ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4592/2022 от 12.07.2022 Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2а-4592/2022

УИД: 09RS0004-01-2022-000326-50

Решение

именем Российской Федерации

12.07.2022 г. Карачаевск, КЧР

Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующей судьи Байрамкуловой М.К.,

при секретаре судебного заседания Кипкеевой А.У-Б.,

с участием административного истца в лице помощника прокурора Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики Тлябичева Р.Р.,

представителя административного ответчика - администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Салпагарова М.С.-Х.,

представителя заинтересованного лица МО МВД России «Карачаевский» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Байкулова Х.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в непринятии мер по определению места для размещения специализированной стоянки для задержанных и перемещенных в соответствии с требованиями п. 10 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях транспортных средств на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики,

установил:

Прокурор Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с административным иском к администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в непринятии мер по определению места для размещения специализированной стоянки для задержанных и перемещенных в соответствии с требованиями п. 10 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях транспортных средств на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики во исполнение п. 6 плана работы прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики на первое полугодие 2022 года и задания прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 28.01.2022 № 07.34-2022 «О проведении проверки исполнения законодательства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» проведена проверка.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения относится к основным направлениям по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 31 данного Федерального закона - нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения определен КоАП РФ.

В силу п. 10 ст. 27.13 КоАП РФ - задержанные транспортные средства перемещаются на специализированную стоянку, хранение и возврат осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 27.06.2012 № 50-РЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств на территории Карачаево-Черкесской Республики» (далее - Закон КЧР от 27.06.2012 N 50-РЗ) стоянки должны быть размещены в муниципальных районах.

В силу ч. 2 ст. 4 Закона КЧР от 27.06.2012 N 50-РЗ место для размещения специализированной стоянки определяется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района по согласованию с органами внутренних дел, на территории которого предполагается расположение специализированной стоянки.

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 4 Закона КЧР от 27.06.2012 N 50-РЗ специализированные стоянки должны быть оснащены автомобилями- эвакуаторами: в муниципальных районах - минимум 2 (два) автомобиля- эвакуатора. Специализированные стоянки должны работать в круглосуточном режиме.

На территории Карачаевского муниципального района в настоящее время место для специализированной стоянки в соответствии с требованиями действующего законодательства не определено.

При этом в нарушение действующего законодательства при задержании транспортных средства они доставляются сотрудниками ОГИБДД во двор здания ОГИБДД МО МВД России «Карачаевский». На территорию, не соответствующую указанным выше требованиям.

Согласно ответу администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 17.02.2022 на запрос прокуратуры Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики специализированная стоянка в настоящее время на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики отсутствует.

Согласно объяснению исполняющего обязанности начальника управления имущества, земельных отношений, строительства, ЖКХ, контрактной службы, экономического развития, технической защиты информации и системного администрирования администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Гербекова А.Х. от 25.03.2022 специализированная стоянка в настоящее время на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики отсутствует.

МО МВД России «Карачаевский» неоднократно направлял обращения в администрацию Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о необходимости оборудования на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики специализированной стоянки.

Бездействие администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в виде непринятия мер по определению места для размещения специализированной стоянки, нарушает права и препятствует выполнению обязанностей ОГИБДД МО МВД России «Карачаевский» в сфере обеспечения безопасности дорожного движения принятия к нарушителям мер административного принуждения.

Нарушены основы федеральной политики в области регулирования правоотношений в сфере безопасности дорожного движения и интересы Российской Федерации, как субъекта уполномоченного устанавливать основы нормативного регулирования в данной сфере правоотношений.

Административный истец просит признать бездействие администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в виде непринятия мер по определению места для размещения специализированной стоянки для задержанных и перемещенных в соответствии с требованиями п. 10 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях транспортных средств на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным; обязать администрацию Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течение 1 года после принятия судом решения определить место для размещения специализированной стоянки для задержанных и перемещенных в соответствии с требованиями ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях транспортных средств на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

В судебном заседании помощник прокурора Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики Тлябичев Р.Р. поддержал административные исковые требования, просил суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседании исковые требования не признал. В письменных возражениях административный иск не признал, указав, что действующим законодательством создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств к полномочиям органов местного самоуправления по решению местного значения не отнесено. Действующие федеральные нормы возлагают на органы местного самоуправления обеспечение безопасности дорожного движения исключительно в рамках предоставленных полномочий по осуществлению дорожной деятельности, которая не включает в себя создание специализированных стоянок.

Представитель заинтересованного лица - МО МВД России «Карачаевский» Байкулов Х.И. с административным иском согласен.

Представитель заинтересованного лица - Управления имущества, земельных отношений, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, контрактной службы, экономического развития, технической защиты информации и системного администрирования администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.

Суд на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в настоящее время на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики отсутствует специализированная стоянка, что подтверждается письмом начальника МО МВД России «Карачаевский» в адрес главы администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 23.01.2021.

Бездействие администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в непринятии мер по определению места для размещения специализированной стоянки нарушает права и препятствует выполнению обязанностей ОГИБДД МО МВД «Карачаевский» в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, принятия к нарушителям мер административного принуждения.

Администрацией Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики нарушены основы федеральной политики в области регулирования правоотношений в сфере безопасности дорожного движения и интересы Российской Федерации, как субъекта уполномоченного устанавливать основы нормативного регулирования в данной сфере правоотношений.

В силу ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения относится к основным направлениям по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 31 данного Федерального закона - нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения определен КоАП РФ.

В силу п. 10 ст. 27.13 КоАП РФ - задержанные транспортные средства перемещаются на специализированную стоянку, хранение и возврат осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 27.06.2012 № 50-РЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств на территории Карачаево-Черкесской Республики» (далее - Закон КЧР от 27.06.2012 № 50-РЗ) стоянки должны быть размещены в муниципальных районах.

В силу ч. 2 ст. 4 Закона КЧР от 27.06.2012 № 50-РЗ место для размещения специализированной стоянки определяется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района по согласованию с органами внутренних дел, на территории которого предполагается расположение специализированной стоянки.

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 4 Закона КЧР от 27.06.2012 N 50-РЗ специализированные стоянки должны быть оснащены автомобилями- эвакуаторами: в муниципальных районах - минимум 2 (два) автомобиля- эвакуатора. Специализированные стоянки должны работать в круглосуточном режиме.

Частью 9 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В соответствии с пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в непринятии мер по определению места для размещения специализированной стоянки для задержанных и перемещенных в соответствии с требованиями п. 10 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях транспортных средств на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики удовлетворить.

Признать бездействие администрации Карачаевского муниципального района, выразившееся в непринятия мер по определению места для размещения специализированной стоянки для задержанных и перемещенных в соответствии с требованиями п. 10 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях транспортных средств на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным.

Обязать администрацию Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течение 1 года после принятия судом решения определить место для размещения специализированной стоянки для задержанных и перемещенных в соответствии с требованиями ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях транспортных средств на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Стороны от уплаты государственной пошлины освободить.

Мотивированное решение изготовлено 18.07.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в течение 1 (одного) месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи жалобы через Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Председательствующая М.К. Байрамкулова