ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4584/2021 от 01.10.2021 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-4584/2021

УИД 65RS0001-02-2021-003187-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2021 года город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи – Павловой О.Ю.,

при помощнике – ФИО1,

с участием представителя административного

истца – ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Южно-Сахалинска об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Южно-Сахалинска обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с настоящим административным иском, в обоснование указав, что 14 января 2009 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области в отношении администрации города Южно-Сахалинска было возбуждено исполнительное производство на основании решения Южно-Сахалинского городского суда от 06 октября 2008 года, которым на администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность выполнить мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту очистных сооружений в городе Южно-Сахалинске, оконченное 06 сентября 2019 года. 30 сентября 2019 года постановление от 06 сентября 2019 года об окончании исполнительного производства было отменено и исполнительное производство возобновлено с указанием, что требования исполнительного документа исполнены не в полном объеме, исполнительному производству присвоен 13 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области ФИО в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с администрации города Южно-Сахалинска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения до 31 мая 2021 года. Административный истец указывает, что решение не было исполнено в силу объективных причин. В частности, 08 декабря 2014 года был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «Реконструкция и строительство объектов коммунальной инфраструктуры (Реконструкция очистных сооружений в городе Южно-Сахалинске), который расторгнут 21 мая 2021 года в связи с отсутствием технологической возможности выполнения объема работ в определенной контрактом сумме. 21 мая 2019 года заключен муниципальный контракт на проведение пусконаладочных работ сроком исполнения до 30 сентября 2021 года. Эксплуатация 1 пусконаладочного комплекса 1 очереди объекта возможна после завершения технологической наладки построенных сооружений 30 сентября 2021 года. Также в настоящее время ведется подготовка документов к проведению закупки на достройку 2 пусконаладочного комплекса 1 очереди. По 1 этапу устройство коллектора объекта «Строительство коллектора доя переключения Пограничного коллектора на главной канализационной насосной станции » 30 декабря 2020 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию, по 2 этапу переключение Пограничного коллектора, работы планируется завершить в 4 квартале 2020 года после окончания реконструкции 2 пусконаладочного комплекса 1 очереди. 17 мая 2021 года между администрацией города Южно-Сахалинска и МКП «Городской водоканал» заключено соглашение о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности «Реконструкция и строительство объектов коммунальной инфраструктуры (Реконструкция очистных сооружений в городе Южно-Сахалинске) (2-я очередь), срок предоставления субсидии до 2023 года. Таким образом, администрацией города Южно-Сахалинска приняты все возможные меры для исполнения решения суда.

По изложенным основаниям административный истец просит освободить администрацию города Южно-Сахалинска от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением от 13 мая 2021 года по исполнительному производству

В судебном заседании представитель административного истца ФИО заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Остальные участники в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

В соответствии с частью 1 статьи 12 названного Закона, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно части 1 и части 5 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно норме статьи 49 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

Положениями статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа, выданного Южно-Сахалинским городским судом на исполнение решения от 06 октября 2008 года по гражданскому делу о возложении на администрацию города Южно-Сахалинска обязанности выполнить мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту очистных сооружений в городе Южно-Сахалинске в срок до октября 2013 года, МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области было возбуждено исполнительное производство .

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области ФИО от 06 сентября 2019 года указанное исполнительное производство окончено на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

30 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отмене постановления от 06 сентября 2019 года об окончании исполнительного производства, исполнительное производство возобновлено, ему присвоен

В рамках указанного исполнительного производства должнику неоднократно устанавливался новый срок исполнения. Вместе с тем, требования исполнительного документа в установленные сроки должником не исполнены, в связи с чем, 13 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем ФИО вынесено постановление о взыскании с администрации города Южно-Сахалинска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения до 31 мая 2021 года.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно разъяснениям пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от взыскания исполнительского сбора не только при разрешении требований об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 1 Положения об администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 28 ноября 2012 года, администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа «Город Южно-Сахалинск», наделенным Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Сахалинской области.

Согласно статье 6 Положения об администрации, финансирование администрации города осуществляется в пределах средств, предусмотренных администрации города бюджетом городского округа «Город Южно-Сахалинск» на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной сметой администрации города Южно-Сахалинска.

В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что должником проведена часть работ по строительству, реконструкции, ремонту очистных сооружений в городе Южно-Сахалинске во исполнение решения суда по гражданскому делу . На момент рассмотрения дела должником выполнены работы по строительству коллектора для переключения Пограничного коллектора на ГКНС РСК-7 (строительно-монтажные работы 1 этап), 30 декабря 2020 года получено разрешение на ввод коллектора в эксплуатацию, объект находится на стадии пусконаладочных работ. 17 мая 2021 года межу администрацией города Южно-Сахалинска и МКП «Городской водоканал» заключено соглашение о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности «Реконструкция и строительство объектов коммунальной инфраструктуры (Реконструкция очистных сооружений в городе Южно-Сахалинске) (2-я очередь), срок предоставления субсидии до 2023 года. 19 июля 2021 года администрацией города Южно-Сахалинска заключен муниципальный контракт на выполнение работ по объекту: «Реконструкция и строительство объектов коммунальной инфраструктуры (Реконструкция очистных сооружений в городе Южно-Сахалинске), сроком исполнения 01 ноября 2022 года.

Таким образом, по мнению суда, имеющиеся письменные доказательства указывают на то, что работы, направленные на исполнение требований судебного постановления, ведутся, административный ответчик не бездействует. При этом ввиду объективных факторов (значительного объема работ, их поэтапного выполнения) исполнение решения суда в установленный срок затруднительно.

Проанализировав вышеприведенные обстоятельства, источник финансирования деятельности административного истца, значительный объем финансовых затрат, необходимых для исполнения решения суда, суд считает, что в ходе судебного разбирательства установлены обстоятельства, свидетельствующие о возможности освободить администрацию города Южно-Сахалинска от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление администрации города Южно-Сахалинска об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию города Южно-Сахалинска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области ФИО от 13 мая 2021 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.Ю. Павлова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья О.Ю. Павлова