ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-456/2021 от 19.02.2021 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

11RS0002-01-2021-000212-35

Дело №2а-456/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.

при секретаре судебного заседания Акимовой П.А.

с участием представителя УГХиБ администрации МО ГО «Воркута»

по доверенности Щаврук Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте

19 февраля 2021 года административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью УО «Лидер» города Воркуты к начальнику Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» Слонису Ю.В., Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

ООО УО «Лидер» обратилось в суд с административным иском, в обоснование которого указало, что приказом УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» №51 от 27.03.2019 утверждён Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. В этот Перечень под №6 с 07.11.2020 включено ООО УО «Лидер», осуществляющее деятельность по управлению многоквартирными домами, находящимися на территории МО ГО «Воркута». ООО УО «Лидер» направило на имя начальника УГХиБ Слониса Ю.В. заявление от 11.01.2021 №1/9-09, в котором просило исключить Общество из Перечня. Начальник УГХиБ в письме от 13.01.2021 №05-02/14-87 отказал Обществу в его исключении из Перечня указав, что подобное исключение может произойти только после принятия решения об определении его в качестве управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом указанным в Перечне, чего в данном случае ещё не произошло. ООО УО «Лидер» считает данное решение должностного лица незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно подп. «д» п.7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 №1616, Перечень подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в 5 лет, а также в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из данного Перечня. Из указанного прямо следует, что для исключения управляющей организации из такого Перечня достаточно её волеизъявления, выраженного в соответствующем заявлении, дополнительных условий для этого не требуется. Иное истолкование данной нормы привело бы к незаконному ограничению свободы экономической деятельности. На основании изложенного административный истец просит признать незаконным и отменить решение начальника УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» Слониса Ю.В., выраженное в письме №05-02/14-87 от 13.01.2021, об отказе в исключении ООО УО «Лидер» из перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденного Приказом №51 от 27.03.2019; обязать начальника УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» Слониса Ю.В. исключить ООО УО «Лидер» из указанного Перечня; взыскать с начальника УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» Слониса Ю.В в пользу ООО УО «Лидер» судебные расходы по уплате госпошлины.

Административный истец ООО УО «Лидер», административный ответчик начальник УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» Слонис Ю.В. о слушании дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

С учетом требований ч.6 ст.226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие перечисленных лиц.

В судебном заседании представитель Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» по доверенности Щаврук Е.А. с заявленными требованиями не согласилась и поддержала доводы отзыва на иск, согласно которому на основании постановления администрации МО ГО «Воркута» №480 «Об определении Перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» от 27.03.2019, УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» было уполномочено сформировать, вести и размещать в государственной системе ЖКХ соответствующий Перечень. 27.03.2019 УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» был издан Приказ №51 «Об утверждении Перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация». Приказ №51 от 27.03.2019 был изменен и дополнен Приказом №231 от 07.11.2019, которым ООО УО «Лидер» включено в данный Перечень. Далее Приказ №51 был неоднократно актуализирован; последние изменения были внесены Приказом №253 от 07.12.2020. Данный приказ ООО УО «Лидер» не оспорило. Согласно Приказу №253 от 07.12.2020 ООО УО «Лидер» включено в Перечень под №6. Сообщением УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» №05-02/14-87 от 13.01.2021 в ответ на заявление ООО УО «Лидер» от 11.01.2021 в исключении Общества из Перечня было отказано с указанием на то, что заявление об исключении из Перечня может быть подано только после принятия решения об определении данной управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, чего в данном случае не имеется. Подп. «д» п.7 Правил №1616 от 21.12.2018 может рассматриваться в совокупности с п.8 данных Правил, которым определено, что управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из Перечня организаций.

Начальник УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» Слонис Ю.В. в письменном ходатайстве указал, что администрация МО ГО «Воркута» как исполнительно-распорядительный орган осуществляет свои полномочия по вопросам местного значения на территории муниципального образования. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 №1616 и постановлением администрации МО ГО «Воркута» №480 от 27.03.2019, именно Управление было уполномочено сформировать, вести и размещать в государственной системе ЖКХ Перечень управляющих организаций. Следовательно, Слонис Ю.В., как начальник этого Управления, является ненадлежащим административным ответчиком.

Выслушав представителя административного ответчика УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 17 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с ЖК РФ, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 ст. 162 ЖК РФ, но не более одного года.

В соответствии с ч.17 ст.161 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 21.12.2018 №1616 утвердило Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация ….

Данные Правила устанавливают порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (п.1 Правил).

Согласно п.5 Правил от 21.12.2018 №1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75, одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

В силу подп. «д» п.7 Правил от 21.12.2018 №1616 перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в 5 лет, а также в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций.

При этом абз. 3 п.8 Правил от 21.12.2018 №1616 установлено, что управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из перечня организаций.

Руководствуясь названными Правилами, администрация МО ГО «Воркута» своим постановлением от 27.03.2019 №480 уполномочила управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» на формирование, ведение и размещение в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Тогда же, 27.03.2019, во исполнение вышеуказанных постановлений, управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» издало Приказ №51 (за подписью начальника УГХиБ Слониса Ю.В.), которым утвердило перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Как указало УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» и подтверждается материалами дела, Приказ №51 от 27.03.2019 был изменен и дополнен Приказом №231 от 07.11.2019, которым ООО УО «Лидер», целью деятельности которого согласно уставу является управление многоквартирными домами, включено в упоминаемый Перечень. Далее Приказ №51 был неоднократно актуализирован, последние изменение были внесены Приказом №253 от 07.12.2020.

12.01.2021 в УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» поступило заявление ООО УО «Лидер» об исключении из перечня организаций на основании подп. «д» п.7 Правил от 21.12.2028 №1616.

Ответом от 13.01.2021 №05-02/14-87 УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» отказало в актуализации перечня организаций путем исключения из него ООО УО «Лидер». Отказ мотивирован тем, что ООО УО «Лидер» не выбрано соответствующим решением управляющей организацией для дома, в котором не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Разъяснено, что после принятия в отношении ООО УО «Лидер» решения об определении управляющей организации для управления хотя бы одним таким домом Общество будет вправе повторно обратиться с заявлением об исключении из перечня.

То есть административный ответчик – УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» полагает, что подп. «д» п.7 Правил от 21.12.2018 №1616 должен рассматриваться в совокупности с п.8, который предусматривает, по мнению административного ответчика, возможность исключения управляющей организации из перечня только в случае, если такая организация выбрана для управления хотя бы одним домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. А такое обстоятельство не имело места на дату обращения ООО УО «Лидер» с заявлением об исключении из Перечня.

Оспаривая отказ, административный истец утверждает, что такой отказ незаконен, поскольку в силу подп. «д» п.7 Правил от 21.12.2018 №1616 актуализация перечня производится в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций. Из чего прямо следует, что для исключения управляющей организации из перечня достаточно её волеизъявления, выраженного в соответствующем заявлении, дополнительных условий для этого не требуется.

Проанализировав доводы сторон и вышеприведенные законоположения, суд приходит к выводу, что предписание подп. «д» п. 7 Правил от 21.12.2018 №1616 об актуализации перечня управляющих организаций в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления управляющей организации об исключении ее из указанного перечня, не поставлено в зависимость от выполнения иных условий, в том числе от наступления обстоятельств, перечисленных в абз.3 п.8 Правил.

Суд обращает внимание, что, подп. «д» п.7 Правил от 21.12.2018 №1616 не может ограничивать и не ограничивает свободу экономической деятельности, предусмотренную, в частности п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, ст.ст.18, 421 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, из Правил от 21.12.2018 №1616 не следует, что предписание данного подпункта может быть применено только в совокупности с положениями п. 8 Правил от 21.12.2018 №1616, то есть не ранее определения подавшей соответствующее заявление управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом.

Таким образом, нельзя признать законным и обоснованным решение УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», выраженное в письме №05-02/14-87 от 13.01.2021 за подписью начальника Управления, об отказе в исключении ООО УО «Лидер» из перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденного Приказом №51 от 27.03.2019.

Следовательно, требование административного истца о признании незаконным и отмене указанного решения подлежит удовлетворению.

Поскольку суд пришёл к выводу о незаконности отказа в исключении ООО УО «Лидер» из названного перечня, заявленное требование административного истца о его исключении из этого перечня также подлежит удовлетворению. В этой связи необходимо отметить, что административный истец просил возложить обязанность по исключению Общества из перечня непосредственно на начальника УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» - Слониса Ю.В.

Разрешая данное требование, суд обращает внимание, что постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 27.03.2019 №480 именно управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» уполномочено на формирование, ведение и размещение в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Таким образом, лицом, уполномоченным на реализацию ч.17 ст.161 ЖК РФ и Правил от 21.12.2018 №1616, является УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», а не конкретное должностное лицо (в данном случае – начальник Управления – Слонис Ю.В.). В таком положении обязанность по исключению административного истца из перечня не может быть возложена на начальника УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» Слониса Ю.В., а должна быть возложена на само управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута».

Административный истец также просил возместить расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб.

Уплата госпошлины в размере 2000 руб. подтверждена платежным поручением от 20.01.2021 №16 на сумму 2000 руб., что соответствует требованиям п.7 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ.

Как определено ч.1 ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст. 109 КАС РФ.

Поскольку административный иск в отношении УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» удовлетворен, решение указанного юридического лица признано незаконным и на него возложена обязанность совершить определенные действия, то с данного административного ответчика в пользу ООО УО «Лидер» подлежат взысканию и судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью УО «Лидер» города Воркуты к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского «Воркута», выраженное в письме №05-02/14-87 от 13.01.2021, об отказе в исключении общества с ограниченной ответственностью УО «Лидер» города Воркуты из перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденного Приказом №51 от 27.03.2019.

Обязать Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского «Воркута» актуализировать перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденный Приказом №51 от 27.03.2019, путём исключения из указанного перечня общества с ограниченной ответственностью УО «Лидер» города Воркуты.

Взыскать с Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу общества с ограниченной ответственностью УО «Лидер» города Воркуты судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью УО «Лидер» города Воркуты к начальнику Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» Слонису Ю.В. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 20.02.2021.

Судья У.Н. Боричева