ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4577/19 от 11.07.2019 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№ 2а-4577/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2019 года г. Барнаул Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи: Мальцевой О.А.

при секретаре: Абрамовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савинцева Григория Олеговича к комитету по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, администрации г. Барнаула о признании градостроительного плана незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Савинцев Г.О. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указал, что владеет на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: .... (прилегающий). На основании его заявления от 09.01.2019 комитетом по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула выдан градостроительный план указанного земельного участка № от 31.01.2019, который по форме и содержанию не соответствует требованиям, установленными ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ, а именно:

- необоснованно сокращена зона допустимого размещения объектов капитального строительства за счет отступа в 3 метра от границы земельного участка с северо-восточной стороны со ссылкой на СП 4.13130.2013. Истец указывает, что данный нормативный документ не носит обязательного характера, при этом, установление минимального расстояния между зданиями возможно только после определения характеристик возводимого сооружения.

- необоснованно в графическую часть градостроительного плана земельного участка (далее ГПЗУ) внесена информация о наличии сервитута. Согласно сведений Росреестра каких-либо ограничений и обременений в отношении земельного участка не зарегистрировано, соответственно указание на наличие сервитута является недопустимым.

- ГПЗУ не содержит информации о технических условиях подключения, что не позволяет истцу начать проектирование объекта капитального строительства на принадлежащем ему земельном участке.

С учетом выявленных нарушений, административный истец просит признать выданный ГПЗУ № от 31.01.2019 недействительным и обязать комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула подготовить и направить в адрес административного истца новый ГПЗУ на земельный участок с кадастровым номером в котором устранить нарушение требований нормативно-правовых актов и законов, а именно: уменьшить отступ с 3 метров до 1 метра зоны допустимого размещения объектов капитального строительства от границы земельного участка с северо-восточной стороны на чертеже ГПЗУ; удалить сервитут со схемы ГПЗУ; внести информацию о технических условиях подключения в раздел 9 ГПЗУ.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация г. Барнаула.

В ходе рассмотрения дела административный истец на требованиях настаивал по основаниям, указанным в административном иске, указал на необходимость указания в ГПЗУ информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и точках такого подключения, поскольку отсутствие данных сведений является препятствием для разработки проекта объекта капитального строительства и его последующего возведения.

Представитель комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула возражал против удовлетворения требований, указывая на законность ГПЗУ, пояснил, что зона допустимого размещения объекта капитального строительства определена с учетом минимальных отступов от границ земельного участка, противопожарных расстояний между зданиями в соответствии с СП 4.13130.2013 (между жилыми и общественными зданиями -6 метров), возможности строительства объекта на соседнем земельном участке. Кроме того, согласно выписки из ЕГРП в отношении земельного участка по ул. Песчаная, 80 в г. Барнауле установлено ограничение прав на земельный участок, предусмотренное ст. 56 ЗК РФ, наличие которого отражено на схеме ГПЗУ. Информация о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и точках такого подключения не отражена в оспариваемом акте, поскольку к моменту истечения срока выдачи ГПЗУ заявителю указанные сведения от ресурсоснабжающих организаций не поступили.

Представитель администрации г. Барнаула в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указывая на законность оспариваемого акта, отсутствие нарушений прав административного истца, возможности повторного обращения с заявлением в выдаче ГПЗУ.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Согласно части 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр (часть 5 статьи 57.3 ГрК РФ).

Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы (ч. 6).

Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. В частности, к такой информации относятся сведения о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; о границах публичных сервитутов; о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа.

Форма градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, утверждены Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр, согласно которого градостроительный план земельного участка состоит из общих сведений и 11 разделов, при этом раздел первый включает в себя чертеж градостроительного плана земельного участка.

Согласно п. 26 указанного Приказа на чертеже градостроительного плана отображаются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; границы зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия, охранные, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны) с отдельным условным обозначением для каждой зоны; границы зон действия публичных сервитутов; точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа.

Анализ приведенных норм законодательства свидетельствует о том, что градостроительный план по своей правовой природе выполняет информационную функцию, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения.

Из материалов дела следует, что Савинцев Г.О., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенным по .... (прилегающий), 09.01.2019 обратился в комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула с заявлением о выдаче ГПЗУ. 31.01.2019 ответчиком подготовлен градостроительный план земельного участка № .

Из содержания графической части ГПЗУ следует, что на него, помимо прочего, нанесены минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объекта капитального строительства с учетом требований СП 4.13130.2013 Свод Правил «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Отступ от границы 2-3 земельного участка определен в 3 метра с учетом минимального противопожарного расстояния между жилыми и общественными зданиями – 6 метров, возможности строительства объекта на соседнем участке.

Обосновывая законность установленных ограничений, административный ответчик ссылается на ст. 20 Правил землепользования и застройки городского округа – г. Барнаула Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 834, указывая на необходимость соблюдения собственником земельного участка правил застройки с целью защиты населения от распространения пожара, а значит обоснованность установления минимального противопожарного расстояния между зданиями в ГПЗУ.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Как следует из пункта 2 части 1 статьи 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

В силу части 2 статьи 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 статьи 38 ГрК РФ размеры и параметры, их сочетания.

На территории г. Барнаула действуют Правила землепользования и застройки городского округа – г. Барнаула Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 834 (далее Правила), которые устанавливают градостроительный регламент для каждой территориальной зоны и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений и сооружений.

Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне – ОД (общественно-деловая территориальная зона), для которой действующими Правилами установлен градостроительный регламент.

Пунктом 2.2. ст. 66 Правил определено, что минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, не устанавливаются и могут быть любыми с учетом соблюдения статьи 20 Правил, положения которой предусматривают соблюдение требований технических регламентов при застройке территории.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что на стадии выдачи градостроительного плана земельного участка при отсутствии у органа местного самоуправления сведений об объемно-планировочных и конструктивных решениях планируемого к возведению объекта капитального строительства, административный ответчик вправе лишь воспроизвести информацию об установленных для данной территориальной зоны характеристиках, согласно Правил землепользования и застройки с учетом вида разрешенного использования земельного участка.

Установление противопожарных расстояний между объектами на земельных участках находится вне компетенции органа местного самоуправления и должно определяться согласно статье 48 ГрК РФ на стадии подготовки проектной документации с учетом назначения объекта, режима его использования, наличия на данном земельном участке либо смежном земельном участке иных объектов, а также иных обстоятельств, предусмотренными соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе требований противопожарных расстояний, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

При этом, раздел 4 СП 4.13130.2013 предусматривает, что противопожарные расстояния устанавливаются между зданиями, при этом, могут быть уменьшены на 20-50% при определенных обстоятельствах (оборудование здания, сооружения автоматическими установками пожаротушения и т.п.). В этой связи установление минимального расстояния между зданиями возможно только после определения характеристик, как возводимого здания, так и строения, расположенного на смежном земельном участке (их объемно-планировочных решений, степени огнестойкости, класса пожарной опасности), вместе с тем, сведения о таковых отсутствуют. В этой связи, выводы комитета о необходимости определения минимального отступа от границы смежного участка – 3 метра является необоснованными, а ГПЗУ в указанной части незаконным.

Кроме того, сведения, отраженные в графической части ГПЗУ о наличии сервитута спорного земельного участка не соответствуют действительности.

Так, согласно ответа органов Росреестра, в границах земельного участка с кадастровым номером образована часть земельного участка с учетным номером в связи с установлением охранной зоны 22.63.2.3732 «Линия воздушная». В текстовой части ГПЗУ, имеется информация о расположении земельного участка в третьем поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Каких-либо сведений о наличии сервитута земельного участка материалы дела не содержат.

Доводы административного ответчика о том, что на чертеже ГПЗУ фактически отражены ограничения прав на земельный участок в виде границ охранной зоны не учитываются, поскольку Приказ Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр, устанавливая правила оформления чертежа градостроительного плана земельного участка, различает условные обозначения для границ зон с особыми условиями использования территорий и сервитутов. В данном случае на чертеже условно обозначен сервитут, что подтверждается соответствующей информационной надписью под ним.

При этом учитывается, что действующее законодательство не отождествляет понятия «сервитута» и «зоны с особыми условиями использования территорий», различая порядок их установления.

Включение в ГПЗУ информацию о сервитуте земельного участка при отсутствии такового является незаконным, поскольку нарушает права истца на пользование принадлежащим ему объектом недвижимости, возведение здания с соответствующими параметрами.

Кроме того, в нарушение ст. 57.3 ГрК РФ, раздела 9 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр оспариваемый ГПЗУ не содержит информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа и точках такого подключения (технологического присоединения), что свидетельствует о незаконности ГПЗУ в указанной части.

То обстоятельство, что к моменту истечения срока выдачи ГПЗУ заявителю информация о технических условиях подключения от ресурсоснабжающих организаций в комитет не поступила правового значения не имеет, поскольку отсутствие информации предусмотренной градостроительным законодательством нарушает права истца.

Учитывая изложенное, суд признает незаконным градостроительный план земельного участка RU от 31.01.2019, расположенного по адресу: .... (прилегающий) в части графического обозначения минимальных отступов от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, обозначения границ зон действия сервитута, а также отсутствия указания информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и точках такого подключения (технологического присоединения).

Определяя надлежащего ответчика с целью возложения обязанности по устранению выявленных судом нарушений, суд исходит из следующего.

На дату выдачи оспариваемого ГПЗУ ч. 1 ст. 21.1 Правил действовала в редакции решения Барнаульской городской Думы от 05.10.2018 N 183, которая предусматривала, что градостроительный план земельного участка выдается комитетом по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула.

В настоящее время часть 1 статья 21.1 Правил изложена в редакции решения Барнаульской городской Думы от 25.04.2019 N 286, которая устанавливает, что градостроительный план земельного участка выдается администрацией города Барнаула (для индивидуального жилого дома, садового дома, жилого дома блокированной застройки - администрацией соответствующего района города Барнаула) в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в течение двадцати дней после получения заявления, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка либо уведомления об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю (ч. 7 ст. 21.1 Правил).

Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка", утв. постановлением администрации города Барнаула от 26.06.2017 N 1282 предусмотрено, что органом, предоставляющим муниципальную услугу, является в том числе, администрация города Барнаула - в случае подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, за исключением индивидуальных жилых домов.

Выполнение административных процедур по получению (приему), регистрации заявления и приложенных к нему документов (при наличии), рассмотрению заявления и приложенных к нему документов (при наличии), подготовке и подписанию градостроительного плана земельного участка, подготовке уведомления администрации города Барнаула о выдаче градостроительного плана земельного участка (об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка), направлению заявителю документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги, или сообщения о возможности их получения при личном обращении, в случае предоставления муниципальной услуги администрацией города Барнаула, осуществляется комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (п. 2.1).

Учитывая, что на дату принятия настоящего решения органом, уполномоченным выдавать градостроительный план земельного участка является администрация г. Барнаула, а выполнение административных процедур осуществляется комитетом по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, суд возлагает на указанных лиц обязанность выдать Савинцеву Григорию Олеговичу градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: .... (прилегающий) в соответствии с требованиями, установленными ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ.

В виду установленного Административным регламентом, ст. 57.3 ГрК РФ срока и порядка выдачи заявителю градостроительного плана земельного участка, дополнительное указание на такой срок, как и обязанность ответчиков подготовить и направить в адрес Савинцева Г.О. ГПЗУ в решении суда не требуется.

Требования о возложении на административных ответчиков обязанности уменьшить отступ с 3 метров до 1 метра зоны допустимого размещения объектов капитального строительства от границы земельного участка с северо-восточной стороны на чертеже ГПЗУ; удалить сервитут со схемы ГПЗУ; внести информацию о технических условиях подключения в раздел 9 ГПЗУ удовлетворению не подлежат, в связи с тем, что указанное не входит в компетенцию суда, определение объема информации, подлежащей внесению в ГПЗУ, относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, требования Савинцева Г.О. подлежат частичному удовлетворению, суд признает незаконным градостроительный план земельного участка RU 22302000-9259 от 31.01.2019, расположенного по адресу: .... (прилегающий) в части графического обозначения минимальных отступов от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, границ зон действия сервитута, отсутствия указания информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и точках подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и возлагает на администрацию г. Барнаула, комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула обязанность выдать Савинцеву Григорию Олеговичу градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: .... (прилегающий) в соответствии с требованиями, установленными ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с положениями действующего законодательства судом проверено соблюдение истцом срока обращения в суд с настоящим административным иском.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что ГПЗУ был получен административным истцом 04.02.2019, с указанным административным иском Савинцев Г.О. обратился в суд 11.04.2019, то есть в установленный срок.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административные исковые требования Савинцева Григория Олеговича – удовлетворить частично.

Признать незаконным градостроительный план земельного участка RU от 31.01.2019, расположенного по адресу: .... (прилегающий) в части графического обозначения минимальных отступов от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, границ зон действия сервитута, отсутствия указания информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и точках подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Возложить на администрацию г. Барнаула, комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула обязанность выдать Савинцеву Григорию Олеговичу градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: .... (прилегающий) в соответствии с требованиями, установленными ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ.

В остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Мальцева