Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2018 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Кучко А.В., с участием прокурора Забабуриной В.Д., а также с участием представителя административного истца ФИО3, административного ответчика ФИО10, представителя административного ответчика ФИО13 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4591/2018 по административному иску ГУ МВД России по ... к ФИО2 о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении,
У С Т А Н О В И Л :
ГУ МВД Российской Федерации по ... обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания лица без гражданства, подлежащего депортации ФИО2, в специальном учреждении. В обоснование административного иска указано, что ** Министерством юстиции РФ принято решение №-рн о нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации ФИО12 С.С. На основании распоряжения Минюста России ГУ МВД России по ...** принято решение о депортации ФИО2 с территории Российской Федерации. ФИО2 отбывал наказание по приговору Слюдянского районного суда ... от **, освобожден по отбытию срока наказания из ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по ...**. Решением Ангарского городского суда ... от **ФИО2 помещен в специальное учреждение на срок три месяца до исполнения решения о депортации, то есть до **. **, ** Ангарским городским судом вынесены решения о продлении срока пребывания ФИО2 в специальном учреждении до **. ** с целью оформления свидетельства о возвращении в республику Армения направлен запрос в Посольство Армении в Российской Федерации в .... ** в ГУВМ МВД РФ направлены материалы в отношении ФИО6 для подготовки реадмиссии. ** поступил ответ из ФИО11Армения в Российской Федерации, согласно которому ФИО2 по информационным базам правоохранительных органов Армении не значится, вследствие чего оформить свидетельство на возвращение в Р.Армения не представляется возможным. ** в адрес ГУВМ МВД РФ направлено письмо о разъяснении дальнейшего порядка действий в сложившейся ситуации. 25.-6.2018 поступил ответ, которым рекомендовано разъяснить ФИО2 право на обжалование решения о нежелательности пребывания (проживания). Просит продлить срок пребывания ФИО2** года рождения, в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан (далее – СУВСИГ) для исполнения решения о депортации на срок три месяца до ** до исполнения решения о депортации или до обжалования решения о нежелательности его пребывания (проживания) в РФ.
В судебном заседании представитель административного истца ГУ МВД России по ...ФИО5., действующая на основании доверенности, требования и доводы административного иска поддержала. На вопросы суда пояснила, что в настоящее время исполнение решения о депортации ФИО2 невозможно, так же как невозможна его реадмиссия. Родители ФИО2 являются гражданами России, имеют постоянное место жительство в ....
В судебном заседании административный ответчик ФИО2 пояснил, что он возражает против удовлетворения административного иска, он не является гражданином Армении, исполнение решения о его депортации невозможно. В Российской Федерации проживают его родители, брат, которые являются гражданами России, и которые готовы предоставить ему место для проживания. Оформить документы не имел возможности вследствие нахождения в местах лишения свободы.
Представитель административного ответчика ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска о продлении срока содержания ФИО2 в специальном учреждении, пояснил, что в настоящее время ФИО2 подан административный иск об оспаривании решения о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации в Замоскворецкий районный суд .... Из представленных документов следует, что исполнение решения о депортации ФИО2 и его реадмиссия невозможны. ФИО2 имеет родственников, являющихся гражданами Российской Федерации и готовых предоставить ему жилое помещение для проживания.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора ФИО4, полагавшей иск ГУ МВД России по ... о продлении срока пребывания ФИО2 в специальном учреждении не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона от ** №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Из ч.4 данной статьи следует, что за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.
В силу ч. 11 ст. 31 Закона в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
На основании ч. 12 ст. 31 Закона, исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В соответствии с ч.1 ст.35.1 Федерального закона от ** №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе решения о депортации.
Частью 4 указанной нормы установлено, что содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его депортации.
Судом установлено, что ФИО2, ** года рождения, уроженец ... ССР, не имеющего гражданства, ** приговором Слюдянского районного суда ..., с учетом Постановления Братского районного суда ... от **, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Согласно справке об освобождении административный ответчик отбывал наказание в период с ** по ** в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по ....
В соответствии с Законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в ФИО1» ** Министерством юстиции РФ принято решение №-рн о нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации ФИО12 С.С.
На основании распоряжения Минюста России от **№-рн ГУ МВД России по ...** было принято решение о депортации лица без гражданства ФИО2
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина (лица без гражданства) осуществляется после отбытия данным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Установлено, что **ФИО2 освобожден из ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по ... в связи с отбытием наказания.
С **ФИО2 находится в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по ..., расположенном по адресу: ..., Южный массив, квартал 2 строение 1, куда помещен на основании решения ГУ МВД России по ....
Решением Ангарского городского суда ... от **, вступившим в законную силу **, административный ответчик помещен в СУВСИГ для содержания сроком на 3 месяца, то есть до **.
Решением Ангарского городского суда от ** срок пребывания лица без гражданства ФИО2 в специальном учреждении продлен до **.
Решением Ангарского городского суда от ** срок пребывания лица без гражданства ФИО2 в специальном учреждении продлен до **.
**, ** с целью оформления свидетельства на возвращение в Армению ФИО2 направлен запрос в Генеральное консульство ... в ....
В настоящее время свидетельство на возвращение в Республику Армения на имя ФИО2 в адрес ГУ МВД России по ... не поступало.
В адрес начальника ЦВСИГ ГУ МВД России по ... из Посольства Республики Армения в Российской Федерации поступил ответ от **, из которого следует, что сведения о гражданстве и документировании ФИО2 паспортом гражданина Республики Армения в отношении ФИО2 не имеется, вследствие чего выдать ему свидетельство на возвращение в Республику Армения не представляется возможным.
Главным управлением по вопросам миграции МВД России рекомендовано начальнику ГУ МВД России по ... разъяснить административному ответчику право на обжалование решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ** N 1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
С учетом этого суду надлежит проверять эффективность и достаточность действий уполномоченного органа, предпринимаемых при проведении процедуры депортации.
В частности, необходимо принимать во внимание сроки направления и рассмотрения запросов о депортации компетентными органами запрашивающей и запрашиваемой сторон, установленные соответствующими межправительственными соглашениями.
Из представленных документов следует, что исполнение решения о депортации ФИО2 с территории Российской Федерации, а также его реадмиссия невозможны. Доказательств обратного суда не представлено. Также суду не представлено доказательств, подтверждающих выполнение административным истцом работы, направления запросов и контроль за их исполнением с целью проведения реадмиссии.
Таким образом, учитывая, что срок пребывания ФИО2 в специальном учреждении исчисляется с **, срок нахождения ФИО8 в специальном учреждении составил 9 месяцев, возможность исполнения решения о депортации в указанный иске срок до ** административным истцом не обоснована, учитывая, что обжалование решений о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и о депортации является правом административного ответчика, которое никаким образом не зависит от действий государственных органов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для продления срока его содержания в специальном учреждении.
Также суд учитывает, что административным истцом не представлено доказательств тому, что ФИО2 может скрываться и уклоняться от исполнения решения о депортации.
Из материалов дела, следует, что родители ФИО2 являются гражданами Российской Федерации, имеют постоянное место жительство на территории Российской Федерации в ....
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО9 пояснил, что ФИО2 приходится ему сыном. Он (свидетель) является гражданином Российской Федерации с 2005 года. ФИО2 также приготовил необходимые документы для приобретения гражданства РФ, но не был документирован паспортом гражданина России так как был осужден за совершение преступления. Он вместе с матерью и родным братом ФИО2 проживают в ..., готовы принять сына в случае его освобождения и предоставить ему место жительства.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о нецелесообразности очередного продления срока содержания ФИО2 в специальном учреждении.
Наличие распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания ФИО2 на территории Российской Федерации и решения ГУ МВД России по ... о его депортации не могут служить достаточными основаниями для продления срока пребывания в спецучреждении, поскольку на момент продления срока прошло 9 месяцев и не представляется возможным определить, когда ФИО2 будет фактически депортирован за пределы территории Российской Федерации. Пребывание ФИО2 в условиях спецучреждения в течение длительного периода времени, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также нормам международного права (статей 3, 9, 8, Всеобщей декларации о правах человека от **, пункта "а" части 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от **, статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от **), которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 269 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ГУ МВД России по ... к ФИО2, ** года рождения, о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации за пределы территории Российской Федерации, расположенном по адресу: ..., Южный массив, 2 квартал, строение 1 до исполнения решения о его депортации из Российской Федерации на срок 3 месяца, то есть по ** отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Мотивированное решение будет изготовлено **.
Судья С.С. Тройнина