ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-459/2022 от 20.06.2022 Оленегорского городского суда (Мурманская область)

Дело № 2а-459/2022 Решение в окончательной форме изготовлено 20.06.2022

УИД 51RS0011-01-2022-000642-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2022 г.

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Бахаревой И.В.,

при секретаре Востриковой С.В.,

с участием представителя административного истца Шаронова В.Ю.,

представителя административного ответчика Кузнецовой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Третяка Степана Степановича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области о признании налоговой задолженности отсутствующей,

установил:

Третяк С.С. обратился в суд с административным иском к МИ ФНС № 5 по Мурманской области о признании налоговой задолженности отсутствующей.

В обоснование заявленных требований указал, что с 29 декабря 2015 года является собственником автомобиля <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска с мощностью двигателя 271,9 л.с.

03 июля 2018 года в связи с ветхостью автомобиль был утилизирован ООО «Спецметресурсы», о чем выдано свидетельство. 18 ноября 2021 года он обратился в ГИБДД с заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета, в чем ему было отказано в связи с наложенными на автомобиль ограничениями. 25 ноября 2021 судебным приставом было вынесено постановление об отмене запрета на совершение регистрационных действий. Обращает внимание, что после сдачи в утилизацию транспортного средства он перестал быть владельцем. Следовательно, не являлся налогоплательщиком транспортного налога. Просит признать отсутствующими обязательства по уплате транспортного налога на автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска за период с 2018 по 2022 транспортный налог.

В судебное заседание административный истец не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Шаронов В.Ю. поддержал заявленные требования в полном объеме, дополнив, что в налоговый орган Третяк С.С. с заявлением об уничтожении автомобиля не обращался, связывает начисление транспортного налога с наличием регистрации автомобиля в органах ГИБДД.

Представитель административного ответчика МИ ФНС № 5 по Мурманской области Кузнецова Ю.П. представила письменные возражения, поддержала их в судебном заседании, указала, что по общему правилу, если транспортное средство не снято с регистрационного учета и не относится к видам транспортных средств, не признаваемых объектом налогообложения, физическое лицо обязано исчислять и уплачивать транспортный налог. Согласно сведений, представленных ГИБДД, автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, регистрационный номер <данные изъяты> состоит на учете с 29.12.2015 по настоящее время, задолженности по уплате транспортного налога у административного истца не имеется. С заявлением о гибели или уничтожения объекта налогообложения по транспортному налогу в силу п. 3.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ Третьяк С.С. в налоговый орган не обращался. Просит в иске отказать.

Заинтересованное лицо МИ ФНС № 9 по Мурманской области, ОСП г. Оленегорска, УФССП по Мурманской области, Шукюров М.А. в судебное заседание не явились, мнение по иску не представили.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации возникновение объекта налогообложения связано с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2015-О Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации на органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Из приведенных выше норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы.

Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом, представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.

Ответом Врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Оленегорский», представленным на запрос суда, подтверждается, что по состоянию с 29 декабря 2015 по настоящее время автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, регистрационный номер <данные изъяты> зарегистрирован за владельцем Третяком Степаном Степановичем.

Согласно свидетельства об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства от 03 июля 2018 года, выданным ООО Спецметресурсы» автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, регистрационный номер <данные изъяты>, утилизирован.

Согласно пункту 3.1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиками - физическими лицами через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

В уведомлении о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого исчисление налога прекращается. В сообщении об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания отказа в прекращении исчисления налога и объекты налогообложения.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Как установлено в судебном заседании Третяк С.С. с подобным заявлением о гибели или уничтожении объекта налогообложения в налоговый орган не обращался, доказательств уничтожения принадлежащего административному истцу транспортного средства или снятия его с регистрационного учета налоговому органу не представлялось.

На день рассмотрения настоящего дела задолженность по уплате транспортного налога у Третяка С.С. отсутствует.

Учитывая, что Третяк С.С. в налоговый орган с заявлением об уничтожении принадлежащего ему автомобиля не обращался, налоговый орган об уничтожении автомобиля в известность не ставил, у налогового органа не было оснований не начислять транспортный налог на указанный автомобиль, начиная с 2018 года пот настоящее время.

При этом, Третяк С.С. не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган для разрешения указанного вопроса. Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом выбран неверный способ защиты права, поскольку для защиты нарушенного права он должен обратиться в МИ ФНС № 5 по Мурманской области с соответствующим заявлением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Третяка Степана Степановича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области о признании налоговой задолженности отсутствующей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд, через Оленегорский городской суд в течение месяца со дня вынесения.