Дело № 2а-45/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Колышлей 22 февраля 2019 года
Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Прошкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Колышлей Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области, возложении обязанности совершить определенные действияти сайте в сети «Интернет,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с данным заявлением, указав, что в порядке осуществления надзора за исполнением федерального законодательства проведена проверка исполнения администрацией Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов. В соответствии со ст. 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 г. № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 71, 72, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 331, 332 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, за органами местного самоуправления сельских поселений района закреплены полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В соответствии с п. 7 Раздела IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Приказа Минтранса России от 16.11.2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят, в том числе распределение противогололедных материалов, борьба с наледями на автомобильных дорогах. В соответствии с разделом 8 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» ( далее ГОСТ Р 50597-2017) установлены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в зимний период. В силу п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.:
Вид снежно-ледяных образований | Категория дороги | Группа улиц | Срок устранения <*>, ч, не более |
Рыхлый или талый снег | IА, IБ | А, В | |
IВ, II | В, Г | ||
III - IV | Д, Е | ||
V | - | ||
Зимняя скользкость | IА, IБ, IВ | А - В | |
II, III | Г, Д | ||
IV | Е | ||
V | - | ||
<*> Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог [4].Примечание - В скобках указаны сроки устранения для дорог и улиц городов и сельских поселений. |
В силу пунктов 1.1, 1.2 и 4.4.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах (Отраслевой дорожный методический документ), утвержденного распоряжением Минтранса России от 16 июня 2003 года № ОС-548-р настоящее Руководство устанавливает основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период. Работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-2017, и соответствовать заданному уровню содержания. Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия: профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием; повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок. Для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия: профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката; ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ; обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами. Вместе с тем, по результатам проверки установлено, что по состоянию на 06.02.2019 г. на территории д. Названовка Колышлейского района Пензенской области автодорога на улице Восточной, в нарушение указанных выше норм действующего законодательства, имеет зимнюю скользкость в виде снежного ледяного поката, образовавшуюся в результате осуществления мероприятий по предупреждению образования или ликвидации зимней скользкости ненадлежащим образом, автодороги не посыпаются противогололедными материалами. Выявленные по результатам проверки нарушения влекут негативные последствия в виде нарушения прав граждан по обеспечению безопасности дорожного движения. Нарушения допущены в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области. Ссылаясь на ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор Колышлейского района Пензенской области просит признать незаконным бездействие администрации Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения и приведению состояния проезжей части на улице Восточной в д. Названовка Колышлейского района в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; возложить на администрацию Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области обязанность по устранению выявленных недостатков в содержании дорог, а именно распределить противогололедные материалы на улице Восточной в д. Названовка Колышлейского района Пензенской области.
Данное административное исковое заявление рассмотрено судом по правилам ч. 2 ст. 291 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства без вызова сторон и проведения устного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, учитывая мнение административного ответчика, отраженное в заявлении, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии со ст. 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 г. № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 71, 72, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 331, 332 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с п. 7 Раздела IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Приказ Минтранса России от 16.11.2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, распределение противогололедных материалов, борьба с наледями на автомобильных дорогах.
В соответствии с разделом 8 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ Р 50597-2017) установлены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в зимний период.
В силу п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.:
Вид снежно-ледяных образований | Категория дороги | Группа улиц | Срок устранения <*>, ч, не более |
Рыхлый или талый снег | IА, IБ | А, В | |
IВ, II | В, Г | ||
III - IV | Д, Е | ||
V | - | ||
Зимняя скользкость | IА, IБ, IВ | А - В | |
II, III | Г, Д | ||
IV | Е | ||
V | - | ||
<*> Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог [4].Примечание - В скобках указаны сроки устранения для дорог и улицц городов и сельских поселений. |
В силу пунктов 1.1, 1.2 и 4.4.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах (Отраслевой дорожный методический документ), утвержденного распоряжением Минтранса России от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р настоящее Руководство устанавливает основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период. Работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-2017, и соответствовать заданному уровню содержания.
Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия:
- профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием; повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок. Для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия: профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката; ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ; обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области, к вопросам местного значения к вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В состав территории Названовского сельсовета входит д. Названовка (ч. 3 ст. 2 Устава).
Таким образом, обязанность по соблюдению требований вышеуказанного законодательства входит в компетенцию администрации Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области.
Установлено, что по состоянию на 06.02.2019 г. на территории д. Названовка Колышлейского района Пензенской области автодорога на улице Восточная, в нарушение указанных выше норм действующего законодательства, имеет зимнюю скользкость в виде снежного ледяного поката, образовавшаяся в результате осуществления мероприятий по предупреждению образования или ликвидации зимней скользкости ненадлежащим образом, автодороги не посыпаются противогололедными материалами. Выявленные по результатам проверки нарушения влекут негативные последствия в виде нарушения прав граждан по обеспечению безопасности дорожного движение. Нарушения допущены в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области, что подтверждается актом прокурорской проверки от 06.02.2019 г., актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 06.02.2019 г. и фототаблицей к нему(л.д. 8-11, 12-13).
При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора Колышлейского района Пензенской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд считает целесообразным установить срок для исполнения данного решения, обязывающего административного ответчика устранить вышеуказанные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в количестве 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу, и указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении данного решения в суд и административному истцу – прокурору Колышлейского района в течение 1 месяца с момента его исполнения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов не определенного круга лиц к администрации Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения и приведению состояния проезжей части на улице Восточной в д. Названовка Колышлейского района Пензенской области в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Обязать администрацию Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области распределить противогололедные материалы на улице Восточной в д. Названовка Колышлейского района Пензенской области, в течение 10 (десяти) суток с момента вступления настоящего решения в законную силу, о чем сообщить в Колышлейский районный суд Пензенской области и прокурору Колышлейского района Пензенской области в течение 1 (одного) месяца с момента исполнения решения суда.
Администрации Названовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании - в Информационном вестнике администрации Колышлейского района Пензенской области в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии.
Судья