ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-457/18 от 14.09.2018 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-457/2018 ***

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торжок 14 сентября 2018 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,

с участием процессуального истца – ст. помощника Торжокского межрайонного прокурора Фролова Д.Ю.,

представителя материального истца – Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел №17 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Западному военному округу – ФИО1, действующего на основании доверенности № 42-Ю от 29 декабря 2017 года,

представителя административного ответчика – администрации МО город Торжок Тверской области – ФИО2, действующей на основании доверенности № 09 от 05 апреля 2018 года,

представителя заинтересованного лица – Торжокского МУП «Водоканал» - ФИО3, действующего на основании доверенности № 48 от 19 января 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации МО г.Торжок об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества участка водопроводной сети в течении месяца со дня вступления решения в законную силу, об обязании организовать бесперебойное водоснабжение здания,

У С Т А Н О В И Л :

Торжокский межрайонный прокурор, действия в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации МО г. Торжок об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества участка водопроводной сети в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, об обязании организовать бесперебойное водоснабжение здания.

В обоснование исковых требований указал, что между территориальным управлением Минимущества Российской Федерации по Тверской области, Комитетом по охране историко – культурного наследия Тверской области и военным комиссариатом г.Торжка, Торжокского и Кувшиновского районов заключен договор безвозмездного пользования от 01.05.2004 № 8, в соответствии с условиями которого Военному комиссариату в безвозмездное пользование передано здание, расположенное по адресу: <...>.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 создано ФБГУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности указанного учреждения является содержание и эксплуатация объектов военной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

Данным приказом созданы филиалы учреждения, в т.ч. филиал ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ 9 (по Западному военному округу).

В соответствии с положением о Филиале, утвержденном начальником ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ, филиал осуществляет управление недвижимым имуществом, закрепленным на его балансе.

31.03.2017 утверждено положение о Жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе № 17 филиала – ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Западному военному округу), в соответствии с которым отдел является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим его функции или их часть в соответствии с уставом ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ и настоящим Положением.

19.02.2018 в связи с аварией в водопроводной сети, идущей от ул. Вольной до д.21 по Мобилизационной набережной г.Торжка, прекращено водоснабжение Военного комиссариата г.Торжка, Торжокского и Кувшиновского районов.

Водопроводная сеть от ул.Вольной до д.21 по Мобилизационной набережной г.Торжка на баланс ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ и его подразделений не передавалась.

Как следует из информации Торжокского МУП «Водоканал» и администрации МО г.Торжок, участок водопроводной сети от ул.Вольной до д.21 по Мобилизационной набережной г.Торжка является бесхозяйным.

Поскольку администрацией г.Торжка Тверской области меры, направленные на постановку указанного участка водопроводной сети на учет как бесхозяйного имущества, не принимаются, полагает на администрацию МО г.Торжок следует возложить обязанность обратиться в УФСГР кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества водопроводной сети от ул.Вольной до д.21 по Мобилизационной набережной г.Торжка. В связи с непроведением работ по обслуживанию указанной водопроводной сети она пришла в неудовлетворительное состояние, что привело к аварии и прекращению водоснабжения здания Военного комиссариата г.Торжка, Торжокского и Кувшиновского районов. Тем самым, нарушены функции указанной организации, возложенные федеральным законодательством в сфере обеспечения обороны Российской Федерации.

Согласно п.5 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть включает в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых в целях теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу положений пунктами 1-3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основной целью местного самоуправления является решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление – непосредственно и через органы местного самоуправления – муниципальной власти, по своей природе являющейся властью местного сообщества.

Под организацией понимается налаживание устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, оказывающих услуги по водоснабжению.

Приведенная позиция согласуется с официальными толкованиями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 02.04.2002 года 37-П, от 29.03.2011 года № 2-П, от 20.12.2010 года № 2-П и др.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация водоснабжения в пределах городского округа.

Между тем, администрацией бесперебойное водоснабжение здания Военного комиссариата не организовано.

Неисполнение администрацией муниципального образования г. Торжок обязанностей по постановке на учет водопроводной сети от ул. Вольной до д.21 по Мобилизационной набережной г.Торжка, а также непринятие мер по организации водоснабжения здания Военного комиссариата г.Торжка, Торжокского и Кувшиновского районов является нарушением интересов Российской Федерации в сфере обороны.

На основании изложенного просит возложить на администрацию муниципального образования город Торжок Тверской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества участка водопроводной сети от ул.Вольной до д.21 по Мобилизационной набережной г.Торжка в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать администрацию муниципального образования город Торжок организовать бесперебойное водоснабжение здания Военного комиссариата г.Торжка, Торжокского и Кувшиновского районов, расположенных по адресу: <...>.

Определением Торжокского городского суда Тверской области, занесенным в протокол судебного заседания от 20 июня 2018 года, к участию в деле в качестве материального истца привлечен ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Западному военному округу в лице жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №17 филиала, в качестве заинтересованных лиц – Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия по Тверской области, Торжокское МУП «Водоканал», Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

Определением Торжокского городского суда Тверской области от 02 июля 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, в участию в деле в качестве материального соистца привлечен ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», в качестве заинтересованного лица – Комитет по управлению имуществом г. Торжка Тверской области.

Определением Торжокского городского суда Тверской области от 17 июля 2018 года в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Федеральное государственное казённое учреждение «Центр территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Определением Торжокского городского суда Тверской области, занесенным в протокол судебного заседания 16 августа 2018 года, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО4 и ФИО5

В судебном заседании процессуальный истец – ст. помощник Торжокского межрайонного прокурора Фролов Д.Ю. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель материального истца ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал и пояснил, что в соответствии с приказом Министра Обороны Российской Федерации № 155 от 02.03.2017 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ. В соответствии с приказами директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 18.01.2017 № 172 и № 837 от 24.03.2017 недвижимое имущество (водопроводные сети, КНС, ВЫС, артскважин и т.д.) Минобороны России закреплены за учреждением на праве оперативного управления. Из имеющихся в материалах дела документов следует, что ни ТУ Росимущества в Тверской области, ни Министерство имущественных и земельных отношений сведениями о прохождении процедуры учета водопроводной сети от ул. Вольная до ул. Мобилизационная в г.Торжок не располагают. В реестре муниципальной собственности названная сеть также не значится. По данным ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России, названная водопроводная сеть на балансовом учете не значится. Суть поданного искового заявления сводится к понуждению органа местного самоуправления, на территории которого находятся имущество, обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию о принятии на учет бесхозяйного имущества (статья 225 часть 3 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьёй 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Как следует из ответов государственных учреждений, отвечающих за учет государственного имущества, спорная водопроводная сеть в г. Торжок в государственной собственности не значится. При указанных обстоятельствах названная сеть отвечает всем признакам бесхозяйности. В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам. В соответствии с ч. 3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи (в том числе и коммунальные сети) принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество (Росреестром), по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Анализ указанных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что местная администрация обязана выявлять, ставить на учет выявленное бесхозяйное имущество и принимать действенные меры для обеспечения нормального функционирования системы водоснабжения. Полагает сомнительными доводы ответчика о том, что в соответствии с заключенным государственным контрактом между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России определена граница эксплуатационной ответственности по спорной сети и указанный факт подтверждает владение спорной сетью ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Ключевым словом в данном случае является «Граница эксплуатационной ответственности». В соответствии с понятиями, отраженными в п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (ред. от 26.07.2018) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод; тогда как граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Представителем Торжокского МУП «Водоканал» в материалы дела представлены договоры на поставку услуги водоснабжения в здание Военного комиссариата в <...>. При этом названные договоры были заключены в разное время с разными потребителями услуги водоснабжения, а именно: Военный комиссариат, Объединенное Стратегическое Командование ЗВО, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Следуя логике представителей ответчиков, каждое из означенных выше учреждений в разное время являлось собственником спорной водопроводной сети, и в случае смены пользователя здания по Мобилизационной наб. 21 администрация г.Торжок и Торжокское МУП «Водоканал» вновь определят собственника спорного участка водопровода. При этом как представитель МУП, так и представитель администрации подменяют понятия «балансовая принадлежность» и «эксплуатационная ответственность». Однако, никто не задается вопросом, как МУП «Водоканал», не являясь прямым поставщиком воды для жителей домов № 21-б, 22 (как это преподносит представитель МУП), организовал сбор абонентской платы за услуги водоснабжения и выставление квитанций жителям названных домов, не подсоединенных к центральной системе водоснабжения. При этом указанные действия МУП «Водоканал» производит на протяжении ряда лет. Более того, в материалах дела имеются документы, из которых следует, что именно МУП «Водоканал» согласовывал установку и принятие в эксплуатацию прибор учета воды собственнику дома № 21-б. Указанное свидетельствует, что именно Торжокское МУП «Водоканал» выполняло функции собственника и эксплуатанта спорной сети. Однако, МУП указывает, что спорные сети ими не обслуживаются и на балансе не числятся. Как следует из имеющейся судебной практики (Определения Верховного суда РФ от 22.07.2015г. № Эс-15-513, Постановления АС Поволжского округа от 31.05.2016г. № Ф06-8546/2016 ), непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорных сетей не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи. В связи с тем, что эксплуатирующие организации Торжокский МУП «Водоканал» и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России указывают на то, спорный участок сети ими не обслуживается и на балансе организаций не числится, государственные учреждения, отвечающие за учет государственного имущества, сообщают, что спорное имущество на учете не значится, орган местного самоуправления не принимает мер для выявления собственника спорного участка водопроводной сети, остается сделать вывод о наличии оснований для признания участка сети от ул. Вольная до Мобилизационной наб. бесхозяйным.

Представитель административного ответчика – администрации МО город Торжок Тверской области – ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что 13 апреля 2018 года в адрес администрации г.Торжка поступило указанное выше административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора о возложении на администрацию муниципального образования город Торжок Тверской области обязанности. 14 мая 2018 года администрацией города было получено аналогичное административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора о возложении на администрацию аналогичных обязанностей. 25.05.2018 года Торжокским городским судом принято к производству указанное административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора о возложении на администрацию муниципального образования город Торжок Тверской области обязанности. С заявленными административными требованиями администрация города не согласна по следующим основаниям: в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к полномочиям городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в подпункте 4 пункта 1 статьи 8 Устава муниципального образования город Торжок. В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Для реализации указанных полномочий в муниципальном образовании город Торжок и, как следует из Устава предприятия, в целях повышения эффективности использования муниципального имущества, улучшения состояния городской инфраструктуры, внедрение новых видов услуг для юридических лиц в области водоснабжения и канализации и получения прибыли создано Торжокское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал». Функции учредителя указанного предприятия осуществляет Комитет по управлению имуществом муниципального образования город Торжок. Кроме того, в муниципальном образовании город Торжок имеются иные организации, осуществляющие водоснабжение. Таким образом, органами местного самоуправления исполнены положения действующего законодательства по организации водоснабжения на территории муниципального образования город Торжок. В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Устава муниципального образования город Торжок администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области. Согласно частям 1 и 2 статьи 41Федерального закона от 06.10.2003 №131 –ФЗ от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управляющих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Комитет является исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования город Торжок, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения имуществом муниципального образования город Торжок и земельными участками, расположенными на территории города Торжка, государственная собственность на которые не разграничена. По организационно – правовой форме Комитет является муниципальным казенным учреждением. В соответствии с подпунктом 3.1.33 пункта 3.1 Положения о Комитете Комитет осуществляет, в том числе постановку на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества, признает в суде в установленном порядке право муниципальной собственности на бесхозяйное движимое и недвижимое имуществом, находящееся на территории муниципального образования город Торжок. Согласно абзацу 2 пункта 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город Торжок, утвержденного решением Торжокского городской Думы от 19.12.2013 № 219, обязанность по государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имуществом возлагается на орган по управлению муниципальным имуществом. В административном исковом заявлении указано: «Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 №155 создано ФБГУ «Центрально жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ. Основной целью деятельности указанного учреждения является содержание и эксплуатация объектов военной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ. Однако согласно пунктам 12-14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношении Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 № 607, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными видами деятельности учреждения является осуществление содержания объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Для достижения указанных целей учреждение осуществляет, в том числе, такие виды деятельности как забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям, оказание услуг, связанных с транспортировкой воды. Кроме того, административный истец ссылается на тот факт, что водопроводная сеть от ул.Вольной до д.21 по Мобилизационной набережной г. Торжка на баланс ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ и его подразделений не передавалось. Вместе с тем, 28.12.2017 между Торжокским МУП «Водоканал» и ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации заключен государственный контракт холодного водоснабжения. Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности по сетям водопровода и канализации, являющемуся приложением №1 к указанному государственному контракту, подача воды (абонент (ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ) производится по одному вводу, расположенному на обочине дороги по ул. Вольная, границей эксплуатационной ответственности является водопроводный колодец № 3, линия водопровода от водопроводного колодца № 3 до здания ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» находится на обслуживании ФБГУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ. Таким образом, считают, что непроведение работ по обслуживанию указанной водопроводной сети, в связи с чем она пришла в неудовлетворительное состояние, как указано в административном исковом заявлении, является неисполнением ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ своих обязательств по государственному контракту. Согласно приложению к административному исковому заявлению доказательств наличия у административного истца информации о бесхозяйном объекте (спорной водопроводной сети) не имеется. Следовательно, указанный факт является голословным. Довод Торжокского межрайонного прокурора о непринятии администрацией города Торжка мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества водопроводной сети от ул. Вольной до д. 21 по Мобилизационной набережной города Торжка Тверской области, а также о том, что непринятие мер по организации водоснабжения здания Военного комиссариата г. Торжка, Торжокского и Кувшиновского районов является нарушением интересов Российской Федерации в сфере обороны, является вымышленным и не соответствует положениям действующего законодательства. Ссылаясь на то, что администрацией бесперебойное водоснабжение здания военного комиссариата не организовано, административный истец не приводит доказательств обязанности администрации муниципального образования город Торжок произвести конкретные действия по организации бесперебойного водоснабжения указанного здания. Заявленные Торжокским межрайонным прокурором административные исковые требования выдвинуты в интересах Российской Федерации. Вместе с тем, из содержания административного искового заявления не представляется возможным установить, чем затронуты права и интересы Российской Федерации отсутствием регистрации права муниципальной собственности на водопроводную сеть от ул. Вольной до Мобилизационной набережной в городе Торжке как бесхозяйной? Обращает внимание суда на тот факт, что основанием для обращения Торжокского межрайонного прокурора с административным исковым заявлением в суд явилось обращение к прокурору начальника ЖЭ(К)О № 17 г.Тверь филиала ФГБУ ЦЖКУ МО РФ по западному военному округу ФИО6. Однако, согласно документам, приложенным к административному исковому заявлению, усматривается, что никакой проверки по фактам, изложенным в заявлении, прокурором не проводилось. К материалам, поступившим в адрес административного ответчика, приобщены копия схемы разграничения эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям между МУП «Водоканал» и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по объекту: военный комиссариат по г.Торжку, Торжокского и Кувшиновского районам, расположенному по адресу: Мобилизационная наб., д.21, а также копия выписки из приложения к приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 24 марта 2017 года № 837. Указанные материалы не подписаны, и, соответственно не могут являться допустимыми доказательствами по делу. Просит суд в удовлетворении административных исковых требований Торжокского межрайонного прокурора отказать.

Представитель заинтересованного лица – Торжокского МУП «Водоканал» - ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что в настоящее время имеется государственный контракт по водоснабжению здания военкомата, от материального истца в феврале 2018 года за пределами установленного законом срока поступал протокол разногласий. Сам материальный истец надлежащую заявку и доверенность в их адрес не представил. Данный участок водопроводной сети они рассматривают как ввод в здание, а значит, этот ввод относится к системе внутреннего водоснабжения здания. Доводы, которые приводит истец, о том, что было передано только лишь здание, не отвечают нормам действующего законодательства. Они считают, что спорный участок водопроводной сети является частью внутреннего водопровода здания военкомата, предназначен для военкомата и должен обслуживаться исключительно истцом (п.4.1 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий». Полагают, что требования прокурора не обоснованы. Никакие интересы РФ не ущемляются. Более того, авария на водопроводе была устранена исключительно материальным истцом без уведомления Торжокского МУП «Водоканал». Сотрудниками МУП «Водоканал» 20.04.2018 была проведена проверка – водоснабжение организовано, со слов работников военкомата, водоснабжение отсутствовало всего неделю. Подключение производил сам материальный истец.

Материальный истец ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о времени и месте рассмотрения дела извещен, участия в судебном разбирательстве не принял, об уважительных причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении дела, рассмотрении дела в его отсутствие не заявил.

Представитель заинтересованного лица – Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия по Тверской области в судебном заседании участие не принял, представив ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, сообщив, что здание, расположенное по адресу: <...>, является объектом культурного наследия федерального значения «Усадьба Вавулиных. Главный дом» (Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»). Сведения о собственниках, правообладателях указанного здания, а также сведения о строительстве водопроводной сети, идущей от ул. Вольной до д. 21 по Мобилизационной набережной города Торжка Тверской области, в Главном управлении отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом МО город Торжок в судебном заседании участия не принял, будучи надлежащим уведомленным о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела. Согласно письменным возражениям, имеющимся в материалах дела, Комитет не признает заявленные исковые требования. Комитет по управлению имуществом МО город Торжок является исполнительным органом местного самоуправления МО город Торжок, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения имуществом МО город Торжок и земельными участками, расположенными на территории города Торжка, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Комитете по управлению имуществом города Торжка Тверской области, утвержденного решением Торжокской городской Думы от 20.02.2012 №89, по организационно-правовой форме Комитет является муниципальным казенным учреждением. В соответствии с подпунктом 3.1.33 пункта 3.1 Положения о Комитете Комитет осуществляет, в том числе постановку на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества, признает в суде в установленном порядке право муниципальной собственности на бесхозяйное движимое и недвижимое имущество, находящееся на территории МО город Торжок. Административный истец ссылается на тот факт, что водопроводная сеть от улицы Вольной до дома 21 по Мобилизационной набережной г.Торжка на баланс ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и его подразделений не передавалась. Однако, в соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности по сетям водопровода и канализации, являющемуся приложением №1 к государственному контракту холодного водоснабжения, заключенному между Торжокским МУП «Водоканал» и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, подача воды абоненту (ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) производится по одному вводу, расположенному на обочине дороги по ул. Вольная, границей эксплуатационной ответственности является водопроводный колодец №3. Линия водопровода от водопроводного колодца №3 до здания ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» находится на обслуживании ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ, а, значит, ответственность за эксплуатацию водопроводных сетей (в соответствии с государственным контрактом) несет ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ.

ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ создано Министерством обороны РФ (Приказ Министерства обороны РФ от 02.03.2017 №155) для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основной целью деятельности указанного учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Одними из основных видов деятельности, осуществляющих ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации являются и забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям; оказание услуг, связанных с транспортировкой воды. В связи с тем, что ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации должным образом не исполняло свои обязательства в соответствии с государственным контрактом, на спорной водопроводной сети произошла авария, что привело к прекращению водоснабжения здания Военного комиссариата г. Торжка, Торжокского и Кувшиновского районов. Полагают, что нельзя однозначно делать вывод о бесхозяйности спорного участка водопровода. Просят в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованные лица, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ФИО8, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ, о времени и месте рассмотрения дела извещены, участия в судебном заседании не приняли.

Исходя из содержания статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (далее - Правила № 644).

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что водопроводная сеть – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 416-ФЗ, собственники и иные законные владельцы централизованных систем водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В силу части 1 статьи 13 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Согласно части 7 статьи 13 Закона № 416-ФЗ местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

В силу подпункта "в" пункта 34 Правил № 644 на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что от колодца № 3 по ул. Вольная г. Торжка до нежилого здания № 21 по Мобилизационной набережной г. Торжка Тверской области проходит водопроводная сеть – трубопровод холодного водоснабжения.

Объект недвижимого имущества – дом 21 по Мобилизационной набережной г. Торжка, находится в безвозмездном пользовании Военного комиссариата г. Торжка, Торжокского и Кувшиновского районов на основании договора безвозмездного пользования №8 от 01 мая 2004 года № 4, заключенного Территориальным управлением Минимущества Российской Федерации по Тверской области, Комитетом по охране историко-культурного наследия Тверской области и Военным комиссариатом г. Торжка, Торжокского и Кувшиновского районов.

Здание, расположенное по адресу: <...> является объектом культурного наследия федерального значения «Усадьба Вавулиных. Главный дом» (Постановление Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»).

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 155 от 02 марта 2017 года создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации.

28 декабря 2017 года между Торжокским МУП «Водоканал» и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в лице ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Западному Военному округу был заключен государственный контракт холодного водоснабжения, согласно которому предприятие МУП «Водоканал» обязуется подавать абоненту, через присоединённую водопроводную сеть холодную воду установленного качества, в объёме, определенном указанным государственный контрактом, по адресу: <...>.

По сообщению ФГБУ «ЦЖКУ по ЗВО» МО РФ от 20 февраля 2018 года, адресованному главе администрации МО г. Торжок Тверской области, 19 февраля 2018 года была прекращена подача воды в здание военного комиссариата г. Торжок, Торжокского и Кувшиновского районов (Мобилизационная наб., д. 21).

По информации Торжокского МУП «Водоканал» отключение произошло в связи с аварией на участке водопровода, который на балансе МУП не значится. При этом сетей водоснабжения, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации не имеется. При указанных обстоятельствах подача холодной воды в здание военного комиссариата производится по сетям, имеющим признак бесхозяйности.

На данное обращение, глава администрации МО г. Торжок сообщил заявителю, что прекращение поставки холодного водоснабжения абоненту произведено по причине аварии на трубопроводе холодного водоснабжения, ответственность за эксплуатацию которого несёт абонент. В соответствии с пунктом 2.3.1 Государственного контракта от 28 декабря 2017 года, абонент обязан обеспечить эксплуатацию водопроводных сетей, находящихся в границе его эксплуатационной ответственности (письмо от 23 марта 2018 года № 01-09/1007). Таким образом, во избежание нарушения теплоснабжения в здании абонента, администрация просила принять необходимые меры по ликвидации аварийной ситуации на трубопроводе холодного водоснабжения, расположенного в границах эксплуатационной ответственности абонента, которой является водопроводный колодец № 3, расположенный на обочине дороги по ул. Вольная до здания 21 по ул. Мобилизационная набережная г. Торжка.

Административные исковые требования прокурора мотивированы непринятием мер администрацией муниципального образования город Торжок Тверской области по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества водопроводной сети, расположенной от ул. Вольной до дома 21 по Мобилизационной набережной г. Торжка.

В соответствии с пунктом 4 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признаёт и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

В развитие этих положений Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (часть 1 статьи 130).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 марта 2011 года № 2-П органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Закрепляя самостоятельность местного самоуправления как одну из основ его конституционно-правового статуса, Конституция Российской Федерации одновременно исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации, установление которых относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 7 статьи 72), а деятельность органов местного самоуправления должна носить законный характер (часть 2 статьи 15). Из этих положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями её статей 1, 4, 71, 72 и 76 следует, в частности, что самостоятельность местного самоуправления определяется его компетенцией, которая устанавливается на основании Конституции Российской Федерации в законе и включает в себя предметные сферы деятельности местного самоуправления и полномочия по решению вопросов местного значения.

Положения статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, возлагающие на органы местного самоуправления организацию водоводоснабженияотведения, имеет характер общей нормы – оно устанавливает соответствующее направление деятельности муниципального образования.

Такие полномочия определяются в системе правового регулирования, включающей помимо Федерального закона № 131-ФЗ специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путём эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьёй 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Анализ приведённой нормы позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения, в том числе бесхозяйных систем водоснабжения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которое не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

По сведениям ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России от 19 июля 2018 года, здание военного комиссариата, расположенное по адресу: <...>, и водопроводные сети, от учреждений Минобороны России на балансовый учёт учреждения не принимались и отдельными приказами Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления за учреждением не закреплялись.

В перечне недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, являющемся приложением к приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 837 от 24 марта 2017 года, спорного участка водопроводной сети не имеется.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности МО г. Торжок от 03 июля 2018 года водопроводная сеть от ул. Вольная до дома 21 по Мобилизационной набережной в реестре муниципальной собственности не значится.

В информационной базе федерального имущества Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области сведения о строительстве водопроводной сети, идущей от ул. Вольной до дома 21 по Мобилизационной набережной г. Торжка Тверской области, отсутствуют.

Справкой архивного отдела МБУ г. Торжка «Централизованная система библиотечного и архивного дела» от 26 июня 2018 года подтверждено отсутствие сведений о строительстве водопроводной сети, идущей от ул. Вольной до дома 21 по Мобилизационной набережной г. Торжка Тверской области (здание военного комиссариата) и о принадлежности указанной сети.

По сведениям Торжокского МУП «Водоканал» от 27 июня 2018 года, какие-либо документы на участок сети, предназначенный для обслуживания группы зданий Военного комиссариата г. Торжок, Торжокского и Кувшиновского районов, в МУП «Водоканал» отсутствуют.

Из схемы водоснабжения и водоотведения МО г. Торжок Тверской области на период 2016 – 2027 годов под порядковым номером 78 значится чугунный трубопровод, протяжённостью 391,5 пм, проложенный по ул. Вольная, год ввода в эксплуатацию 1970.

Таким образом, на территории г. Торжка, от ул. Вольной до дома 21 по Мобилизационной набережной г. Торжка Тверской области выявлен участок водопроводной сети, не являющийся муниципальной собственностью и на балансе муниципальных предприятий не состоящий, его собственник не определён, спорный участок водопроводной сети ни за кем не закреплён, и никто не следит за его техническим состоянием. То есть этот участок водопровода обладает признаками бесхозяйного имущества.

Доводы представителя административного ответчика – администрации МО г. Торжок ФИО2 о том, что по акту разграничения эксплуатационной ответственности линия спорного водопровода находится в обслуживании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, не влияют на вывод о бесхозяйности спорной сети.

Из пункта 2 Правил № 644 следует, что граница эксплуатационной ответственности – это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.

Граница балансовой принадлежности – это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

Исходя из анализа приведённых данных, граница балансовой принадлежности может быть определена между хозяйствующими субъектами, обладающими титулом собственности, или являющимися владельцами на ином вещном праве объектами централизованной канализационной системы, или частью этой системы, то есть определяется по признаку собственности (законного владения). Только при установлении обоих собственников (законных владельцев) точка поставки будет находиться на границе их сетей.

Вместе с тем, граница балансовой принадлежности применительно к спорной водопроводной сети, между какими-либо хозяйствующими субъектами не определена.

Согласно схеме разграничения эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям между МУП «Водоканал» и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по объекту: военный комиссариат по г. Торжку, Торжокскому и Кувшиновскому районам, расположенному по адресу: <...>, являющемуся приложением № 1.1. к государственному контракту от 28 декабря 2017 года, подача воды абоненту – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, осуществляется от ввода, расположенного на обочине дороги по ул. Вольная, границей эксплуатационной ответственности является водопроводный колодец № 3.

Таким образом, вывод о принадлежности участка водопроводной сети ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основанный на схеме и акте разграничения эксплуатационной ответственности, без разграничения балансовой принадлежности, не может служить основанием для определения спорной водопроводной сети как принадлежащей на каком – либо вещном праве ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

С доводами представителя заинтересованного лица – Торжокского МУП «Водоканал» ФИО3 о том, что спорный участок водопроводной сети следует рассматривать как ввод в здание, то есть часть внутреннего водопровода здания военкомата, и что этот участок водопровода предназначен для обслуживания исключительно военкомата, согласиться нельзя.

Здание военного комиссариата № 21 по Мобилизационной набережной г. Торжка расположено на земельном участке с кадастровым номером 69:47:0130130:24, площадью 3120 кв.м. При этом землеустроительное дело №85 по установлению на местности границ земельного участка содержит схему границ земельного участка, на которой имеется надпись, заверенная подписью и печатью Торжокское МУП «Водоканал», о наличии на земельном участке обременения – сети водопровода, охранная зона 2 м, водопровод, запрещено строительство капитальных сооружений, что свидетельствует о том, что на момент согласования границ земельного участка (2004 год), правообладателем которого являлся военкомат, в МУП «Водоканал» наличествовала информация о существовании на указанном земельном участке спорных водопроводных сетей, которые не принадлежали военному комиссариату.

Согласно плану этого земельного участка, представленному в материалах землеустроительного дела, выполненного ООО «Землеустроитель» от 2005 года, с южной стороны в точках 2-3 он граничит с земельным участком, имеющим адрес: Мобилизационная набережная, д. 21а.

Земельный участок, находящийся по адресу: <...>, с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м принадлежит на праве аренды ФИО4 и ФИО5, что подтверждается копией договора аренды земельного участка № 121/04 от 05 августа 2004 года, заключенного МО г. Торжок с ФИО7, копиями двух свидетельств о праве на наследство по закону от 01 июня 2011 года, копией дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № 121/04 от 05 августа 2004 года.

В пункте 1.3. договора аренды земельного участка от 05 августа 2004 года указано, что на часть земельного участка, площадью *** кв.м, относящегося к землям поселений, с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м установлено ограничение в пользовании для ремонтных (земляных) работ, водопровод, охранная зона реки Тверца.

В Едином государственном реестре недвижимости право аренды ФИО4 и ФИО5 на этот земельный участок зарегистрировано, срок аренды установлен с 05 августа 2004 года по 04 августа 2053 года. Также зарегистрировано обременение при использовании земельного на основании постановления главы г. Торжка от 05 августа 2004 года № 605, обусловленное необходимостью обслуживания водопровода.

Местоположение водопровода на земельном участке ФИО4 и ФИО5 с кадастровым номером *** схематически изображено на схеме границ земельного участка от 20 декабря 2004 года, являющегося приложением к акту согласования границ земельного участка ***.

Жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***, находящемся в аренде К-вых, подключен к централизованной системе водоснабжения. МУП «Водоканал» предоставляет абоненту ФИО5 услугу холодного водоснабжения, водоотведения, которая оплачивается последней, что следует из копий финансово-лицевого счёта, акта сверки за услуги водоснабжения и водоотведения, акта принятия прибора учёта воды в эксплуатацию от 22 ноября 2012 года.

Таким образом, вопреки доводам представителя заинтересованного лица ФИО3, линия водопровода от водопроводного колодца № 3 от обочины на ул. Вольная, проходящая по территории земельного участка *** до здания Военного комиссариата, предназначена не только для водоснабжения этого здания, но и жилого дома К-вых. Поэтому спорный участок водопроводной сети частью внутреннего водопровода здания военного комиссариата являться не может.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В пункте 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития №931 от 10.12.2015, в качестве основания постановки на учёт указано заявление органа местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления, обязаны принимать меры по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе сетей холодного водоснабжения, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

Поскольку Комитет по управлению имуществом г. Торжка является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Торжка, осуществляющим функции по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город Торжок, обладает правами юридического лица, но в силу особенностей правового положения подаёт от имени муниципального образования город Торжок заявление о постановке на учёт в органе государственной регистрации бесхозяйного недвижимого имущества, то обязанность по обращению с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного объекта недвижимого имущества – участка водопроводной сети следует возложить на исполнительно – распорядительный орган муниципального образования города Торжок – администрации г. Торжка.

Отсутствие технической документации на спорный участок водопроводной сети, на выводы суда об установленной по фактическим обстоятельствам дела обязанности уполномоченного органа – администрации муниципального образования г. Торжка по постановке на учёт бесхозяйного имущества, находящегося на территории этого муниципального образования, не влияют.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения должны использоваться защищённые от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

Вопреки возражениям представителя административного ответчика – администрации МО г. Торжок ФИО2, отсутствие собственника участка водопроводной сети и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием такого объекта, нарушает права и интересы Российской Федерации, поскольку влечёт несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического состояния объекта, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации объектов водоснабжения для обслуживания в том числе здания Военного комиссариата, относящегося к имуществу Министерства обороны.

Рассматривая требования истца о возложении обязанности на администрацию МО г. Торжок организовать бесперебойное водоснабжение здания Военного комиссариата по адресу: <...>, суд учитывает следующее.

Авария на участке водопровода, являющемся бесхозяйным, произошедшая 19 февраля 2018 года, в настоящее время устранена.

Согласно акту уполномоченной комиссии от 20 апреля 2018 года, водоснабжение в здании Военного комиссариата по адресу: <...>, восстановлено. То есть на дату вынесения настоящего решения бесперебойное водоснабжение здания организовано.

Заявляя об обязании администрацию МО г. Торжок организовать бесперебойное водоснабжение, прокурором не учтены положения пункта 23 Правил холодного водоснабжения № 644 о том, что местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательство по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно – канализационного хозяйства.

Заключая государственный контракт холодного водоснабжения 28 декабря 2017 года между Торжокским МУП «Водоканал» (гарантирующая организация) и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (абонент), гарантирующая организация обязалась подавать абоненту через присоединённую водопроводную сеть холодную (питьевую и (или) техническую воду установленного качества, в объёме, определённом настоящим контрактом.

Таким образом, непосредственное и бесперебойное обеспечение абонента водным ресурсом является обязанностью не администрации муниципального образования г. Торжок, а специально уполномоченной организацией.

Поэтому в удовлетворении исковых требований прокурора в этой части суд полагает отказать.

В соответствии со статьёй 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая приведённую норму процессуального права, суд приходит к выводу об установлении для исполнения решения суда срока, продолжительностью три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации МО г. Торжок об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества участка водопроводной сети в течении месяца со дня вступления решения в законную силу, об обязании организовать бесперебойное водоснабжение здания Военного комиссариата г.Торжка, Торжокского и Кувшиновского районов удовлетворить частично.

Возложить на администрацию муниципального образования город Торжок Тверской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества – участка водопроводной сети от улицы Вольная г.Торжка Тверской области до дома 21 по Мобилизационной набережной г.Торжка в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева

Решение принято в окончательной форме 20 сентября 2018 года.

***

***

***