ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4596/2024 от 01.03.2024 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело а-

УИД:50RS0-25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года. АДРЕС

Одинцовский городской суд АДРЕС в составе:

председательствующего судьи ФИО4

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Военного прокурора АДРЕС в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Центральному Федеральному Округу о признании информации запрещенной к распространению,

у с т а н о в и л:

Военный прокурор АДРЕС в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, наносящую вред неопределенному кругу лиц, размещенную на сайте в сети Интернет: https://....., информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенной в ФГКОУ «.....» проверки исполнения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, было установлено, что в компьютерных классах училища имеется доступ к интернет-ресурсам, в том числе выявлен доступ к вышеуказанному сайту, на котором предлагается ознакомиться с порнографическими материалами и видео, что может привести к нарушению психического и нравственного развития несовершеннолетних, способствует возникновению агрессии и неадекватному восприятию культуры половых отношений. Ссылаясь на то, что вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствуют, административный истец просит требования удовлетворить.

Представитель административного истца требования поддержал.

Административный ответчик представителя в суд не направил, извещались надлежащим образом.

Проверив письменные материалы дела суд полагает заявление подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-I «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст.265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также Центральный банк РФ в отношении информации, указанной в статье 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Согласно ч.1. ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

Частью 6 ст.10 Закона № 149-ФЗ определено, что распространение информации, за которую предусмотрена административная или уголовная ответственность, запрещено.

В силу действующего законодательства РФ государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в РФ, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Согласно статье 3 названного Федерального закона законодательство РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ основывается на Конституции РФ и состоит, в том числе из законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (статья 4 указанного Федерального закона).

В силу пункта 2 статьи 5 и пункта 3 статьи 16 этого же Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка в РФ относятся реализация государственной политики в интересах детей.

Исполнительным органам государственной власти РФ необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 14 «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», согласно которому органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» прямо относит к запрещенной для распространения среди детей информацию порнографического характера (пункт 7 части 2 статьи 5), определяя ее как информацию, представляемую в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного (пункт 8 статьи 2), и понимает под оборотом информационной продукции следующие действия: предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи (пункт 12 статьи 2).

Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения среди несовершеннолетних означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу здоровью детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

По делам о признании такой информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на соответствующем сайте в сети «Интернет», запрещенной для распространения среди детей информации порнографического характера, доступ к которой имеет неограниченный круг лиц, в том числе несовершеннолетние.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Согласно разъяснениям в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 37 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, а также иных преступлениях, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» под распространением порнографических материалов понимается незаконное предоставление конкретным лицам либо неопределенному кругу лиц возможности их использования. Публичная демонстрация с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», заключается в открытом показе порнографических материалов либо в предоставлении неограниченному числу лиц возможности просмотра таких материалов, однако без возможности самостоятельного их использования (путем сохранения на своем компьютерном устройстве, размещения на интернет-страницах от своего имени и т.п.). Рекламирование порнографических материалов или предметов представляет собой распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств информации, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из представленных материалов дела установлено, что Военной прокуратурой АДРЕС в ФГКОУ «.....» проведена проверка исполнения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в ходе которой было установлено, что в компьютерных классах училища имеется доступ к интернет-ресурсам, в том числе выявлен доступ к сайту https://...../, на котором предлагается ознакомиться с порнографическими материалами и видео, что может привести к нарушению психического и нравственного развития несовершеннолетних, способствует возникновению агрессии и неадекватному восприятию культуры половых отношений. При этом вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что размещенная в сети Интернет на указанном сайте информация подпадает под понятие порнографии и порнографических материалов (носит порнографический характер) и ввиду этого способна причинить вред здоровью и (или) развитию детей, нарушить права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней, запрещена к распространению на территории РФ, в связи с чем доступ к указанным ресурсам должен быть ограничен.

Статьей 15.1 Закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (далее - реестр).

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства статьей 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент проверки данные указанной страницы сайта, на которой размещена названная информация, в реестре отсутствуют.

На основании решения суда о запрете к распространению посредством сети «Интернет» информации на территории РФ федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр сайтов, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории РФ (п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено»).

При таких обстоятельствах, учитывая наличие правовых оснований к признанию информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-177, 180, 265.5 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск Военного прокурора АДРЕС в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Центральному Федеральному Округу о признании информации запрещенной к распространению – удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством Интернет сайта https://...../, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: