31RS0004-01-2022-000764-20 2а-459/2022
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
01 апреля 2022 года город Валуйки
Валуйский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Шелайкина В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гридневой Е.В.,
с участием старшего помощника Валуйской межрайонной прокуратуры ФИО1, административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика – Избирательной комиссии Валуйского городского округа по доверенности ФИО4, в отсутствие заинтересованного лица Войсковой части №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к избирательной комиссии Валуйского городского округа об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования,
установил:
ФИО2, являющийся кандидатом в депутаты Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному округу № 1, обратился в Валуйский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления Валуйской избирательной комиссии Валуйского городского округа № 86/462-1 от 4 марта 2022 года «Об образовании избирательного участка № 838 на территории войсковой части № для подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному избирательному округу № 1».
Указанное постановление по мнению заявителя является не законным, поскольку считает, что избирательный участок № 838 создан для фальсификации выборов.
ФИО2 просит признать постановление Валуйской избирательной комиссии Валуйского городского округа № 86/462-1 от 4 марта 2022 года «Об образовании избирательного участка № 838 на территории войсковой части 54046 для подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному избирательному округу № 1», не законным и отменить.
В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснили, что избирательный участок № 838 расположен на территории войсковой части №, которая является режимным объектом, в связи с чем лишен возможности пройти на участок, разместить там агитационные материалы.
Представитель административного ответчика - избирательной комиссии Валуйского городского округа по доверенности ФИО4 в судебном заседании административный иск не признал.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст. 239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов административного дела, 18 января 2022 года Советом депутатов Валуйского городского округа было принято решение № 705 «О назначении дополнительных выборов депутата Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному избирательному округу № 1», которым были назначены дополнительных выборов депутата Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному избирательному округу № 1 на 10 апреля 2022 года.
В соответствии с положениями статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. При этом свое активное избирательное право граждане Российской Федерации вправе реализовать в силу положений статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) независимо от места жительства, должностного положения и иных обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной данным Федеральным законом, иными федеральными законами. Комиссии осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Таким образом, избирательные комиссии обязаны обеспечить возможность реализации избирателями своего активного избирательного права независимо от каких бы то не было обстоятельств.
Недопустимо ограничение активного избирательного права избирателей, в данном случае военнослужащих, по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу (службу) и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
Статьёй 34 Устава Валуйского городского округа предусмотрено, что Избирательная комиссия Валуйского городского округа организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума и обеспечивает на территории Валуйского городского округа реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.
21 января 2022 года в Избирательную комиссию Валуйского городского округа поступило обращение от командира войсковой части № от 21 января 2022 года за № 44/118 с просьбой организовать на территории войсковой части № временный избирательный участок в целях обеспечения законности избирательных прав военнослужащих.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться предусмотренной законом комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования.
Избирательное законодательство Российской Федерации не дает конкретного, однозначного определения понятия «место временного пребывания», пункт 5 ст. 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ не устанавливает закрытого перечня мест временного пребывания. Таким образом, отнесение территории войсковой части к местам временного пребывания избирателей и создание на данной территории избирательного участка не противоречит нормам права.
Согласно пункту 6 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться командирами воинских частей в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены законом.
Согласно п.4 ст. 24 ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума, отзыва (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания) избирательные участки, участки референдума, участки отзыва могут образовываться предусмотренной настоящим Кодексом комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования. Такие участки входят в избирательные округа, округа референдума, округа отзыва по месту их расположения.
Суд также соглашается с доводами представителя административного ответчика, изложенными в возражении на иск в части того, что поскольку выборы депутатов представительных органов местного самоуправления прямо законодательно не урегулированы, к таким отношениям могут быть применены законы, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определено, что на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удалённых от населённых пунктов местностях по представлению командиров воинских частей избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта РФ не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией субъекта РФ не позднее чем за три дня до дня голосования.
В данном случае, исходя из уровня выборов, полномочия по созданию избирательных участков возложено на избирательную комиссию Валуйского городского округа, следовательно, к компетенции Избирательной комиссии Валуйского городского округа относится полномочие по принятию решения об организации на территории войсковой части избирательного участка.
Нормативно не определены критерии, позволяющие отнести войсковые части к находящимся в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, и в этой связи, с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание специфику назначения войсковых частей, организацию специального пропускного режима, компактное расположение на охраняемой территории, особый порядок прохождения службы во время проведения Российской Федерацией специальной военной операции на Украине, объявленной Президентом РФ 24 февраля 2022 года, Избирательная комиссия Валуйского городского округа, учитывая срок предусмотренный пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, а также посчитав сложившуюся ситуацию исключительным случаем, обоснованно пришла к выводу о том, что создание на территории войсковой части 54046 избирательного участка за 36 дней до дня голосования, согласуется с требованиями избирательного законодательства.
Постановлением Валуйской избирательной комиссии Валуйского городского округа № 86/462-1 от 4 марта 2022 года «Об образовании избирательного участка № 838 на территории войсковой части № для подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному избирательному округу № 1» (далее – Постановление № 86/462-1), был образован избирательный участок на территории войсковой части №, расположенной на территории Валуйского городского округа, избирательный участок № 838 для подготовки и проведения дополнительных выборов депутата Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному избирательному округу № 1: Валуйский район, <адрес>, войсковая часть № (помещение учебного корпуса военного городка) для организации голосования избирателей в месте их временного пребывания. Образование избирательного участка было согласовано с Избирательной комиссией Белгородской области.
Кроме того, 4 марта 2022 года избирательной комиссией Валуйского городского округа было принято постановление № 86/464/1 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 838, образованного для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному избирательному округу №1», которым сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 838 и установлен срок её полномочий - до 25 апреля 2022 года.
Образование избирательного участка для организации голосования военнослужащих в месте их временного пребывания осуществляется исходя из необходимости создания максимальных удобств для них. Указанную цель преследовал командир войсковой части, отметив в своём обращении, что для проведения голосования будет выделено помещение для голосования с необходимым оборудованием и рабочими местами.
Суд также соглашается с доводами представителя административного ответчика, изложенными в возражении на иск в части того, что доводы ФИО2 о том, что на территории войсковой части создан избирательный участок в целях фальсификации выборов, основан на его предположениях и не может являться основанием для отмены постановления избирательной комиссии Валуйского городского округа № 86/462-1 от 4 марта 2022 года.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено, что на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.
Согласно пункту 5 статьи 30 указанного федерального закона доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, наблюдателям.
Письмом Избирательной комиссии Валуйского городского округа от 25.03.2022 года №01-24/63 ФИО2 разъяснено, что в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 19 мая 2017 года №033 «Об утверждении руководства по противодействию терроризму в Вооруженных силах РФ» и усилением режима антитеррористической защищенности военного городка №<адрес>, проход лиц, не являющихся сотрудниками Министерства обороны Российской Федерации на территорию военного городка возможен только при предварительном согласовании с органами Федеральной службы безопасности, после подачи заявки на имя командира войсковой части № по форме: №п/п, Ф.И.О., паспортные данные.
В судебном заседании ФИО2 пояснил, что направил указанную заявку 25.03.2022 года, однако по настоящее время ответ им не получен.
Таким образом, создание избирательного участка на территории войсковой части не влечёт за собой нарушения принципа гласности в работе избирательной комиссии при проведении выборов.
Довод ФИО2 о том, что Избирательной комиссией Валуйского городского округа 19 января 2022 года было принято постановление № 77/398-1 «О Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 10 апреля 2022 года», в то время как письмо командира войсковой части поступило в избирательную комиссию только 21 января 2022 года, суд находит не обоснованным. Действующее законодательство не содержит запрета избирательной комиссии на планирование своей деятельности по подготовке и проведению выборов, в том числе планирование мероприятий по созданию дополнительного избирательного участка.
В судебном заседании доказательств нарушения оспариваемым постановлением избирательных прав ФИО2, в связи с организацией дополнительного избирательного участка, заявителем суду не представлено.
Оценив все установленные обстоятельства, имеющие значение для дела, суд приходит к выводу, что избирательный участок № 838 создан в интересах соблюдения активного избирательного права граждан, на доступных для входа избирателей и наблюдателей местах. Образование данного избирательного участка для организации голосования избирателей в месте их временного пребывания, не повлияет на действительную волю избирателей при голосовании на дополнительных выборах депутата Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному избирательному округу № 1, и не нарушает прав и интересов заявителя.
Положения избирательного законодательства оставляют избирателю право выбора. Он может изъявить желание на основании собственного заявления быть включенным в список избирателей по месту временного пребывания, может не подавать такое заявление и голосовать по месту регистрации (жительства), может получить открепительное удостоверение и проголосовать на любом ближайшем участке, а может вообще не принимать участие в выборах.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку оснований для отмены постановления Валуйской избирательной комиссии Валуйского городского округа № 86/462-1 от 4 марта 2022 года «Об образовании избирательного участка № 838 на территории войсковой части № для подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному избирательному округу № 1» судом не установлено, суд отказывает ФИО2 в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к избирательной комиссии Валуйского городского округа о признании незаконным и отмене постановления Валуйской избирательной комиссии Валуйского городского округа № 86/462-1 от 4 марта 2022 года «Об образовании избирательного участка № 838 на территории войсковой части № для подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Валуйского городского округа первого созыва по Валуйскому одномандатному избирательному округу № 1», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Валуйский районный суд.
Судья:
Решение04.04.2022