ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-458(2)/17 от 17.11.2017 Ртищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-458(2)/2017

Решение

Именем Российской Федерации

17 ноября 2017 года р.п. Екатериновка

Судья Ртищевского районного суда Саратовской области Федоров А.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Екатериновского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 39 КАС РФ) к администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства,

установил:

Прокурор Екатериновского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области, в котором просит признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц бездействие администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированных служб и обязать административного ответчика в срок до 01 июля 2018 года устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, организовав специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Екатериновского района Саратовской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле на территории Екатериновского муниципального района Саратовской области, в ходе которой установлено, что, несмотря на наличие на территории Екатериновского муниципального района Саратовской области действующего кладбища, содержанием которого занимается муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство», специализированная служба по вопросам похоронного дела, в нарушение положений ч. 2 ст. 25, ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ответчиком не создана, порядок её деятельности не установлен.

Вместе с тем, институт специализированных служб по вопросам похоронного дела был введен в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Ссылаясь на положения ст.ст. 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор, полагая, что отсутствие на территории Екатериновского муниципального района Саратовской области специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, что послужило причиной обращения прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ с настоящим административным иском в суд.

16 ноября 2017 года от представителя административного ответчика, по доверенности ФИО1 поступило заявление о признании заявленных исковых требований прокурора в полном объеме, административное дело, в соответствии с п. 2 ст. 291 КАС РФ подготовлено для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные доказательства, суд полагает административное исковое требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 9 названного Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службой по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

При этом ст. 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Екатериновского района Саратовской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о погребении и похоронном деле на территории Екатериновского муниципального района Саратовской области.

По результатам проведенной проверки, прокуратурой Екатериновского района Саратовской области в адрес главы администрации Екатериновского района Саратовской области было внесено представление с требованием в месячный срок устранить нарушения действующего законодательства о погребении и похоронном деле, исполнение которого административным ответчиком не последовало.

Из ответа главы администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области, направленного в адрес прокуратура Екатериновского района Саратовской области, следует, что на территории Екатериновского муниципального района Саратовской области специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась, земельный участок для захоронения тел умерших находится в северо-восточной части р.п. Екатериновка Саратовской области - 25ООО кв.м., стены скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематории для предания тел умерших огню, а также иные здания и сооружения, предназначенные для осуществления погребения умерших на территории района, отсутствуют; новые места погребения не создавались; оформлением документов и выдача разрешения на одиночное, родственное, семейное захоронение, отведение земельного участка для захоронения и выдача справки о месте захоронения лицам, взявшим на себя обязанность по организации похорон, либо, лицам, являющимися представителями организации, взявшей на себя обязанность по организации похорон возложено на муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство»; мероприятия и услуги по погребению умерших осуществляют индивидуальные предприниматели (л.д. 29).

Между тем в силу п. 22 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Аналогичное положение закреплено в п. 24 ч. 1 ст. 3 Устава Екатериновского муниципального района Саратовской области, принятого решением совета депутатов Екатериновского муниципального района Саратовской области от 06 декабря 2005 года № 10 (л.д. 9-18).

В свою очередь п. 3 ч. 2 ст. 6 Устава предоставляет администрации поселения право создания муниципальных предприятий и учреждений, участие в создании и обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Однако, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по существу административный ответчик не представил доказательств тому, что органом местного самоуправления были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению.

В свою очередь, из анализа ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» усматривается, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке. При этом статус специализированной службы может быть предоставлен государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также хозяйствующим субъектам различных организационно-правовых форм.

Как усматривается из материалов дела мероприятия и услуги по погребению умерших на территории Екатериновского муниципального района Саратовской области осуществляют индивидуальные предприниматели И.П.Л. и И.А.К., а не организация, созданная органом местного самоуправления, как того требует действующее законодательство.

Между тем, в силу положений вышеприведенных статей 9, 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие подобной специализированной службы на территории Екатериновского муниципального района Саратовской области нарушает права жителей этого поселения на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг. Обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше нормами.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, а также во взаимосвязи с перечисленными нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о необходимости возложении на администрацию Екатериновского муниципального района Саратовской области обязанности по организации на территории Екатериновского муниципального района ритуальных услуг, путем создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требований прокурора Екатериновского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 39 КАС РФ) к администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства - удовлетворить.

Признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц бездействие администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированных служб.

Обязать администрацию Екатериновского муниципального района Саратовской области устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, организовав в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в срок до 01 июля 2018 года специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области путем подачи апелляционной жалобы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья