ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4578/16 от 21.12.2016 Орехово-зуевского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-4578/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Орехово-Зуево Московской области

Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Пронякина Н.В.,

при секретаре Яриковой Е.В.,

с участием:

представителя административного ответчика – Совета депутатов сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области ФИО1,

представителя заинтересованного лица-Администрации сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области ФИО2,

ст. помощника Орехово-Зуевской городской прокуратуры Московской области Горьковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4578/16 по административному иску уполномоченного лица инициативной группы по проведению местного референдума ФИО3 о признании незаконным решения Совета Депутатов сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ««О признании вопроса «Согласны ли Вы с преобразованием сельских поселений Верейское и Белавинское, входящих в состав Орехово-Зуевского муниципального района путем объединения во вновь образованное муниципальное образование-сельское поселение Верейское?», предложенного инициативной группой для вынесения на референдум, не отвечающим требованиям ст.2 Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003 «О местном референдуме в Московской области»,

УСТАНОВИЛ:

Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума ФИО3 обратилась с административным исковым с требованием о признании незаконным решения Совета Депутатов сельского поселения Верейское <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ««О признании вопроса «Согласны ли Вы с преобразованием сельских поселений Верейское и Белавинское, входящих в состав Орехово-Зуевского муниципального района путем объединения во вновь образованное муниципальное образование-сельское поселение Верейское?», предложенного инициативной группой для вынесения на референдум, не отвечающим требованиям ст.2 Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003 «О местном референдуме в Московской области».

Требование изложенное в административном исковом заявлении мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа граждан Российской Федерации в количестве 18 человек, зарегистрированных и проживающих на территории сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, на основании Федерального закона от 12.06.2002 г №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области», Устава сельского поселения Верейское, обратилась с ходатайством в Избирательную комиссию сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории сельского поселения Верейское.

ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района принято решение о соответствии направленных документов требованиям Федерального закона от 12.06.2002 г №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области», Устава сельского поселения Верейское и о направлении ходатайства и приложенных к нему документов инициативной группы в Совет депутатов сельского поселения Верейское.

ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района вынесено оспариваемое решение .

По мнению административного истца, данное решение является незаконным, так как в соответствии с ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Согласно части 1 ст. 1 Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области», местный референдум в Московской области – форма волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах соответствующего муниципального образования Московской области, по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 19.11.2003 № 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области», вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. В связи с этим, тот факт, что вопрос «Согласны ли Вы с преобразованием сельских поселений Верейское и Белавинское, входящих в состав Орехово-Зуевского муниципального района путем объединения во вновь образованное муниципальное образование-сельское поселение Верейское?», не относится к вопросам местного значения, не может повлиять на возможность реализации гражданами Российской Федерации прав, предусмотренных Конституцией РФ. Таким образом, вынесенное решение Совета депутатов сельского поселения Верейское препятствует осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения Верейское.

В судебное заседание административный истец не явилась, была надлежаще извещена о судебном заседании в установленном порядке, своего представителя в судебное заседание не направила, ходатайств об отложении рассмотрения дела от неё не поступало, её явка не признавалась обязательной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Представитель административного ответчика Совета депутатов сельского поселения Верейское по доверенности ФИО1, требование содержащиеся в административном иске не признала, считает их необоснованными, просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ принято Советом Депутатов сельского поселения Верейское в строгом соответствии с действующим законодательством, при этом пояснив, что согласно ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 19.11.2003 №148/2003 «О местном референдуме в Московской области», на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, которые указаны в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также, вопросы местного значения сельского поселения Верейское закреплены в статье 10 устава муниципального образования «Сельское поселение Верейское». Вопрос, который вынесла инициативная группа, к вопросам местного значения не относится, так как он не отвечает требованиям ч. 1 ст. 2 Закона Московской области ««О местном референдуме в Московской области», от 19.11.2003 № 148/2003-ОЗ, и поэтому не может быть вынесен на референдум Советом депутатов сельского поселения Верейское.

Представитель заинтересованного лица-Администрации сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области пояснил, что граждане, проживающие на территории сельского поселения Верейское имеют право высказать свое мнение по вопросу объединения двух муниципальных образований, при этом полагал разрешение административного иска оставить на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Орехово-Зуевской городской прокуратуры Московской области Горьковой Т.В., полагавшей заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа граждан Российской Федерации в количестве 18 человек, зарегистрированных и проживающих на территории сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, на основании Федерального закона от 12.06.2002 г №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области», Устава сельского поселения Верейское, обратилась с ходатайством в Избирательную комиссию сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории сельского поселения Верейское.

ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района принято решение о соответствии направленных документов требованиям Федерального закона от 12.06.2002 г №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области», Устава сельского поселения Верейское и о направлении ходатайства и приложенных к нему документов инициативной группы в Совет депутатов сельского поселения Верейское.

ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района вынесено решение ««О признании вопроса «Согласны ли Вы с преобразованием сельских поселений Верейское и Белавинское, входящих в состав Орехово-Зуевского муниципального района путем объединения во вновь образованное муниципальное образование-сельское поселение Верейское?», предложенного инициативной группой для вынесения на референдум, не отвечающим требованиям ст.2 Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003 «О местном референдуме в Московской области».

Решением избирательной комиссии сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании вышеуказанного решения Совета депутатов сельского поселения Верейское от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в регистрации инициативной группе по проведению референдума в составе ФИО5 и других лиц.

В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в референдуме, являющегося высшим непосредственным выражением власти народа.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

В силу пункта 54 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), местный референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительство которых расположено в границах муниципального образования.

Статьей 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определен порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума.

В соответствии с п.6 ст. 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обязанность проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, возложена на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования.

На территории Московской области действует Закон Московской области «О местном референдуме в Московской области» от 19.11.2003 №148/2003.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Московской области от 19.11.2003 № 148/2003 «О местном референдуме в Московской области» (далее-ЗМО от 19.11.2003 №148/2003-ОЗ), местный референдум в Московской области (далее - референдум) - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах соответствующего муниципального образования Московской области (далее - муниципальное образование), по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

В соответствии с ч. 1 статьи 2 ЗМО от 19.11.2003 № 148/2003-ОЗ, на референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

В силу ч. 4 статьи 2 ЗМО от 19.11.2003 № 148/2003-ОЗ, вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Московской области.

Вопросы местного значения сельского поселения указаны в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем, закрытый перечень вопросов местного значения сельского поселения Верейское закреплен в статье 10 устава сельского поселения Верейское. Решение вопросов о преобразовании сельского поселения данной статьей к перечню вопросов местного значения не относится.

Согласно части 5 статьи 8 Закона Московской области от 19 ноября 2003 №148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области», Совет депутатов муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум требованиям статьи 2 настоящего Закона в срок не более 20 дней со дня поступления в избирательную комиссию муниципального образования ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов в порядке, установленном настоящим Законом, уставом муниципального образования.

Суд соглашается с тем, что, вопрос предложенной инициативной группой для вынесения на референдум «Согласны ли вы с преобразованием сельских поселений Верейское и Белавинское, входящих в состав Орехово-Зуевского муниципального района путем объединения во вновь образованное муниципальное образование - сельское поселение Верейское?», к вопросам местного значения не относится, поэтому, не отвечает требованиям части 1 статьи 2 ЗМО от 19.11.2003 г. №148/2003-ОЗ и в силу ч.1 ст.1, ч.1 ст.2 ЗМО от 19.11.2003 г. №148/2003-ОЗ, и как обосновано указано в оспариваемом решении, он не может быть вынесен на местный референдум.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов сельского поселения Верейское от ДД.ММ.ГГГГ «О признании вопроса «Согласны ли Вы с преобразованием сельских поселений Верейское и Белавинское, входящих в состав Орехово-Зуевского муниципального района путем объединения во вновь образованное муниципальное образование-сельское поселение Верейское?», предложенного инициативной группой для вынесения на референдум, не отвечающим требованиям ст. 2 Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003 «О местном референдуме в Московской области», является законным и обоснованным, вынесено в рамках компетенции указанного представительного органа местного самоуправления.

Утверждение заявителя, что факт того, что предлагаемый на референдум вопрос не относится к вопросам местного значения, не может повлиять на возможность реализации гражданами права участвовать в референдуме, не основано на нормах Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и аналогичных по содержанию нормах Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003 «О местном референдуме в Московской области», а также Устава сельского поселения Верейское, регламентирующих процедуру реализации гражданами своего права на участие в местном референдуме, определяющих круг вопросов, которые не могут выноситься на референдум в целях соблюдения конституционных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, суд считает, что основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения Верейское от ДД.ММ.ГГГГ «О признании вопроса «Согласны ли Вы с преобразованием сельских поселений Верейское и Белавинское, входящих в состав Орехово-Зуевского муниципального района путем объединения во вновь образованное муниципальное образование-сельское поселение Верейское?», предложенного инициативной группой для вынесения на референдум, не отвечающим требованиям ст. 2 Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003 «О местном референдуме в Московской области» отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 243-244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума на территории сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района ФИО3, о признании незаконным Решения Совета депутатов сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О признании вопроса «Согласны ли вы с преобразованием сельских поселений Верейское и Белавинское, входящих в состав Орехово-Зуевского муниципального района путем объединения во вновь образованное муниципальное образование-сельское поселение Верейское?», предложенного инициативной группой для вынесения на референдум, не отвечающим требованиям ст.2 Закона Московской области от 19.11.2003 года №148/2003 «О местном референдуме в Московской области».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Орехово-Зуевский городской суд Московской области.

Судья Орехово-Зуевского городского суда

Московской области Н.В.Пронякин

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ