ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-45/2017 от 22.02.2017 Зольского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.п. Залукокоаже 22 февраля 2017 года

Зольский районный суд КБР в составе председательствующего судьи Махова Р.Ш.,

при секретаре Кардановой С.А.,

с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КБР - Кардановой Л.А., согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ООО <данные изъяты><адрес> КБР - Умарова А.В., согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике к ООО <данные изъяты> о защите интересов неопределенного круга потребителей, признании противоправными действия ответчика, обязании приостановить выработку и поставку некачественной продукции,

возражение представителя административного ответчика ООО <данные изъяты><адрес> КБР на административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике об отказе в административном иске,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике обратилась в суд с административным иском к ООО <данные изъяты>» о защите интересов неопределенного круга потребителей, признании противоправными действия ответчика, обязании приостановить выработку и поставку некачественной продукции.

Заявленные требования мотивированы тем, что территориальный отдел Управления Роспот­ребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике в <адрес> провел анализ материалов, поступивших в Управление Роспотребнадзора по КБР от ДД.ММ.ГГГГ с Управления Феде­ральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополу­чия человека по <адрес> в отношении ООО <данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> В результате проведенного анализа установлено, что Управлением Роспотребнадзора по <адрес> при осуществ­лении внеплановых контрольно - надзорных мероприятий на оптовом складе ООО <данные изъяты>» (<адрес>), были отобраны образцы находящегося в продаже сливочного крестьянского масла (сладко-сливочное несоленое «Молочная лавка» м.д. жира 72,5% высший сорт в потребительской упаковке (кашированная фольга) 200гр. ГОСТ 32261-2013, изготовитель: ООО <данные изъяты>» по адресу <адрес>., дата выработки: ДД.ММ.ГГГГ., размер партии:1020 шт.) для проведения исследований экспертной организацией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>». В результате проведенных исследований, выявлен факт несоответствия исследо­ванной пробы сливочного крестьянского масла требованиям техническо­го регламентаТаможенного союза: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продук­ции», ГОСТ 32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия», МУ 4.1./4.2.2484-09 «Методические указания по оценке подлинности и выявле­нию фальсификации молочной продукции» по жирно-кислотному составу молочного жира, соотношению м.д. метиловых эфиров жирных кислот, что подтверждается экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ. к протоко­лу лабораторных исследований АИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиоло­гии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. .

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» ст.7 установлено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья по­требителя, окружающей среды, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товара в течение установленного срока годности товара. С 1 мая 2014 года на территории Российской Федерации действует тех­нический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), устанавливающий обязательные для примене­ния и исполнения на таможенной территории Таможенного союза, членом которого является Российская Федерация, требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной террито­рии Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке моло­ка и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения. Технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции отно­сительно их назначения и безопасности.

Согласно статьи 7, 30 ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молоч­ной продукции" молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынки государств - членов Таможенного союза при их соответствии требова­ниям настоящего технического регламента, а также требованиям других тех­нических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распро­страняется; молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна.

ТО Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике в <адрес> на основании указанных выше материалов, поступивших из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потреби­телей и благополучия человека по <адрес> было возбуждено де­ло об административном правонарушении, в результате вынесено постановление <данные изъяты> в отношении юри­дического лица ООО «<данные изъяты>

На основании изложенных обстоятельств, с целью защиты прав неопределенного кру­га потребителей на приобретение молочной продукции, соответствующей ус­тановленным требованиям, Территориаль­ный отдел Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Респуб­лике в <адрес> просит: признать противоправными в отношении неопределенного круга по­требителей действия ООО <данные изъяты>» по допущению вы­пуска в оборот молочной продукции, не соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013); обязать ООО «<данные изъяты>» приостановить выработку и незаконные поставки некачественной молочной продукции а именно, масла крестьянского несоленого «Молочная лавка». в/с72,5% до разработки программ мероприятий по предотвращению выявленных нарушений и обеспечения выработки указанной продукции в соответствии с обязательными требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продук­ции», ГОСТ 32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия», МУ 4.1./4.2.2484-09 «Методические указания по оценке подлинности и вы­явлению фальсификации молочной продукции».

В возражении на указанное административное исковое заявление, ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивировав тем, что ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предоставляет субъектам предпринимательской деятельности определенный набор в и гарантий при осуществлении надзора и контроля проверяющими органами, в частности, проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа, вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Законом, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а также иные права. Несоблюдение указанных норм приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо. Как усматривается из материалов дела, Общество не было поставлено в известность о проведении проверки Управлением Роспротребнадзора по <адрес>. Информация о выявленных нарушениях прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля, Обществу не сообщалась, проверка проведена в одностороннем порядке.

Согласно заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», представленная на экспертизу проба масла, не соответствует обязательным требованиям технического регламента таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ГОСТ 32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия» МУ 4.1ю/4.2.2484-09 «Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции» по жирно-кислотному составу». Данное заключение не может являться допустимым доказательством, поскольку эксперт не предупреждался об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ что вызывает сомнения в объективности и достоверности данных актов.

Кроме того, в соответствии со ст. 9 Закона о судебно-экспертной деятельности, выводы эксперта должны содержать сведения в области специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла, а сама процедура экспертного исследования должна быть проведена в соответствии с требованиями закона. Предоставленное истцом экспертное заключение, содержащее выводы о наличии в действиях ответчика нарушений закона, не может являться допустимым и относимым доказательством, поскольку экспертом даны ответы на вопросы, не требующие специальных познаний в областях науки, техники, искусства или ремесла, а лишь указывают на не соответствие товаров нормам ГОСТа, что является выводами по вопросам права, которые согласно п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 24.06.2008г. №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» относится к исключительной компетенции суда. Следовательно, названное экспертное заключение таковым, по сути, не является.

Согласно абз. 1 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. Таким образом, данная норма права уже не предусматривает такого самостоятельного способа защиты нарушенного права потребителей, как «приостановление выработки и незаконных поставок некачественной молочной продукции», что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца.

Согласно положениям Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с абз. 9 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей, вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Из материалов дела следует, что истец обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, ссылаясь на Закон РФ «О защите прав потребителей», однако истец, в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, не представил доказательств, свидетельствующих о наличии обращений потребителей, позволяющих истцу проводить проверку составлять какие-либо материалы общественного контроля.

Представитель административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КБР - Карданова Л.А в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, и просила их удовлетворить. При этом пояснила, что согласно закона о техническом регулировании изготовитель обязан на основании ст.38 выйти в Управление Роспорребнадзора по <адрес> с предложением по проверке информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов. Это мероприятие проводится в течение 10 дней, с момента получения информации о несоответствии продукции, но этот срок может быть продлен, в случае необходимости по каким либо исследованиям, или мероприятиям, чего не было сделано. В этот указанный срок ООО <данные изъяты>» не обратилось в федеральную службу Роспортебнадзора по <адрес> с этим вопросом, что отражается в возражении. Согласно ФЗ № 29 от 02.01.2000 года в дополнение п. 2 ст. 13 ФЗ «О качестве безопасности пищевых продуктов» действует с первого января 2016 года при организации проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. Федеральная служба в сфере защиты прав потребителя при проведении плановых внеплановых проверок, правовым основанием является закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и обязательно закон «О защите прав потребителей», поэтому если бы это была жалоба, или обращения, в зависимости от содержания было бы возбуждено административное расследование в отношение изготовителя поставщика, или если там были угроза вред жизни и здоровью потребителя то, тогда уже по согласованию с прокуратурой, то производилась бы выездная внеплановая проверка. Но поскольку это уже по результатам лабораторных исследований, то ограничились тем, что вынесли протокол об административном правонарушении. Основанием для выхода на проверку послужило распоряжение федеральной службы Роспотребнадзора по <адрес>, где четко прописано на основании каких указаний, прилагается протокол выемки, протокол отбора проб в присутствии ответственных лиц, товарно - транспортная накладная, по которой ООО <данные изъяты>» закупила партию продукций масло ООО <данные изъяты>». Продукция, не соответствующая требованиям технического регламента и или иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее не распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля государства - члена Таможенного Союза. Ст.3 ч.2 ФЗ «О качестве безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 года № 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющий государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий, а также не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Ст. 17 этого же закона, изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий обязан немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких пищевых продуктов, материалов и изделий. В случае, если устранить такие причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, организовать в установленном порядке проведение их экспертизы, утилизацию или уничтожение.

Представитель административного ответчика ООО «<данные изъяты>» <адрес> КБР Умаров А.В., в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в возражении на административное исковое заявление, и просил отказать в их удовлетворении.

Изучив материалы настоящего дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В силу п.1 ст.7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Согласно п.п.1,2 ст.15 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Как следует из представленных материалов, производимое ООО «<данные изъяты>» масло сливочное крестьянское сладко-сливочное несоленое «Молочная лавка» не соответствует обязательным требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ГОСТ 32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия», МУ 4.1./4.2.2484-09 «Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции» по жирно-кислотному составу.

Так, согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», аккредитованному в соответствие с аттестатом от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведенной экспертизы пробы масла сливочного крестьянского сладко-сливочного несоленого «Молочная лавка» м.д. жира 72,5% высшего сорта, выработанного по ГОСТ 32261-2013 установлен, что указанный продукт не соответствует обязательным требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ГОСТ 32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия», МУ 4.1./4.2.2484-09 «Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции» по жирно-кислотному составу.

Перед проведением экспертизы, были проведены лабораторные испытания на соответствие указанной продукции требованиям ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ГОСТ 32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия», МУ 4.1./4.2.2484-09 «Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции», что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», имеющим лицензию «На осуществление медицинской деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ., аттестат аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные недостатки были выявлены в результате проведения на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., внеплановой выездной проверки в ООО <данные изъяты>», где хранилась, реализовалась указанная продукция.

По результатам проведенной проверки, были отобраны образцы для исследования, что подтверждается протоколом отбора проб и образцов продукции от ДД.ММ.ГГГГ. Вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ. о приостановлении реализации вышеуказанной продукции.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что, указанные исследования проведены в соответствие с "МУ 4.1/4.2.2484-09. 4.1/4.2. Методы контроля. Химические и микробиологические факторы. Оценка подлинности и выявление фальсификации молочной продукции. Методические указания" (утвержден Роспотребнадзором 11.02.2009г.), аккредитованным в установленном порядке лаборатории.

Указанными обстоятельствами, также установлен факт несоответствия производимой ответчиком указанной продукции требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013, ГОСТ 32261-2013, МУ 4.1./4.2.2484-09.

В соответствие с п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.5 ст.7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Также, согласно п.6 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.

Исходя из изложенных обстоятельств, административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 222, 175, 176, 177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать противоправными в отношении неопределенного круга по­требителей действия ООО <данные изъяты>» по допущению вы­пуска в оборот молочной продукции, не соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013).

Обязать ООО <данные изъяты>» приостановить выработку и незаконные поставки некачественной молочной продукции а именно, масла крестьянского несоленого «Молочная лавка». в/с72,5% до разработки программ мероприятий по предотвращению выявленных нарушений и обеспечения выработки указанной продукции в соответствии с обязательными требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продук­ции», ГОСТ 32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия», МУ 4.1./4.2.2484-09 «Методические указания по оценке подлинности и вы­явлению фальсификации молочной продукции».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Зольский районный суд КБР в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2017 года.

Судья Зольского

районного суда КБР Р.Ш. Махов

согласовано