ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4593/17 от 07.12.2017 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-4593/2017

Решение

Именем Российской Федерации

07 декабря 2017 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Дарьиной Т.В.,

при секретаре Муханчаловой Р.С.,

с участием представителя административного истца Горина И.А.,

представителя административного ответчика Храпугиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Саратова в интересах Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, обществу с ограниченной ответственностью «Проспект-С», Иванову В. В. об отмене решения о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица, признании недействительной записи,

установил:

прокурор города Саратова обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области (далее – МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области) об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области от 01 июля 2016 года о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Проспект-С» (далее – ООО «Проспект-С») в качестве юридического лица, признании недействительной и аннулировании с момента ее совершения записи в Едином государственном реестре юридических лиц за регистрационным номером 8930А от 01 июля 2016 года о государственной регистрации ООО «Проспект-С» в качестве юридического лица. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города в период времени с 01 сентября 2017 года по 18 сентября 2017 года проведена проверка соблюдения действующего законодательства при регистрации юридических лиц МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области.

Проверкой установлено, что решением МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области от 01 июля 2016 года № 8930А произведена государственная регистрация в качестве юридического лица ООО «Проспект-С» (ИНН <№> регистрации: город <адрес>.

Согласно данным, внесенным в ЕГРЮЛ, а также материалам регистрационного дела, единственным учредителем и руководителем ООО «Проспект-С» является Иванов В.В.

30 января 2017 года старшим следователем СЧ СУ УМВД России по г. Саратову Минюковой А.С. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного <№> УК РФ - образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц.

В ходе расследования уголовного дела установлено, что в начале июня 2016 года неустановленное лицо получило согласие Иванова В.В. участвовать в качестве подставного лица при создании ООО «Проспект-С» и на основании его паспорта гражданина РФ подготовило и подписало у Иванова В.В. документы, необходимые для создания указанного юридического лица, а также доверенность на представление интересов в налоговых органах при государственной регистрации ООО «Проспект-С».

На основании представленных документов МРИ ФНС России №19 по Саратовской области 01 июля 2016 года произведена государственная регистрация ООО «Проспект - С» в качестве юридического лица. Вследствие этого в ЕГРЮЛ, в том числе внесены сведения о том, что единственным учредителем и руководителем ООО «Проспект-С» является Иванов В.В., то есть подставное лицо.

Таким образом, ООО «Проспект-С» образовано на подставное лицо, которое фактически не имело цели на осуществление хозяйственной деятельности обществом и его управление. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснением учредителя Иванова В.В., постановлением о возбуждении уголовного дела от 30 января 2017 года, выпиской из ЕГРЮЛ и решением МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области от 01 июля 2016 года № 8930А.

В результате совершения преступления, выразившегося в образовании (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, осуществление хозяйственной деятельности ООО «Проспект-С» позволяет придать правомерный вид владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным преступным путем.

Указанные обстоятельства в своей совокупности нарушают интересы Российской Федерации, поскольку образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц может привести к уходу от уплаты налоговых и иных обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, выводу в наличной форме значительных денежных средств в теневой борот без последующей возможности отследить их использование. Кроме того, данные факты создают условия для осуществления незаконной деятельности, сопряженной с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, в связи с чем прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебном заседании представитель административного истца Горин И.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области Храпугина Н.В. просила заявленные требования оставить без удовлетворения.

Представители УФНС России по Саратовской области, ООО «Проспект-С», Иванов В.В. в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Представитель УФНС России по Саратовской области просит в письменных возражениях в иске отказать.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Согласно положениям п. 4 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.

Основания отказа в государственной регистрации предусмотрены ст. 23 Федерального закона №129-ФЗ

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

При этом в силу п. 4.1 ст. 9, п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Например, названный орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области от 01 июля 2016 года № 8930А произведена государственная регистрация в качестве юридического лица ООО «Проспект-С» (<№>, адрес регистрации: город <адрес>

Единственным учредителем и руководителем ООО «Проспект-С» является Иванов В.В.

В заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании Иванов В.В. своей подписью подтвердил, что представленные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной формы порядок их учреждения, а также, что Иванову В.В. известно, что в случае представления в регистрирующий орган недостоверных сведений, образования юридического лица через подставных лиц, предоставления документа, удостоверяющего личность, для создания юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями или сделками с денежными средствами или иным имуществом, приобретения документа, удостоверяющего личность, или использования персональных данных, полученных незаконным путем, для создания юридического лица, несет ответственность, установленную законодательством РФ.

МРИ ФНС России №19 по Саратовской области на основании представленного пакета документов приняла решение о государственной регистрации в качестве юридического лица ООО «Проспект-С».

Прокурор города Саратова указывает, что ООО «Проспект-С» образовано на подставное лицо, которое фактически не имело цели на осуществление хозяйственной деятельности обществом и его управление.

В подтверждение указанных обстоятельств представлены копия протокола опроса оперуполномоченным УФСБ России по Саратовской области Иванова В.В., копия постановления о возбуждении уголовного дела от 30 января 2017 года, выписка из ЕГРЮЛ и решение МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области от 01 июля 2016 года № 8930А.

Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица ООО «Проспект-С» у налогового органа не имелось, представленные Ивановым В.В. документы соответствовали требованиям, предусмотренным Федеральным законом № 129-ФЗ, поэтому налоговым органом принято законное решение о регистрации ООО «Проспект-С» в качестве юридического лица и внесена запись о регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ.

Доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достаточности, свидетельствующих о том, что имеется вступивший в законную силу приговор суда, которым установлено, что юридическое лицо создано через подставное лицо с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным преступным путем, не представлено. Сам факт возбуждения уголовного дела и объяснения якобы Иванова В.В., данные оперуполномоченному УФСБ, данные обстоятельства не подтверждают.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения МРИ ФНС России №19 по Саратовской области от 01 июля 2016 года о внесении сведений в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ООО «Проспект-С» в качестве юридического лица, а также о признании недействительной и аннулировании с момента совершения записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ООО «Проспект-С» в качестве юридического лица не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области от 01 июля 2016 года о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Проспект-С» в качестве юридического лица, признании недействительной и аннулировании с момента ее совершения записи в Едином государственном реестре юридических лиц за регистрационным номером 8930А от 01 июля 2016 года о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Проспект-С» в качестве юридического лица отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2017 года.

Судья Т.В. Дарьина