ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4590/2021 от 28.12.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 28 декабря 2021 года

Дело № 2а- 4590/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 28 декабря 2021 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца – Борисова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Гурзуф Центр» к Администрации города Ялта о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

ООО «Гурзуф Центр» обратилось в суд с иском о признании незаконным бездействия Администрации города Ялта, выразившегося в не предоставлении ответа на обращение Общества по изменению вида разрешенного использования земельного участка муниципальной собственности с кад. номером №<номер>; возложении на Администрацию города Ялта обязанности принять решение в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по их заявлению об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Исковые требования обоснованы тем, что истец является арендатором земельного участка с кад. номером №<номер> и собственником расположенных на нем объектов недвижимости. С целью приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с расположенными на нем объектами недвижимости, истец обратился в Администрацию города Ялта с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Вместе с тем, до настоящего времени его заявление в установленном законодательством порядке не рассмотрено, решение по нему не принято, что нарушает законные права и интересы истца.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 28 июня 2017 года между Муниципальным образованием городской округ Ялта и ООО «Гурзуф Центр» был заключен договор аренды, в том числе земельного участка с кад. номером №<номер>, площадью 1925 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «Природно – познавательный туризм» (код 5.2).

28.08.2021 года ООО «Гурзуф Центр» обратилось в Администрацию с заявлением, в котором просило установить вышеуказанному земельному участку условно – разрешенный вид разрешенного использования земельного участка – санаторная деятельность (код 9.2.1), с целью приведения земельного участка и расположенных на нем объектов капитального строительства в соответствии с требованиями действующего законодательства и ПЗЗ Ялта.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу части 1 статьи 42 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением 51 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 22 сентября 2017 г. № 1 (далее - Устав), Администрация города Ялта Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.

Подпунктом 1 части 1 статьи 52 Устава предусмотрено, что Администрация города Ялта Республики Крым в сфере использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет управление и распоряжение земельными и лесными участками, водными объектами, находящимися в муниципальной собственности городского округа, а также в пределах полномочий, определённых законодательством Российской Федерации и Республики Крым, осуществляет распоряжение земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Статьёй 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешённого использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 3,4 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ одними из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, являются: использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдение при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Постановлением Совета Министров Республики Крым № 378 от 15 октября 2014 года утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков (далее - Положение № 378).

Положение устанавливает особенности отнесения к определенной категории земель и (или) установления вида разрешенного использования расположенных на территории Республики Крым земельных участков, учет которых был осуществлен и (или) права на которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Пунктом 5 Положения № 378 установлено, что отнесение ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и (или) установление вида разрешенного использования таких участков осуществляется в соответствии с функциональным использованием (целевым назначением, разрешенным использованием) земельных участков, указанным в документах, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации".

Отнесение ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и (или) установление вида разрешенного использования таких участков осуществляется в соответствии с Таблицей (пункт 8).

В соответствии с пунктом 16 Положения, предусмотренный им порядок установления видов разрешенного использования ранее учтенных земельных участков не лишает собственника земельного участка права самостоятельно выбрать вид (виды) разрешенного использования такому земельному участку из числа видов разрешенного использования (основных, основных и вспомогательных), предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны, в границах которой расположен такой участок, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С момента внесения в ЕГРН сведений о выбранных собственником ранее учтенного земельного участка виде (видах) разрешенного использования установление соответствующему участку вида разрешенного в порядке, предусмотренном настоящим Положением, не допускается.

Пунктом 17 Положения установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления правообладателя земельного участка или его представителя принимает решение об отнесении земельного участка к определенной категории земель и (или) установлении вида разрешенного использования земельного участка в течение двадцати рабочих дней с момента поступления заявления.

Решением Ялтинского городского Совета № 4 от 28 августа 2019 года утверждено Положение о порядке изменения видов разрешенного использования земельных участков муниципальной собственности, пунктом 2.1 которого установлено, что изменение видов разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила землепользования) для территориальных зон, в которых расположены данные земельные участки, при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно п. 2.2 Положения, изменение видов разрешенного использования земельных участков осуществляется на основании постановления Администрации города Ялта Республики Крым (далее - администрация города) без предварительного получения дополнительных разрешений, в том числе в случаях когда один из указанных в градостроительном регламенте основных видов разрешенного использования земельного участка заменяется другим основным видом.

Установление вида разрешенного использования, предусмотренного в градостроительном регламенте в качестве условно разрешенного, допускается после получения разрешения на условно разрешенный вид использования в порядке, установленном Правилами землепользования (п. 2.3).

Согласно п. 2.8 Положения, установление видов разрешенного использования земельных участков, права на которые подлежат завершению оформления или переоформлению в порядке, установленном Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории. В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки.

При условии расположения на земельном участке объекта капитального строительства, принадлежащего на правах собственности заявителю, допускается установление вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного градостроительным регламентом в качестве условно разрешенного, допускающего размещение соответствующего объекта капитального строительства, без предварительного получения разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка.

Пунктом 3.1 Положения установлено, что изменение видов разрешенного использования земельных участков, переданных в аренду, осуществляется в заявительном порядке.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка допускается при условии отсутствия задолженности по арендной плате и неустойкам на момент издания постановления администрации города об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Администрация города передает заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка на рассмотрение комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки (далее - Комиссия).

Комиссия в течение десяти рабочих дней с момента получения заявления осуществляет его рассмотрение, по результатам которого готовит рекомендации о возможности или невозможности изменения вида разрешенного использования. Рекомендации Комиссии оформляются протоколом Комиссии и должны содержать обоснованные выводы по существу принятого решения (пункт 3.3).

Согласно п. 3.4 Положения, Администрация города в течение десяти рабочих дней с момента рассмотрения заявления Комиссией, но не позднее тридцати дней с момента регистрации заявления издает постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка или об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Как установлено судом, истец 28.08.2021 года обратился в Администрацию города Ялта с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в его пользовании на основании договоров аренды.

Вместе с тем, какого-либо решения, согласно п. 3.4 Положения, ни в течение тридцати дней с момента регистрации заявления, ни до настоящего времени Администрацией города Ялта не принято, что свидетельствует о неправомерном бездействии ответчика.

Доказательств того, что поступившее от истца заявление было рассмотрено на заседании постоянно действующей комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, суду также не представлено.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком не был соблюден установленный нормативными правовыми актами срок и порядок принятия решений по заявлению лица, заинтересованного в изменении вида разрешенного использования земельного участка, до настоящего времени заявление истца по существу не рассмотрено, в связи с чем суд считает требования ООО «Гурзуф Центр» о признании незаконной бездеятельности Администрации города Ялта, выразившейся в непринятии мер к рассмотрению заявления истца обоснованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд считает, что в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на ответчика следует возложить обязанность рассмотреть по существу заявление ООО «Гурзуф Центр» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск Общества с ограниченной ответственностью «Гурзуф Центр» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Ялта Республики Крым, выразившееся в нерассмотрении по существу обращения ООО «Гурзуф Центр» об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кад. номером №<номер>.

Обязать Администрацию города Ялта в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть по существу и принять решение по обращению ООО «Гурзуф Центр» от 28.08.2021 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кад. номером №<номер>.

Взыскать с Администрации города Ялта в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Гурзуф Центр» расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова