ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4584/2023 от 02.10.2023 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Резолютивная часть решения оглашена 18 сентября 2023 года

Мотивированное решение составлено 02 октября 2023 года

УИД 32RS0027-01-2023-003088-65

Дело №2а-4584/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 сентября 2023 года

город Брянск

Советский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Куприна В.С., при секретаре судебного заседания Хижонковой Д.А., с участием административного истца – помощника прокурора г.Брянска Карпушкина Д.С., представителя административного ответчика ФИО1, заинтересованного лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора г.Брянска к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора г.Брянска Коротченко Н.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с 2016 по 2022 год Брянской городской администрацией гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлены в собственность 11 земельных участков, расположенных <адрес>, а именно: семьям ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 Постановлением Брянской городской администрации от 30.06.2015 №1913-п утверждена планировочная документация территории, предназначенной для беспалатного предоставления многодетным семьям по <адрес>, в соответствии с которой внутри усадебной застройки транспортные связи осуществляются по жилым улицам и обусловлены необходимостью организации связи с районной улицей и остановками общественного транспорта. При этом, ширина улицы принята 20 метров в красных линиях, проезд шириной 6 метров, тротуары шириной 1,5 метра, протяженность уличной сети составляет 405 метров. Также, указанным проектом планировки предусмотрено инженерное обеспечение обозначенных земельных участков сетями водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения. Просил суд обязать Брянскую городскую администрацию обеспечить земельные участки с кадастровыми №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... объектами инженерной инфраструктуры, а именно: обустроить сети водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения в срок до 01.06.2024, а также улично-дорожную сеть, обеспечивающую подъезд к указанным земельным участкам в срок до 01.01.2025.

Определением суда от 27.06.2023 к участию в деле в заинтересованных лиц привлечены ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управление по строительству и развитию территории г.Брянска Брянской городской администрации.

Определением суда от 18.09.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора г.Брянска Карпушкин Д.С. поддержал административные исковые требования, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Просил удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 административные исковые требования не признал, и пояснил, что планировочной документацией предусмотрено инженерное обеспечение усадебной застройки водоснабжением, водоотведением, электроснабжением и газоснабжением. Постановлением Брянской городской администрации от 16.08.2012 утвержден проект планировки территории <адрес>, в целях индивидуального жилищного строительства, и получено положительное заключение АУБО «Государственная экспертиза проектов Брянской области».

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО2 полагал, что требования прокуратуры г.Брянска подлежат удовлетворению.

В судебное заседание заинтересованные лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, представители заинтересованных лиц Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управления по строительству и развитию территории г.Брянска Брянской городской администрации, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, не явились. О дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В силу части 1 статьи 2 Закона Брянской области от 30.07.2019 №77-З «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков в Брянской области» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на праве собственности бесплатно и однократно семьям, в которых родители (усыновители) имеют трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), либо единственный родитель (усыновитель) имеет трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных).

В силу положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

Положениями статьи 29 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно положением методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельного участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 №372, земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.11.2017 №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии с пунктом 5 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Судом установлено, что в период с 2016 по 2022 года Брянской городской администрацией гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлены в собственность 11 земельных участков, расположенных <адрес>, а именно: семья ФИО3 (постановление Брянской городской администрации от 01.11.2016 №3842-п, кадастровый №...), семья ФИО4 (постановление Брянской городской администрации от 01.12.2017 №4162-п, кадастровый №...), семья ФИО5 (постановление Брянской городской администрации от 11.12.2018 №3806-п, кадастровый №...), семья ФИО6 (постановление Брянской городской администрации от 03.09.2019 №2822-п, кадастровый №...), семья ФИО7 (постановление Брянской городской администрации от 28.12.2017 №4647-п, кадастровый №...), семья ФИО8 (постановление Брянской городской администрации от 28.12.2017 №4660-п, кадастровый №...), семья ФИО9 (постановление Брянской городской администрации от 14.02.2018 №478-п, кадастровый №...), семья ФИО10 (постановление Брянской городской администрации от 12.03.2021 №600-п, кадастровый №...), семья ФИО11 (постановление Брянской городской администрации от 23.12.2022 №4881-п, кадастровый №...), семья ФИО12 (постановление Брянской городской администрации от 12.03.2021 №602-п, кадастровый №...), семья ФИО13 (постановление Брянской городской администрации от 23.12.2022 №4885-п, кадастровый №...).

Постановлением Брянской городской администрации от 30.06.2015 №1913-п утверждена планировочная документация территории, предназначенной для бесплатного предоставления многодетным семьям по <адрес>, в соответствии с которой внутри усадебной застройки транспортные связи осуществляются по жилым улицам и обусловлены необходимостью организации связи с районной улицей и остановками общественного транспорта. При этом, ширина улицы принята 20 метров в красных линиях, проезд шириной 6 метров, тротуары шириной 1,5 метра, протяженность уличной сети составляет 405 метров.

Указанным проектом планировки предусмотрено инженерное обеспечение обозначенных земельных участков сетями водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения.

04.04.2023 прокурором г.Брянска в адрес главы Брянской городской администрации М. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (обеспечение земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, подъездными путями).

Рассмотрев представление от 04.04.2023 №38/2023, Брянской городской администрацией было сообщено следующее. В соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 07.04.2023 №1231-п «О внесении изменения в постановление Брянской городской администрации от 10.02.2023 №444-п Об утверждении перечня объектов капитального строительства и объектов недвижимости, приобретаемых для муниципальных нужд города Брянска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» финансирование затрат на строительство автодороги бюджетом муниципального образования город Брянск не предусмотрено.

Планировочной документацией предусмотрено инженерное обеспечение усадебной застройки: водоснабжение (источником водоснабжения жилых домов является проектируемый водозабор в районе <адрес>), водоотведение (жилые дома оборудуются централизованной системой канализации), электроснабжение, газоснабжение (от газопровода высокого давления II категории Д-529 мм идущего к ГРП Фосфоритного завода).

Постановлением Брянской городской администрации от 16.08.2012 №2009-п утвержден проект планировки территории <адрес>, в целях индивидуального жилищного строительства. Проектом планировки предусмотрено 20 земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях индивидуального строительства.

Получено положительное заключение АУБО «Государственная экспертиза проектов Брянской области» от 24.12.2021 №32-1-1-3-082823-2021. Протяженность водопроводной сети – 843 м. Стоимость объекта 4 906 720,00 рублей (и ценах 3 квартала 2021 года).

Постановлением Брянской городской администрации от 07.04.2023 №1231-п утвержден перечень объектов капитального строительства и объектов недвижимости, приобретаемых для муниципальных нужд города Брянска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. В соответствии с указанным перечнем срок планируемого ввода в эксплуатацию объекта; «Водопроводные сети к жилой застройке по <адрес>» 2023 год. В настоящее время работы завершены. Оформляется исполнительная документация.

По информации МУП «Брянский городской водоканал», с запросом о выдаче технических условий на технологическое присоединение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения никто из собственников земельных участков <адрес> в адрес предприятия не обращался.

По информации ООО «БрянскЭлектро», порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861.

Согласно статье 44 Устава города Брянска, городская администрация – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой зависит реальная возможность пользования вновь возведенными (возводимыми) жилыми объектами, не обеспечена, что препятствует многодетным семьям в освоении предоставленных под жилищное строительство земельных участков и не согласуется с приведенными положениями действующего законодательства.

В связи с чем, суд считает, что ответчик обязан провести работы по устранению выявленных нарушений законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

При этом суд полагает необходимым указать срок проведения работ по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, а также обустройства улично-дорожной сети, обеспечивающей подъезд к земельным участкам в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку их организация и включение в муниципальное задание потребует длительного периода времени.

Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию обеспечить земельные участки с кадастровыми №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... объектами инженерной инфраструктуры, (обустроить сети водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения), обустроить улично-дорожную сеть, обеспечивающую подъезд к земельным участкам, в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

В.С. Куприн