ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-459/17 от 27.10.2017 Апанасенковского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Дивное 27 октября 2017 года

Судья Апанасенковского районного суда Ставропольского края Горностай Н.Е., рассмотрев в помещении суда административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному иску прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, указывая на следующее.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при реализации Плана мероприятий по противодействию коррупции принятых по вопросам противодействия коррупции органами местного самоуправления.

Установлено, что при осуществлении своей деятельности по противодействию коррупции органы местного самоуправления обязаны руководствоваться установленным ст. 3 Закона от <дата> «О (противодействии коррупции» (далее по тексту-Закон ) перечнем основных принципов, на которых основано противодействие коррупции в Российской Федерации.

В силу п.п. 3, 5, 6, 7 ст. 3 Закона такими принципами, в том числе, являются публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и сотрудничество с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

В целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, в соответствии с Законом , принят Закон Ставропольского края от <дата>-кз «О противодействии коррупции в Ставропольском крае», который определяет основные меры предупреждения коррупционных правонарушений в Ставропольском крае и направлен на противодействие коррупции и условий ее проявления.

Согласно ст. 3 Закона -кз антикоррупционная программа является комплексной мерой, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Ставропольском крае. Пунктом 4 указанной статьи определено, что муниципальные антикоррупционные программы могут приниматься по решению органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в устанавливаемом ими порядке.

В ходе проверки установлено, что в муниципальном образовании Айгурского сельского совета в соответствии постановлением от <дата>-п утвержден План мероприятий по противодействию коррупции, для решение задач по организации антикоррупционной пропаганды в целях формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции, а также недопущения ее проявлений и организация взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями и населения муниципального образования по вопросам противодействия коррупции.

Кроме того, согласно ст. 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих мер: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Вместе с тем, в ходе анализа мероприятий по антикоррупционному просвещению, пропаганде и воспитанию установлено, что мероприятия по формированию антикоррупционного мировоззрения, повышению уровня правосознания и правовой культуры, просветительской работы; в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитания у граждан чувства гражданской ответственности, укрепления доверия к власти, размещения в средствах массовой информации тематических полос, материалов по вопросам противодействия коррупции, разработке и изготовлению печатной продукции антикоррупционной направленности, а также проведения общественных мероприятий, направленных на формирования у граждан интереса к вопросам противодействия коррупции не проводятся, что недопустимо, поскольку указанное обстоятельство образует противоречие вышеуказанным принципам противодействия коррупции, влияет на комплексность проводимых мероприятий, что в свою очередь указывает на декларативность, отсутствие эффективности и результативности. В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района <дата> в адрес главы администрации МО Айгурского сельсовета Апанасенковского района по фактам выявленных нарушений, было внесено представление об устранении нарушений законодательства по противодействию коррупции.

Изучением прокуратурой района официального сайта администрации остановлено, что по состоянию на <дата> в План мероприятий по противодействию коррупции не включены первоочередные мероприятия по Антикоррупционному просвещению, пропаганде и воспитанию, сроки исполнения указанных мероприятий не установлены, распределение запланированных финансовых средств не производилось.

Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления закреплен в Федеральном законе от <дата> № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в числе приоритетных принципов антикоррупционной деятельности. Согласно статье 5 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. В соответствии со статьей 7 ФЗ от <дата>-Ф3 "О противодействии коррупции" к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отнесено обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В данном случае со стороны ответчика имеется бездействие, создающее угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Интерес неопределенного круга лиц в данном случае выражается в том, что администрация является органом местного самоуправления и осуществляет свои функции в интересах муниципального образования, то есть граждан, проживающих на его территории.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края, выразившееся в невнесении в План мероприятий по противодействию коррупции первоочередных мероприятий по антикоррупционному просвещению, пропаганде и воспитанию, не установление сроков исполнения указанных мероприятий и распределения запланированных финансовых средств. Обязать администрацию муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края, в течение 14 дней с момента вступления судебного решения в законную силу нести в План мероприятий по противодействию коррупции первоочередные мероприятия по антикоррупционному просвещению, пропаганде и воспитанию, установить сроки исполнения указанных мероприятий и произвести распределения запланированных финансовых средств.

Административным ответчиком администрацией муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края возражения на административный иск не поданы, также не подана возражения против применения упрощенного порядка рассмотрения искового заявления.

Заявленные административные исковые требования прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц рассматриваются по правилам главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от <дата> № 21-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (ст. 60 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со с ч. 1 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

В соответствии со ст. 176 КАС РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы судом.

Суд, исследовав представленные в обоснование административного иска материалы дела, в том числе План мероприятий по противодействию коррупции, для решения задач по организации антикоррупционной пропаганде в целях формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции, а также недопущения ее проявлений и организации взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями и населения муниципального образования по вопросам противодействия коррупции, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.п. 3, 5, 6, 7 ст. 3 Федерального закона от <дата> «О противодействии коррупции» принципами, на которых основано противодействие коррупции в Российской Федерации, в том числе, являются публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и сотрудничество с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

В соответствии с Федеральным законом от <дата> «О противодействии коррупции», в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, принят Закон Ставропольского края от <дата>-кз «О противодействии коррупции в Ставропольском крае», который определяет основные меры предупреждения коррупционных правонарушений в Ставропольском крае и направлен на противодействие коррупции и условий ее проявления.

Согласно ст. 3 Закона Ставропольского края от <дата>-кз «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» антикоррупционная программа является комплексной мерой, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Ставропольском крае. Пунктом 4 указанной статьи определено, что муниципальные антикоррупционные программы могут приниматься по решению органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в устанавливаемом ими порядке.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от <дата> «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих мер: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Согласно статье 5 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от <дата> «О противодействии коррупции» к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отнесено обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Как установлено судом, в муниципальном образовании Айгурского сельского совета постановлением от <дата>-п утвержден План мероприятий по противодействию коррупции, для решение задач по организации антикоррупционной пропаганды в целях формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции, а также недопущения ее проявлений и организация взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями и населения муниципального образования по вопросам противодействия коррупции.

В ходе анализа мероприятий по антикоррупционному просвещению, пропаганде и воспитанию установлено, что мероприятия по формированию антикоррупционного мировоззрения, повышению уровня правосознания и правовой культуры, просветительской работы; в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитания у граждан чувства гражданской ответственности, укрепления доверия к власти, размещения в средствах массовой информации тематических полос, материалов по вопросам противодействия коррупции, разработке и изготовлению печатной продукции антикоррупционной направленности, а также проведения общественных мероприятий, направленных на формирования у граждан интереса к вопросам противодействия коррупции не проводятся.

Кроме того, по состоянию на <дата> в План мероприятий по противодействию коррупции не включены первоочередные мероприятия по Антикоррупционному просвещению, пропаганде и воспитанию, сроки исполнения указанных мероприятий не установлены, распределение запланированных финансовых средств не производилось.

В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района <дата> в адрес главы администрации МО Айгурского сельсовета Апанасенковского района по фактам выявленных нарушений, было внесено представление об устранении нарушений законодательства по противодействию коррупции.

При таких обстоятельствах требования прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействие администрации муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края, выразившееся в невнесении в План мероприятий по противодействию коррупции первоочередных мероприятий по антикоррупционному просвещению, пропаганде и воспитанию, не установление сроков исполнения указанных мероприятий и распределения запланированных финансовых средств, и обязании администрации муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края, в течение 14 дней с момента вступления судебного решения в законную силу нести в План мероприятий по противодействию коррупции первоочередные мероприятия по антикоррупционному просвещению, пропаганде и воспитанию, установить сроки исполнения указанных мероприятий и произвести распределения запланированных финансовых средств, подлежат удовлетворению.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 -180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края, выразившееся в невнесении в План мероприятий по противодействию коррупции первоочередных мероприятий по антикоррупционному просвещению, пропаганде и воспитанию, не установление сроков исполнения указанных мероприятий и распределения запланированных финансовых средств.

Обязать администрацию муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края, в течение 14 дней с момента вступления судебного решения в законную силу внести в План мероприятий по противодействию коррупции первоочередные мероприятия по антикоррупционному просвещению, пропаганде и воспитанию, установить сроки исполнения указанных мероприятий и произвести распределения запланированных финансовых средств.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке через Апанасенковский районный суд Ставропольского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.

Судья: Н.Е. Горностай