Дело № 2а-459/2022
УИД 55RS0028-01-2022-000618-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Павлоградский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Кириленко Л.В.,
при секретаре Абелькеновой М.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Павлоградка Омской области 11 октября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Павлоградского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Южного сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Павлоградского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Южного сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области, в котором указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о противодействии коррупции установлено, что административным ответчиком за январь-август 2022 года антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не проводилась, в то же время за указанный период принято более 50 нормативных правовых актов. Со ссылкой на Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановление Правительства РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановление Администрации Южного сельского поселения от 06.07.2010 №, прокурор просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации поселения, принятых в период с 01.01.2022 по 31.08.2022, обязать Администрацию Южного сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Администрации поселения, принятых с 01.01.2022 по 31.08.2022.
Представитель административного истца старший помощник прокурора Павлоградского района Шестакова А.О. в судебном заседании административный иск поддержала.
Администрация Южного сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, представитель в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, против иска не возражал.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Согласно ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. (ч.3).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. (ч.4).
В силу ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется в т.ч. путем применения такой меры, как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Статьей 2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Согласно ст.3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ, выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96 утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая применяется для обеспечения проведения органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Постановлением Администрации Южного сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области от 06.07.2010 № утверждено Положение об экспертизе нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность и методика такой проверки. Данными правовыми актами предусмотрена процедура проведения экспертизы муниципальных правовых актов Администрации поселения, в соответствии с которой ответственным за данное направление работы муниципальным служащим по результатам экспертизы составляется мотивированное заключение.
Из ответа административного ответчика на запрос прокурора следует, что в 2022 г. Администрацией поселения принято 53 нормативных правовых акта, согласно объяснению главы поселения, экспертиза принятых муниципальных правовых актов в период с 01.01.2022 по 31.08.2022 не проводилось, мотивированные заключения не составлялись.
При указанных обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Павлоградского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Южного сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации Южного сельского поселения, принятых в период с 01.01.2022 по 31.08.2022.
Обязать Администрацию Южного сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области в течение месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Администрации Южного сельского поселения, принятых с 01.01.2022 по 31.08.2022.
Обязать Администрацию Южного сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области в течение десяти дней со дня исполнения решения суда сообщить об исполнении данного решения в Павлоградский районный суд и прокурору Павлоградского района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Павлоградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В.Кириленко