Дело № 2а-458/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 05 мая 2017 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Петренко А.П.
при секретаре Ханхадаевой О.С.
с участием представителя административных истцов – ФИО6
представителя административного ответчика – ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
у с т а н о в и л:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском к Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, указав в нем, что 17 февраля 2017 года ими арендаторами по договору от 24.08.2016 передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 12.11.2012 № 2500004636, в соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на имя главы администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> было подано заявление о выдаче разрешения на строительство двухэтажного жилого дома блокированного типа на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 924 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, переулок Пионерский, 3. При этом указанный земельный участок предоставлен с видом разрешенного использования - многоквартирные жилые дома (блокированного типа) с минимальной хозяйственной частью (без содержания скота и птицы) (данные уникальные характеристики земельного участка зарегистрированы в государственном кадастре недвижимости). Право на владение и использование земельным участком закреплено дополнительным соглашением от 11 декабря 2015 года к договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 12 ноября 2012 года № 2500004636 зарегистрированных в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 164 ГК РФ) в едином государственном реестре недвижимости (запись регистрации № от 27.07.2016). В дальнейшем, изменения в договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 12.11.2012 № 2500004636, касающихся вида разрешенного использования не вносились и в едином государственном реестре недвижимости не регистрировались.
Их заявление от 17.02.2017 № B3-239 было зарегистрировано в администрации Приморско-Ахтарского городского поселения.
К заявлению от 17.02.2017 о выдаче разрешения на строительство, в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ были приложены следующие документы: сведения об объекте капитального строительства, копии паспортов, копии правоустанавливающих документов на земельный участок, оригинал градостроительного плана земельного участка и схема планировочной организации земельного участка.
При этом, согласно ч. 9.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (правоустанавливающие документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство) запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи (органом муниципального образования), в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Однако указанные требования закона (ч. 9.1 п.п. 1 и 2 ч. 9, абз. первом части 9, ч.9.1 ст. 51, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения выполнены не были, и 21.02.2017 административным ответчиком письмом от 21.02.2017 № 740, им было отказано в выдаче разрешения на строительство двухэтажного жилого дома блокированного типа, по мотивам несоответствия градостроительного плана нормам ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, со ссылкой на то, что для получения разрешения на строительство необходимо представить градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство. Кроме того, как указано в письме об отказе в выдаче разрешения на строительство, вид использования земельного участка с кадастровым номером № «многоквартирные жилые дома (блокированного типа) с минимальной хозяйственной частью» должен быть приведен в соответствие классификатору и правилам землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> и для строительства многоквартирного дома требуется проектная документация.
Постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> от 10.06.2013 № 1127 на основании заявления ФИО7 после получения решения Приморско-Ахтарского районного суда от 11.02.2013 был составлен и утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Пионерский, 3.
Административные истцы считают решение администрации Приморско- Ахтарского городского поселения от 21.02.2017 № 740 об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным и необоснованным, поскольку оно нарушает их права арендаторов по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 12 ноября 2012 года № 2500004636 предоставленного для строительства жилого дома и противоречит п. 1.1 и п. 4.3.2 указанного договора аренды от 12.11.2012 № 2500004636, ст.ст. 40, 41, 42 ч. 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков (в том числе арендаторы), осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Отказ главы администрации Приморско-Ахтарского городского поселения в выдаче разрешения на строительство двухэтажного жилого дома блокированного типа препятствует им надлежащим образом выполнить свои права и обязанности по договору аренды земельного участка от 12.11.2012 № 2500004636 (предоставленного исключительно для строительства) и препятствует административным истцам надлежащим образом исполнять обязанности, вытекающие из требований статьи 42 Земельного кодекса РФ, согласно которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами и соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При этом согласно ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Также следует учесть, что договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 12.11.2012 № 2500004636 заключен на срок 10 лет - до 12.11.2022.
Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи (ч. 21 ст. 51 ГрК РФ).
Сразу после заключения договора аренды земельного участка от 12.11.2012 № 2500004636 с администрацией <адрес>, административный ответчик - администрация Приморско-Ахтарского сельского поселения всячески создавала препятствия для начала строительства (и продолжает делать это до сих пор через отказ в выдаче документов и подачу судебных исков о расторжении договора аренды) - градостроительный план земельного участка, присвоение земельному участку адреса, разрешение на строительство, установление вида разрешенного использования земельного участка (на зону застройки среднеэтажными жилыми домами), пришлось получать через суд, оно было получено арендатором ФИО7 через судебный спор - по решению Приморско-Ахтарского районного суда от 11.02.2013.
В соответствии с генеральным планом Приморско-Ахтарского городского поселения, утвержденного решением Совета Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> от 25.09.2012 № 202, вышеуказанный земельный участок находится в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-СЗ), основным видом разрешенного использования земельных участков в которой является «многоквартирные жилые дома (блокированного типа) с минимальной хозяйственной частью (без содержания скота и птицы) с максимальным количеством надземных этажей - 3 этажа».
Согласно заключению выданному отделом по архитектуре и градостроительству администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> заключению от 20.11.2015 № 08/151, арендуемый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 924 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, переулок Пионерский, №, категории земель - земли населенных пунктов, в соответствии с Градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения включен в территориальную зону Ж-СЗ. Зона застройки среднеэтажными домами. В данной территориальной зоне для указанного земельного участка установлен вид разрешенного использования - «многоквартирные жилые дома (блокированного типа) с минимальной хозяйственной частью (без содержания скота и птицы) с максимальным количеством надземных этажей - 3 этажа».
Дополнительным соглашением от 11.12.2015 в договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 12.11.2012 № 2500004636 также были внесены изменения, касающиеся установления вида разрешенного использования земельного участка - «многоквартирные жилые дома (блокированного типа) с минимальной хозяйственной частью (без содержания скота и птицы) и изменения расчета годовой арендной платы.
Доводы главы Приморско-Ахтарского городского поселения указанные в письме от 21.02.2017 № 740 противоречат общему правилу, установленному законодательными нормами, согласно которым разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки /пункт 9 статьи 1. пункт 2 и пункт 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенных в постановлении от 18 июня 2013 г. № 136/13, положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия
Таким образом, (согласно разъяснениям постановления Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 136/13) при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и. соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса объектов. Данной нормой прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
Аналогичные правовые позиции содержатся в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 20.11.2015 по делу № А09-3226-2015. постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.06.2016 по делу № А32-11096-2015. Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу от 09.02.2017 по делу № А32-11096-2015.
Отказывая в оформлении всех необходимых документов для начала строительства на арендованном земельном участке и не предоставляя разрешение на строительство, административный ответчик создает препятствия в реализации прав арендаторов по договору аренды земельного участка от 12.11.2012 № 2500004636, ссылаясь при этом на неиспользование арендаторами по целевому назначению земельного участка предоставленного для строительства, и инициирует таким образом иски в суд для расторжения договора аренды земельного участка от 12.11.2012 № 2500004636 в связи с неиспользованием земельного участка по целевому назначению.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО6, доводы изложенные в административном иске поддержал и просил суд признать незаконным и отменить решение главы администрации Приморско-Ахтарского городского поселения от 21 февраля 2017 № 740 об отказе в выдаче ФИО1 и ФИО2 разрешения на строительство двухэтажного жилого дома блокированного типа на земельном участке с кадастровым номером №. Обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения разработать и утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Пионерский, 3, для строительства двухэтажного жилого дома блокированного типа и обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения выдать разрешение на строительство двухэтажного жилого дома блокированного типа на земельном участке с кадастровым номером №, на основании Заявления от 17.02.2017 и представленных документов.
Представитель административного ответчика ФИО5 по существу заявленных административными истцами требований возражал по следующим основаниям: 17.02.2017 ФИО2 и ФИО1 обратились в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
21.02.2017 ФИО2 и ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство.
Свой отказ в выдаче разрешения на строительство, администрация мотивировала несоответствием предоставленного градостроительного плана нормам п.2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ: для получения разрешения на строительство необходимо предоставить градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня предоставления разрешения на строительство.
Доводы административных истцов о том, что орган местного самоуправления не вправе требовать градостроительный план для выдачи разрешения на строительство, а должен сам его запросить в уполномоченном органе, не верны.
Согласно п.2 ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган на выдачу разрешений на строительство. В силу этой же статьи для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо предоставить определенный перечень документов, одним из которых является градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 ГрК РФ, физическому или юридическому лицу необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана.
Таким образом, выдача разрешения на строительство и выдача градостроительного плана являются разными муниципальными услугами и носят исключительно заявительный характер, следовательно, если заявитель обращается с заявлением о выдаче разрешения на строительство и предоставляет градостроительный план изготовленный более трех лет назад, орган местного самоуправления не вправе по собственной инициативе без соответствующего заявления изготавливать новый градостроительный план, а истребованный градостроительный план будет тот же самый, что и предоставленный заявителем.
Отказывая в выдаче разрешения на строительство, администрацией дополнительно было сообщено, что вид использования земельного участка с кадастровым номером № «Многоквартирные жилые дома (блокированного типа) с минимальной хозяйственной частью» должен быть приведен в соответствие классификатору и правилам землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес>.
Для строительства многоквартирного дома требуется проектная документация.
Тем самым административным истца, разъяснялось, что дополнительным соглашением от 11.12.2015 года к договору аренды от 12.11.2012 года № 2500004636 определены цели предоставления земельного участка в аренду т.е. «Многоквартирные жилые дома (блокированного типа) с минимальной хозяйственной частью (без содержания скота и птицы)», соответственно для выдачи разрешения на строительство под МКД необходимо предоставить проектную документацию.
При этом административные истцы в заявлении о выдаче разрешения на строительство указали, что планируют строительство двухэтажного жилого дома блокированного типа, следовательно осталось не выясненным, строительство предполагается многоквартирного или все же индивидуального жилого дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 2.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены требования к письменному обращению, так одним из требований является суть заявления.
Представитель административного ответчика считает, что отказ администрации в выдачи разрешения на строительство был законным, обоснованным и дан в соответствии с требованиями законодательства и просил суд в удовлетворении заявленных требований ФИО2 и ФИО1 - отказать в полном объеме.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, считает, что в удовлетворении административного иска ФИО2 и ФИО1 следует отказать на основании следующего:
17 февраля 2017 года ФИО2 и ФИО7 арендаторами по договору от 24.08.2016 передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 12.11.2012 № 2500004636 на имя главы администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> было подано заявление о выдаче разрешения на строительство двухэтажного жилого дома блокированного типа на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 924 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, переулок Пионерский, 3. При этом указанный земельный участок предоставлен с видом разрешенного использования - многоквартирные жилые дома (блокированного типа) с минимальной хозяйственной частью (без содержания скота и птицы) (данные уникальные характеристики земельного участка зарегистрированы в государственном кадастре недвижимости). Право на владение и использование земельным участком закреплено дополнительным соглашением от 11 декабря 2015 года к договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 12 ноября 2012 года № 2500004636 зарегистрированных в едином государственном реестре недвижимости (запись регистрации № 23/013/801/2016-3257 от 27.07.2016). В дальнейшем, изменения в договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 12.11.2012 № 2500004636, касающихся вида разрешенного использования не вносились и в едином государственном реестре недвижимости не регистрировались.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство, в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ были приложены следующие документы: сведения об объекте капитального строительства, копии паспортов, копии правоустанавливающих документов на земельный участок, оригинал градостроительного плана земельного участка и схема планировочной организации земельного участка.
21.02.2017 ФИО2 и ФИО1 (административным истцам) было отказано в выдаче разрешения на строительство.
Свой отказ в выдаче разрешения на строительство, администрация Приморско-Ахтарского городского поселения мотивировала несоответствием предоставленного градостроительного плана нормам п.2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ: для получения разрешения на строительство необходимо предоставить градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня предоставления разрешения на строительство.
Доводы административных истцов о том, что орган местного самоуправления не вправе требовать градостроительный план для выдачи разрешения на строительство, а должен сам его запросить в уполномоченном органе, не верны.
Согласно п.2 ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган на выдачу разрешений на строительство. В силу этой же статьи для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо предоставить определенный перечень документов, одним из которых является градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическому или юридическому лицу необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана.
Таким образом, выдача разрешения на строительство и выдача градостроительного плана являются разными муниципальными услугами и носят исключительно заявительный характер, следовательно, если заявитель обращается с заявлением о выдаче разрешения на строительство и предоставляет градостроительный план, изготовленный более трех лет назад, орган местного самоуправления не вправе по собственной инициативе без соответствующего заявления изготавливать новый градостроительный план, а истребованный градостроительный план будет тот же самый, что и предоставленный заявителем.
Кроме того, отказывая в выдаче разрешения на строительство, администрацией дополнительно было сообщено, что вид использования земельного участка с кадастровым номером № «Многоквартирные жилые дома (блокированного типа) с минимальной хозяйственной частью» должен быть приведен в соответствие классификатору и правилам землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес>.
Для строительства многоквартирного дома требуется проектная документация.
Дополнительным соглашением от 11.12.2015 года к договору аренды от 12.11.2012 года № 2500004636 определены цели предоставления земельного участка в аренду т.е. «Многоквартирные жилые дома (блокированного типа) с минимальной хозяйственной частью (без содержания скота и птицы)», соответственно для выдачи разрешения на строительство под МКД необходимо предоставить проектную документацию.
ФИО1 и ФИО2 в заявлении о выдаче разрешения на строительство указали, что планируют строительство двухэтажного жилого дома блокированного типа, следовательно, осталось не выясненным, строительство предполагается многоквартирного или индивидуального жилого дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены требования к письменному обращению, так одним из требований является суть заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 к Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Приморско-Ахтарского
районного суда: А.П. Петренко