произведены административным ответчиком до начисление транспортного налога ( за 2015 год налог начислен в 2016 году, за 2017 год- в 2018 году) (т.1 л.д.35-38,42).
Учитывая, что ФИО1, являясь налогоплательщиком, в силу действующего законодательства обязан выполнять требования налогового органа об уплате налога, пени, но в установленные законом сроки не исполнил данные требования, суд считает, что административное исковое заявление МИФНС России № 16 по Ростовской области подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 48, 69, 70, 356-363 Налогового кодекса РФ, ст.ст.175-180, 290 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №16 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании налогов, пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (№ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в доход областного бюджета задолженность по уплате транспортного налога в размере 4 414 рублей (2208 рублей за 2015 год, 2206 рублей за 2017 год), пени в размере 45 рублей 49 копеек (32 рубля 24 копейки за период с 04.12.2018 по 29.01.2019, 13 рублей 25 копеек за период с 02.12.2016 по 19.12.2016), а всего 4 459 рублей 49 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Песчанокопский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В.Золотухина
Мотивированное решение изготовлено 15 января 2020 года