К делу №2а-4594/2023
УИД: 23RS0006-01-2023-007022-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года г. Армавир
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шеки А.И.,
при секретаре Ждановой А.М.,
с участием прокурора Максаковой Е.П.,
представителя ответчика Кобзевой М.В., представителя третьего лица Абрамова Г.М., рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора г. Армавира в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании выполнить капитальный ремонт сетей водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Армавира в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Армавир о признании незаконным бездействия и обязании выполнить капитальный ремонт сетей водоснабжения; в качестве заинтересованного лица указано ГУП КК «Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод». В обоснование иска указывается, что в ходе осуществления надзора за соблюдением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования город Армавир установлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации МО город Армавир, повлекшие обрушение свода канализационного коллектора по ул. Шоссейной в г. Армавире, провалы дорожного полотна, что явилось одной из причин объявления на территории города с 04.06.2023 г. режима чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.03.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов.
Положениями ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ст. 10 Закона №416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.11.ст.7 Закона №416-ФЗ водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <...> №644.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствии санитарным нормам регламентированы Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 №168.
На основании п. 3.2.1 Правил канализационная сеть должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.
В соответствии с п.19 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 №437/пр, износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы. В случаях, когда трубопроводы и другие объекты доступны для осмотра, фактический износ определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение самостоятельно или с привлечением специализированной организации в соответствии с ч.3 ст.37 Закона №416-ФЗ. Канализационные коллекторы согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, относятся к 7 группе имущества со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет включительно.
Канализационный коллектор Д 800м по ул. Шоссейной (от №191 до ОСК) в г. Армавире, протяженностью 2724 п.м. введен в эксплуатацию в 1978-1980 годах, глубиной заложения от 4,2м до 6,5м, посредством которого осуществляется водоотведение более 5000 абонентов, включен в реестр муниципальной собственности МО город Армавир в составе муниципальной казны. Гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования, Постановлением администрации МО город Армавир от 16.01.2013 №89 определена ГУП КК «Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод» с передачей в аренду сетей водоснабжения и водоотведения согласно Приложению к договору.
Установлено, что 04.06.2023 г. по причине двукратного превышения нормативного срока службы и 100% изношенности вышеуказанного магистрального канализационного коллектора произошло аварийное обрушение свода канализационного коллектора Д 800мм по ул. Шоссейной (от №73 до №97), протяженностью 300 п.м. под проезжей частью асфальтной дороги муниципального значения. Канализационный коллектор является одним из центральных узлов по транспортировке стоков на очистные сооружения канализации, альтернативы по транспортировке в данном районе отсутствуют.
Произошедшая техногенная ситуация в связи с возможностью розлива сточных вод на поверхность, а также прекращением водоотведения создает предпосылки к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нанесению ущерба окружающей среде, последующему разрушению свода коллектора с увеличением зоны данной чрезвычайной ситуации. С 20-00 часов 04.06.2023 г. введен режим чрезвычайной ситуации с установкой границы зоны чрезвычайной ситуации.
В целях предотвращения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» выполнены неотложные работы по локализации аварийной ситуации, организации альтернативного транспортирования канализационных вод с временной установкой перекачивающей мобильной станции, меры по безопасности дорожного движения в виде перекрытия проезда, установки дорожных знаков.
Сложившаяся чрезвычайная ситуация техногенного характера вызвана неисполнением должностными лицами администрации города возложенных обязанностей по надлежащей эксплуатации, содержанию и проведению капитального ремонта коллектора. О необходимости капитального ремонта эксплуатирующая организация ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» информировала администрацию МО город Армавир с 2014 года, с этого времени по июнь 2023 г. было 5 случаев аварийной ситуации; за 2016-2022 г.г. выполнен капитальный ремонт 515 п.м. сетей водоотведения. Аварийные работы, направленные на ликвидацию разрушения свода коллектора, выполнения капитального ремонта коллектора, устранения провалов грунта не выполнены собственником имущества по истечении трех месяцев с момента введения чрезвычайной ситуации.
Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Армавир и обязать выполнить капитальный ремонт канализационного коллектора по ул. по ул. Шоссейной в г. Армавире Д 800м (от №191 до ОСК), протяженностью 2209 п.м. введен в эксплуатацию в 1978-1980 годах, глубиной заложения от 4,2м до 6,5м в срок до 31.12.2023 г.
В судебном заседании административный истец поддержал иск, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика иск не признала, представила возражения на иск, в которых ссылается на то, что администрация МО город Армавир принимает меры в данном направлении. При возникновении аварийных ситуаций проводились мероприятия по предотвращению розлива сточной жидкости с обустройством временных перекачивающих насосных станций, розлива на поверхность сточных вод не было допущено. За период 2016-2022 годы в рамках муниципальных контрактов выполнен капитальный ремонт с заменой аварийных участков канализационного коллектора Д 800 протяженностью 515 п.м. по <...>. После аварийной ситуации 18.05.2021 г. в сентябре 2021 г. был заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту, замене аварийного участка канализационного коллектора <...>мм протяженностью 198 п.м. по <...> от <...> по направлению к ОСК. 04.06.2023 г. в результате залпового дождя и выпадения осадков 31мм менее чем за 1 час произошло обрушение участков трубопровода по <...> от <...> до <...>а под проезжей частью дороги протяженностью 200м. Ввиду отсутствия денежных средств в местном бюджете капитальный ремонт не проводился. Направлялись письма в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, а также Губернатору края о необходимости выделения денежных средств. 11.07.2023 г. был заключен контракт на проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости капитального ремонта канализационного коллектора <...> аварийного участка протяженностью 964 п.м. по <...> от <...> до <...>а в <...>. 04.09.2023 г. получено положительное заключение государственной экспертизы. 17.10.2023 г. заключен контракт <...> на проведение капитального ремонта, замене аварийного участка канализационного коллектора протяженностью 964 п.м. по <...> протяженность. 964 п.м.
Представитель третьего лица ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.03.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов.
С учетом положений ст.ст. 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях в соответствии со ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отнесены: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ст. 10 Закона №416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Как установлено в судебном заседании, между администрацией муниципального образования город Армавир и ГУП КК «Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод» заключен договор аренды имущества для обеспечения потребителей города Армавира услугами по водоснабжению и водоотведению (л.д.46-47). Согласно п.3.3.5 договора арендатор своевременно проводит текущий ремонт имущества, п.3.3.6 предусматривает производство капитального ремонта и реконструкцию имущества за счет средств арендодателя по плану, согласованному с администрацией муниципального образования.
В течение 2016-2023 годов ГУП КК «Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод» обращалась с информацией о крайне изношенном состоянии сетей водоотведения на территории муниципального образования, необходимости обращения в специализированную организацию для составления проекта, сметной стоимости работ по реконструкции (л.д. 55-148). В информации включены участки, в том числе и <...> от <...> до ОСК, канализационный коллектор <...>мм, протяженностью 2959 м.п, постройки 1956-1958 г. (л.д.85).
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствии санитарным нормам регламентированы Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 №168.
На основании п. 3.2.1 Правил канализационная сеть должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.
В силу 3.2.41 Правил капитальный ремонт сети включает устройство новых или реконструкцию действующих колодцев (камер); перекладку или реновацию участков трубопроводов с заменой труб или их санацию (чулок); ремонт или замену отдельных сооружений и устройств, задвижек, затворов, шиберов, вантузов, другой арматуры и оборудования.
В соответствии с п.19 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 №437/пр, износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы. В случаях, когда трубопроводы и другие объекты доступны для осмотра, фактический износ определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение самостоятельно или с привлечением специализированной организации в соответствии с ч.3 ст.37 Закона №416-ФЗ. Канализационные коллекторы согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, относятся к 7 группе имущества со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет включительно.
Несмотря на то, что арендатором неоднократно обращалось внимание администрации МО город Армавир на необходимость реконструкции и капитального ремонта канализационных коллекторов ввиду их изношенности и предотвращения аварийных ситуаций, надлежащие меры ответчиком не принимались.
Высокий уровень износа аварийного коллектора создает угрозу нарушения прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, на бесперебойное получение коммунальной услуги водоотведения.
Из ответа администрации МО город Армавир на запрос прокуратуры следует, что за период с 2016 г. по 2023 г. было 5 аварийных ситуаций. 04.06.2023 г. произошла аварийная ситуация по <...>, ремонт канализационного коллектора не проводился ввиду отсутствия денежных средств в местном бюджете. В настоящее время получено положительное заключение государственной экспертизы, сумма затрат по капитальному ремонту аварийного участка канализационного коллектора длиной 964 п.м. составляет 100 881,03 тыс.руб. 07.09.2023 г. направлено письмо в адрес министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о рассмотрении вопроса о внеочередном выделении денежных средств в 2023 г. 30% стоимости капитального ремонта, в 2024 г. - 70% (л.д.9-12).
До настоящего времени работы по капитальному ремонту не проведены.
17.10.2023 г. заключен контракт на замену аварийного участка канализационного коллектора <...>мм, протяженностью 964 п.м., расположенного по <...> от <...> до <...>а в <...>, срок окончания работ – до 01.10.2024 г.
Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства, оценив доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о доказанности бездействия административного ответчика по принятию надлежащих мер по проведению капитального ремонта канализационного коллектора.
В судебном заседании представителем ответчика доводы прокурора не опровергнуты. Доводы об отсутствии в местном бюджете денежных средств не освобождает орган местного самоуправления от соблюдения требований закона.
Учитывая изложенное, суд считает административный иск прокурора о бездействии административного ответчика по проведению капитального ремонта канализационного коллектора подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление прокурора г. Армавира в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Армавир.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Армавир, выразившееся в непринятии мер по капитальному ремонту канализационного коллектора <...> мм по <...> от <...> до <...>а в <...>.
Обязать администрацию муниципального образования город Армавир выполнить капитальный ремонт канализационного коллектора <...> мм по <...> от <...> до <...>а в <...> в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 07.11.2023 г.
Председательствующий А.И. Шека