ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-459/2021 от 07.12.2021 Устьянского районного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0025-01-2021-000934-80

Дело № 2а-459/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 декабря 2021 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Шерягиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Федоровой Н.В.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Мальцева В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов государства и прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности подготовить предложения об определении границ зон затопления, подтопления на реке Устья в границах Устьянского муниципального района Архангельской области,

установил:

и.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов государства и прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности подготовить совместно с администрацией МО «Устьянский муниципальный район» предложения об определении границ зон затопления, подтопления на реке Устья в границах Устьянского муниципального района Архангельской области и до 01.05.2023 направить их в Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальный орган).

В обоснование заявленных требований указано, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе мониторинга состояния негативного воздействия вод на территории и объекты, обеспечения их инженерной защитой от затопления, подтопления, разрушения береговых водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод установлено, что Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не принимаются меры к исполнению требований Водного кодекса РФ, возложившего на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участие в определении границ затопления, подтопления. Отсутствие границ зон затопления, подтопления влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в т.ч. застройщиков и жителей населенных пунктов, а также может негативно сказаться на состоянии окружающей среды, экологической безопасности при выполнении мероприятий, проведение которых запрещено в таких зонах. Отсутствие сведений о зонах с особыми условиями использования территорий наносит ущерб государственным и общественным интересам в части безопасности развития прилегающих к водоемам территорий. В настоящее время Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области согласно утвержденному совместно с Двинско-Печерским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов плану-графику осуществляется подготовка предложений по установлению зон затопления, подтопления на территории Архангельской области. При этом территории Устьянского района не охвачены, где с учетом критериев неблагоприятных и опасных явлений имеется необходимость установления подобных зон. ФГБУ «Северное УГМС» сформирован каталог отметок неблагоприятных и опасных явлений на основе полученных сведений о затоплении территорий весной 2020 г., согласно которому в 2020 г. на реке Устья в границах Устьянского муниципального района Архангельской области отмечено превышение отметок негативных и опасных явлений на гидрологических постах, в результате которых произошло затопление ряда населенных пунктов муниципальных образований района. Предложения об определении границ зон затопления, подтопления на р. Устья в границах Устьянского муниципального района Архангельской области Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не подготовлены.

Помощник прокурора Устьянского района Мальцев В.С. на судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представителя на судебное заседание не направил.

Заинтересованное лицо администрация МО «Устьянский муниципальный район» надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть дело без участия представителя.

По определению суда на основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признавалась судом обязательной.

Заслушав помощника прокурора Мальцева В.С., исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 39 КАС РФ и.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

К бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее – предложения) и сведений о границах этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требовании к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5 Правил).

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Кроме того, границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

Согласно п.1, п.п. 69.1 п. 8 Положения о Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 № 92-пп, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере водных отношений, участвует в пределах своей компетенции в принятии уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решений об установлении, изменении зон затопления, подтопления в соответствии с Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Таким образом, на территории Архангельской области обязанность по подготовке предложений об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, возложена на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Из материалов дела следует, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства, в ходе которой было установлено, что Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не подготовлены и не направлены в Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальный орган) предложения об установлении границ зон затопления, подтопления на реке Устья в границах Устьянского муниципального района Архангельской области в установленном порядке.

Материалами дела, в том числе копией письма Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 11.05.2021 ..., подтверждается и сторонами не оспаривается, что в настоящее время границы зон затопления, подтопления на реке Устья в границах Устьянского муниципального района Архангельской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не определены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены. Предложения о формировании таких зон от Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальный орган) не поступали.

Приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) от 16.10.2008 ... утвержден Руководящий документ .... Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений.

Согласно Приложению А «Типовой перечень опасных природных явлений», содержащемуся в Положении о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений, половодье (А.3.1) и паводок (А.3.6) отнесены к опасным гидрологическим явлениям.

Пунктом 2 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. № 360, предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления устанавливаются в отношении территорий в соответствии с требованиями согласно приложению.

В приложении к Положению о зонах затопления, подтопления определены требования к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, в соответствии с которыми зоны затопления устанавливаются в отношении: а) территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учетом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений; б) территорий, прилегающих к устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности; в) территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности; г) территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища; д) территорий, прилегающих к зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемых при пропуске гидроузлами паводков расчетной обеспеченности.

ФГУБ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в 2021 г. актуализирован Каталог отметок неблагоприятных и опасных явлений на основе полученных сведений о затоплении территорий весной 2020 г. от администраций муниципальных образований, дорожных служб.

В соответствии с приложением № 2 «Сведения о критериях неблагоприятного и опасного явлений, последствиях превышения критических отметок по данным гидрологических постов на территории Вельского и Устьянского районов (из Каталога 2020 г.) в 2020 г. на территории Устьянского муниципального района зафиксированы случаи затопления земельных участков, жилых и нежилых помещений жителей Устьянского муниципального района, населенных пунктов, подвесных мостов, автомобильных дорог с указанием уровня и отметок затопления.

Каталог отметок неблагоприятных и опасных явлений, разработанный Гидрометцентром ФГУБ «Северное УГМС» администрацией Устьянского муниципального района Архангельской области согласован, что следует из письма администрации Устьянского муниципального района Архангельской области от 11.02.2021 ....

По сведениям Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области весной 2020 г. на территории Устьянского муниципального района Архангельской области выявлено затопление населенных пунктов в МО «Бестужевское», МО «Строевское», МО «Шангальское».

С учетом п.п. «б» п. 4 Положения о зонах затопления, подтопления при подготовке предложений об установлении границ зон затопления, подтопления учитываются, в том числе, данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети.

В соответствии с планом-графиком, утвержденным и.о. руководителя Двинско-Печерского бассейнового водного управления и и.о. министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, определены зоны затопления, подтопления, наименования водных объектов, оказывающих негативное воздействие, а также сроки подготовки предложений и установления зон затопления, подтопления. Территории Устьянского района Архангельской области не включены в зоны затопления, подтопления, река Устья в качестве водного объекта, оказывающего негативное воздействие, не указана.

На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается.

Неопределение границ указанных зон может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - застройщиков, жителей населенных пунктов, а также сказаться на состоянии окружающей среды, экологической безопасности при выполнении мероприятии, проведение которых в таких зонах запрещено законом.

Отсутствие сведений о зонах с особыми условиями использования территорий наносит ущерб государственным и общественным интересам в части безопасности развития прилегающих к водоемам территорий.

Оценив совокупность представленных сторонами доказательств, учитывая положения Водного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», суд приходит к выводу, что территории Устьянского муниципального района, подвергшиеся затоплению весной 2020 г., соответствуют требованиям, входящим в границы зон затопления, которые поименованы в Приложении к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. № 360.

Анализируя вышеизложенные положения закона, имеющиеся в деле письменные доказательства, суд полагает, что именно министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является органом исполнительной власти Архангельской области, осуществляющим функции по внесению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений, подготовленных совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны.

Доказательств, достоверно подтверждающих исполнение Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области обязанности по направлению в Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальный орган) предложений об установлении границ затопления, подтопления на реке Устья в границах Устьянского муниципального района Архангельской области, суду не представлено.

На основании изложенного суд полагает установленным неисполнение административным ответчиком Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области обязанности по внесению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно статье 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом всех обстоятельств по делу, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд считает указанный прокурором в административном иске срок исполнения разумным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление и.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по реализации полномочий по определению границ зон затопления, подтопления, предусмотренных статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».

Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области подготовить предложения об определении границ зон затопления, подтопления на реке Устья в границах Устьянского муниципального района Архангельской области и до 01 мая 2023 года направить предложения в Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальный орган).

Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области сообщить в суд, Архангельскому межрайонному природоохранному прокурору об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Устьянский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Шерягина С.Н.

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2021