ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-458/19 от 17.09.2019 Гайского городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-458/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2019 год город Гай

Гайский городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,

при секретаре Шевченко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 23 по Челябинской области к Молдовановой Ю. Ш. о взыскании обязательных платежей,

установил:

МИФНС РФ № 23 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Молдовановой Ю.Ш. о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 3 000 руб., пени 58 руб. 10 коп.

В обоснование административного иска указано, что по сведениям, переданным регистрирующим органом на Молдованову Ю.Ш. в 2016 году было зарегистрировано транспортное средство – автомобиль <данные изъяты>, регистрационный номер

Ответчик не исполнила свою обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 3 000 руб., в связи с чем, ей была начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 руб. 10 коп.

В адрес Молдовановой Ю.Ш. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием сроков и сумм уплаты налогов. Однако, налогоплательщиком данное уведомление проигнорировано, суммы начисленных налогов уплачены не были. В соответствии со ст. 69 НК РФ выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от ДД.ММ.ГГГГ и направлено заказным письмом, что подтверждается списком почтовой корреспонденции. Указанную в требовании сумму необходимо было уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени требование об уплате в добровольном порядке не исполнено, сумма задолженности не уплачена.

Просит суд взыскать с Молдовановой Ю.Ш. задолженность по налогам и пеням за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 3 058 руб. 10 коп., а именно по транспортному налогу – 3 000 руб., пени – 58 руб. 10 коп.

Молдованова Ю.Ш. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к МИФНС № 23 по Челябинской области о признании действий незаконными.

Требования мотивировала тем, что она зарегистрирована на территории Оренбургской области, является плательщиком налогов в МИФНС № 8 по Оренбургской области, задолженности по налогу не имеет. На территории Челябинской области не имеет никакого имущества, на учете не состоит. Налоговых уведомлений от инспекции Челябинской области не получала.

Просила суд признать действия по начислению, оформлению и уведомлению МИФНС № 23 по Челябинской области о взыскании с нее недоимки по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 3 000 руб., пени в размере 58 руб. 10 коп., незаконными.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена МИФНС № 8 по Оренбургской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по встречному иску Молдовановой Н.Ш. прекращено, в связи с отказом от встречного иска.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Молдованова Ю.Ш. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика – адвокат Сапсай А.Ю., действующий по ордеру, в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований по тем основаниям, что Молдованова Ю,.Ш. зарегистрирована и проживает на территории Оренбургской области, задолженности по транспортному налогу не имеет.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица МИФНС № 8 по Оренбургской области не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

На основании статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 358 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (пункт 1).

Постановка на учет, снятие с учета физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 указанного Кодекса (абзац второй пункта 5).

Согласно статье 84 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (абзац первый пункта 1).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества при получении соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 поименованного Кодекса (абзац пятый пункта 2).

В случае изменения места жительства физического лица снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором физическое лицо состояло на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица по месту жительства при получении сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 данного Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства. Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 указанного Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства (абзацы первый, седьмой и девятый пункта 4).

В абзаце первом пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность сообщить о факте регистрации физического лица по месту жительства возложена на органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания).

На основании абзаца первого пункта 15 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. N 114н, если налоговый орган по месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества не совпадает с налоговым органом по месту жительства этого физического лица, и в Едином государственном реестре налогоплательщиков отсутствуют сведения о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства, налоговый орган по месту жительства физического лица осуществляет постановку на учет этого физического лица на основании сведений, переданных налоговым органом по месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества.

Из приведенных положений следует, что постановка физического лица на учет в налоговом органе допускается как по месту нахождения принадлежащего ему имущества, так и по месту его жительства. Однако в том случае, когда в результате смены физическим лицом места жительства место нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества перестает совпадать с местом жительства физического лица, постановка физического лица на учет в налоговом органе осуществляется по месту жительства физического лица на основании сведений, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества.

Материалами дела установлено, что Молдованова Ю.Ш. является собственником транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области в адрес Молдовановой Ю.Ш. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об обязанности уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год на сумму 3 000 руб. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Также, налоговым органом в адрес Молдовановой Ю.Ш. было направлено налоговое требование об обязанности уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год на сумму 3 000 руб., пени 58 руб. 10 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По сведения Отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Оренбургской области, Молдованова Ю. Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Согласно карточке учета транспортного средства, представленной МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Оренбургской области, собственником автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак является Молдованова Ю.Ш., зарегистрированная по адресу: <адрес>. Регистрация транспортного средства произведена ДД.ММ.ГГГГ на территории Оренбургской области Отделением ГИБДД МВД России по Оренбургской области.

Из представленных документов усматривается, что МИФНС России № 8 по Оренбургской области производит расчет налога в отношении транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , направляет в адрес Молдовановой Ю.Ш. соответствующие уведомления.

По сообщению Межрайонной ИФНС России № 8 по Оренбургской области, задолженность по транспортному налогу в отношении Молдовановой Ю.Ш., ИНН ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.

Из сообщения МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области следует, что на территории Челябинской области регистрационные действия в отношении автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак не совершались.

Таким образом, довод административного истца о том, что налогоплательщик, в данном случае Молдованова Ю.Ш., зарегистрирована по адресу: <адрес> и закреплена в МИФНС России № 23 по Челябинской области, опровергается собранными по делу доказательствами.

При этом, на налогоплательщиков - физических лиц, законом не возложена обязанность по уведомлению налогового органа об изменении своего места жительства при существующем едином на всей территории Российской Федерации учете налогоплательщиков.

Требование об уплате транспортного налога, в котором определена задолженность Молдовановой Ю.Ш. за ДД.ММ.ГГГГ год, направлено налогоплательщику Межрайонной ИФНС N 23 по Челябинской области - налоговым органом, в котором налогоплательщик не состоит на учете по месту жительства.

При таких обстоятельствах у административного истца не имеется правовых оснований для предъявления к Молдовановой Ю.Ш. требования об уплате налога и финансовых санкций.

Руководствуясь ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 23 по Челябинской области к Молдовановой Ю. Ш. о взыскании обязательных платежей – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в порядке апелляции в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд в течение в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Е.В. Шошолина

Мотивированный текст решения изготовлен: 20 сентября 2019 года.

Судья: Е.В. Шошолина