Дело №2а-45/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2018 года с. Крутиха
Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Пряженниковой Н.А.,
при секретаре Орловой Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Словетской Е.А. к администрации Крутихинского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии незаконным,
установил:
Словетская Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Крутихинского района Алтайского края об отмене решения комиссии по учету очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Мотивировав требования тем, что решением комиссии по учету очередности граждан района, нуждающихся в улучшении жилищных условий с участием средств бюджетов всех уровней администрации Крутихинского района от 13 марта 2018 года № 2, принятым по протесту прокурора решение жилищной комиссии от 02 октября 2017 года № 6 было отменено. Этим же решением административный истец была исключена из сводного списка молодых семей участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», из категории «молодые семьи и молодые специалисты» с включением в категорию «граждане» с 15.09.2016 указанной Программы.
С указанным решением жилищной комиссии истец не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее жилищные права по следующим основаниям: решение противоречит подпункту «а» пункта 32 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 1 к правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы») подпункт а пункта 6.1. Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам (постановление Алтайского края от 28.05.2015 № 200), поскольку административным истцом предоставлен документ, подтверждающий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в агропромышленном секторе, в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства и другие необходимые документы, дающие основание для участия в ФЦП согласно раздела «молодые семьи и молодые специалисты».
Словетская Е.А. считает, что указание в протоколе заседания комиссии и в обосновании решения жилищной комиссии о том, что ее деятельность в качестве главы КФХ не является для нее основной, не обосновано. Тот факт, что основным местом работы по трудовому договору является работа в должности специалиста в комитете по образованию Крутихинского района, не опровергает того, что основной деятельностью для истца на момент подачи документов о регистрации в качестве ИП – главы КФХ и на момент вынесения решения жилищной комиссии от 02.10.2017 № 6 и в настоящее время является деятельность в агропромышленном комплексе в качестве главы КФХ, так как она находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (отпуск с 05.09.2016 по 27.06.2019). Запрета для нее заниматься предпринимательской деятельностью законом не предусмотрено, поскольку она не является муниципальной служащей.
Таким образом, по мнению истца, она имеет право состоять в сводном списке молодых семей участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в категории «молодые семьи и молодые специалисты» на основании подпункта «а» пункта 32 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам подпункт «а» пункта 6.1. Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам (Постановление Алтайского края от 28.05.2015 № 200).
Полагает, что оспариваемое решение жилищной комиссии противоречит вышеуказанным нормативным актам и нарушает ее права на улучшение жилищных условий в соответствии с очередностью с учетом категории «молодые специалисты и молодые семьи».
Истец просит приостановить распределение денежных средств гражданам, состоящим в списке участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в администрации Крутихинского района до вступления в силу решения по данному делу. Признать незаконным решение комиссии по учету очередности граждан района, нуждающихся в улучшении жилищных условий с участием средств бюджетов всех уровней администрации Крутихинского района от 13 марта 2018 года № 2. Обязать административного ответчика восстановить истца в сводном списке молодых семей участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в категории «молодые семьи и молодые специалисты».
В судебном заседании истец Словетская Е.А. на исковых требованиях настаивала по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Крутихинского района Алтайского края Кандилян Л.Ю. просила в удовлетворении требований истца отказать по основаниям, представленным в письменном отзыве, полагая, что регистрация истца в качестве главы КФХ при наличии основного места работы в комитете по образованию администрации района не может являться основанием для получения социальной выплаты в рамках ФЦП.
Третье лицо – Министерство сельского хозяйства Алтайского края (Минсельхоз Алтайского края) будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суд представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В представленном письменном отзыве просили в удовлетворении требований истца отказать.
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что она работает <данные изъяты>. Словетская Е.А. действительно была исключена из категории «молодая семья и молодой специалист» федеральной целевой программы решением жилищной комиссии № 2 от 13.03.2018 в связи с нарушением порядка включения ее в данную категорию, поскольку истец имеет основное место работы – это Комитет администрации Крутихинского района по образованию, а ее регистрация в качестве главы КФХ не является основным видом ее трудовой деятельности, в связи с чем она была исключена из списка «молодых семей и молодой специалист» и вновь включена в список категории «граждане».
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
С учетом данного разъяснения и исходя из характера правоотношений, из которых вытекают предъявленные в суд требования Словетской Е.А. они подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Судом установлено, что Словетская Е.А. постановлением администрации Крутихинского района Алтайского края от 12.09.2016 № 240 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список претендентов на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года) (далее-ФЦП) по Крутихинскому району в категорию граждане (осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности (прочие сферы деятельности)).
В 2016-2017 в рамках реализации ФЦП Крутихинскому району выделялись средства только на улучшение жилищных условий молодым семьям и молодым специалистам, работающим по трудовым договорам (осуществляющим индивидуальное предпринимательство) в агропромышленном комплексе.
28.09.2017 Словетской Е.А. в администрацию Крутихинского района Алтайского края подано заявление об исключении ее из списка из категории граждане и включении ее в сводный список молодых семей участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» в категорию молодая семья и молодой специалист. С заявлением Словетской Е.А. представлен лист записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о создании ею крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в налоговом органе, она поставлена на налоговый учет в качестве главы КФХ.
Установлено, что Словетская Е.А. работает по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего специалиста-экономистом комитета по образованию <адрес>.
02.10.2017 на основании заявления Словетской Е.А. комиссией администрации района по учету очередности граждан района, нуждающихся в улучшении жилищных условий с участием бюджетов всех уровней, рассмотрев заявление истца от 28.09.2017, изъявившей желание участвовать в реализации ФЦП, как молодой специалист, 02.10.2017 принято решение № 6 об исключении истца из сводного списка из категории «граждане» и включении ее в сводный список «молодых семей» участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года» в категорию «молодая семья и молодой специалист».
13.03.2018 на основании представления протеста прокурора Крутихинского района Алтайского края решением комиссии по учету очередности граждан района, нуждающихся в улучшении жилищных условий с участием средств бюджетов всех уровне Словетская Е.А. исключена из сводного списка «молодых семей и молодых специалистов» участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года», так как был нарушен порядок предоставления социальных выплат, а именно п. п. «б» п. 6.1 Порядка, которым установлено, что право на получение социальной выплаты имеют молодые специалисты при соблюдении, в том числе условия- работа по трудовому договору или осуществление предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией.
Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2017 № 598, действовавшей до 01.01.2018 (действие ФЦП досрочно прекращено с 01.01.2018 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2017 № 1243. Реализация данной программы будет осуществляться в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 года) закреплен Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам. Приложением № 1 к данной программе является Типовое положение, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в т.ч. молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В соответствии с п.п. а пункта 32 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 38 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
постоянное проживание (регистрация по месту жительства) в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.
В соответствии с п.п. б пункта 32 Типового положения право на получение социальных выплат имеют: молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.
Таким образом, исходя из п.п. а п. 32 Типового положения следует, что право на получение социальной выплаты имеют молодые семьи при соблюдении условия - работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности и в соответствии с п.п. б п. 32 одним из условий на получение социальной выплаты имеет молодой специалист при условии - работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией.
Установлено, что Словетская Е.А. на основании приказа № принята на работу в Комитет <адрес> по образованию ведущим специалистом. С истцом заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому основным местом работы является Комитет администрации <адрес>, договор с истцом заключен на неопределенный срок.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Словетская Е.А. переведена на должность главного специалиста – экономист, с ней заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ истец находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а с ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 летнего возраста (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно).
Словетская Е.А. в 2016,2017,2018 годах получала доход в комитете по образованию <адрес>, что подтверждается справками о заработной плате и других доходах за 2016,2017,2018 годы.
Согласно трудовой книжки <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ Словетская Е.А. продолжает работать по настоящее время в должности главного экономиста Комитета <адрес> по образованию.
На основании ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Пункт б ст. Постановления Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 01.03.2018) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" содержит понятие социальной сферы – это организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности для сельскохозяйственных животных, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Комитет администрации Крутихинского района Алтайского края по образованию не является поставщиком социальных услуг и не производит социальное обслуживание граждан муниципального образования, в соответствии с перечнем услуг, установленных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг». Таким образом, деятельность комитета по образованию администрации Крутихинского района относится к прочим сферам трудовой деятельности.
Истец считает, что основным видом ее трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ является крестьянское (фермерское) хозяйство.
Согласно листу записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Словетская Е.А. зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей, а также и дополнительные виды деятельности.
В подтверждение того, что занятие крестьянским (фермерским) хозяйством является для нее основным видом деятельности истец предоставила: сертификаты об обучении основам предпринимательской деятельности; книгу учета доходов и расходов за 2017 год; договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между истцом и ФИО5, согласно которого истец арендовала долю земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенную в <адрес> на срок по ДД.ММ.ГГГГ; справки о состоянии расчетов по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам; налоговую декларацию; расчет по страховым взносам; формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2017, согласно которого крестьянское (фермерское) хозяйство состоит из 1 человека - главы КФХ Словетской Е.А.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений в совокупности с условиями предоставления социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы по категории молодая семья и молодой специалист, суд приходит к выводу, что одним из условий ФЦП в категории» молодая семья и молодой специалист» является условие о работе, которое содержит в себе одно из требований: либо работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, но не содержит основания для предоставления социальной выплаты в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» при осуществлении лицом одновременно двух видов деятельности - работа по трудовому договору и осуществление лицом индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Таким образом, исходя из анализа всех в совокупности представленных доказательств, суд полагает, что наличие одновременно у истца работы по трудовому договору в сельской местности (основное место работы комитет администрации Крутихинского района по образованию) и наличие статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства (с 14.09.2017) не может являться основанием для получения истцом социальной выплаты в рамках ФЦП по категории «молодая семья и молодой специалист» (работающие по трудовому договору (осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе, постоянно проживающие в сельской местности и изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений).
На основании вышеизложенного, оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии по учету очередности граждан района, нуждающихся в улучшении жилищных условий с участием бюджетов всех уровней администрации Крутихинского района Алтайского края от 13.03.2018 № 2 у суда не имеется.
Учитывая, что основные требования истца не подлежат удовлетворению, соответственно, требования истца о приостановлении денежных средств гражданам, состоящим в списке участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» и об обязании восстановить в списке молодых семей участников ФЦП в категории «молодые семьи и молодые специалисты», как производные от основного требования, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Словетской Е.А. к администрации Крутихинского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии № 2 от 13.03.2018 незаконным, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Крутихинский районный суд Алтайского края в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2017 года.
Судья Н.А. Пряженникова