ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-45/2018 от 10.05.2018 Рязанского гарнизонного военного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рязанский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Рязанского гарнизонного военного суда Буторина Е.И., при секретаре Савенковой Т.А., с участием административного истца Долбилина И.А., представителя административного ответчика Мединой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гарнизона административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего 22222в/звание Долбилина И.А. об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту - начальник отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ), связанных с отказом административному истцу во включении в список военнослужащих, нуждающихся в получении служебного жилого помещения,

установил:

Долбилин, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и зарегистрированный по месту пребывания при 22222, 27 декабря 2017 года обратился в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ с заявлением о предоставлении ему служебного жилого помещения по месту прохождения службы.

Уведомлением начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ № от 17 января 2018 года Долбилину было отказано во включении в список на предоставление служебного жилого помещения, поскольку им не была представлена справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) за период прохождения военной службы в войсковой части 11111 (<адрес>).

Полагая свои права нарушенными, поскольку согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление ему служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, Долбилин обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом последующих уточнений, просил:

- признать решение начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ № от 17 января 2018 года об отказе во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений незаконным;

- обязать начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в получении служебного жилого помещения.

Руководитель Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыл, просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие.

Административный истец Долбилин, представитель начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ Медина, каждый в отдельности, не возражали против рассмотрения административного искового заявления в отсутствие неявившегося должностного лица.

Административный истец Долбилин заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ по доверенности Медина в судебном заседании заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.

В судебном заседании административный истец Долбилин заявил устное ходатайство о восстановлении срока на обращение с административным исковым заявлением в суд об обжаловании решения должностного лица от 17 января 2018 года № и пояснил, что указанное решение он получил только 27 марта 2018 года.

Представитель должностного лица Медина не возражала против восстановления Долбилину срока на обращение с административным исковым заявлением в суд и пояснила, что Долбилин действительно получил уведомление от 17 января 2018 года № только 27 марта 2018 года.

Согласно пункту 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ.

Частью 1 ст. 95 КАС РФ также предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Судом достоверно установлено из пояснений административного истца, представителя должностного лица, исследованных материалов дела, что оспариваемое решение должностного лица от 17 января 2018 года № получено Долбилиным 27 марта 2018 года и с административным исковым заявлением он обратился в суд 25 апреля 2018 года.

В связи с изложенным, суд признает причины пропуска административным истцом срока на обращение с указанным выше требованием уважительными, в связи с чем, считает необходимым названный срок восстановить.

Заслушав стороны и исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу 2 пункта 1статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм государство гарантирует военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, предоставление жилых помещений, что в свою очередь предполагает принятие их на жилищный учет.

Как усматривается из пункта 1 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее - Инструкция) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Пункт 2 указанной выше Инструкции предусматривает, что для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому, в том числе, прикладывается справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).

Из уведомления начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ № от 17 января 2018 года усматривается, что Долбилину отказано во включении в список на предоставление служебного жилого помещения. Основанием для принятия данного решения явилось то, что в представленных документах отсутствует справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) за период прохождения военной службы в войсковой части 11111 (<адрес>).

Представитель административного ответчика Медина пояснила в суде, что единственным основанием для отказа во включении Долбилина в список на предоставление служебных жилых помещений явилось то, что им не была представлена указанная выше справка.

Таким образом, при принятии оспоренного решения должностным лицом не было учтено, что справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) не является исключительно единственным документом, подтверждающим право военнослужащего состоять на соответствующем учете, а при решении вопроса о принятии военнослужащего на жилищный учет содержание данного документа подлежит оценке уполномоченным органом наряду с другими сведениями.

Следовательно, военнослужащему не может быть отказано в признании его нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы, если указанная справка отсутствует или объективно не может быть представлена военнослужащим по независящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В силу части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным этим же Кодексом основанием гражданам, необеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Таким образом, в силу действующего законодательства условием предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, имеющим право на их получение, является то, что у них в собственности, пользовании и владении отсутствуют жилые помещения по месту службы или в других близлежащих населенных пунктах к месту службы.

В соответствии с выпиской из послужного списка от 1 декабря 2017 года Долбилин проходил военную службу:

- с 1 августа 2002 года по 22 июня 2007 года в качестве в/звание в <адрес> филиале Военно-инженерного университета;

- с 22 июня 2007 года по 27 сентября 2011 года в войсковой части 11111, (<адрес>);

- 13 октября 2015 года – принят на военную службу по контракту из запаса в 22222.

Согласно ответу из ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от 22 марта 2017 года, ответам из отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от 29 июля 2016 года, № от 30 марта 2017 года справки о необеспеченности с предыдущих мест службы военнослужащего Долбилина находятся в архиве ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ, а за период прохождения службы в <адрес> Долбилин был обеспечен служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, в последующем приватизировал данную квартиру.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект от 8 мая 2018 года подтверждается, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> с 2009 года принадлежала Российской Федерации и находилась в оперативном управлении ФГУ «<данные изъяты> МО РФ, с октября 2011 года принадлежала на праве общей долевой собственности по 1/3 доле в праве каждому - <данные изъяты>., <данные изъяты>, <данные изъяты>, в декабре 2011 года указанная квартира отчуждена третьим лицам.

Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Согласно выписке из приказа начальника 22222 от 20 ноября 2015 года в/звание запаса Долбилин, прибывший из отдела военного комиссариата <адрес>, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту из запаса, с 20 ноября 2015 года зачислен в списки личного состава училища.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от 21 февраля 2017 года административный истец Долбилин зарегистрирован по месту пребывания: <адрес>, то есть при 22222.

Копией гражданского паспорта подтверждается, что Долбилин зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>

Свидетельством о государственной регистрации права от 8 июля 2013 года подтверждается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит административному истцу по праву собственности на основании договора купли-продажи от 24 июня 2013 года.

В судебном заседании административный истец пояснил, что жилых помещений в собственности, на праве пользования или во владении по месту прохождения военной службы, либо в близлежащих к месту службы населенных пунктах он не имеет.

Представитель административного ответчика Медина в судебном заседании также подтвердила, что в учетном деле Долбилина содержатся сведения об отсутствии у административного истца жилых помещений в собственности, на праве пользования или во владении по месту прохождения военной службы, либо в близлежащих к месту службы населенных пунктах.

Таким образом, в судебном заседании из пояснений сторон, исследованных доказательств достоверно установлено, что Долбилин установленным порядком обратился к начальнику отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения. 27 марта 2018 года он был ознакомлен с решением об отказе в принятии его на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения. Основанием для принятия данного решения послужило то, что в представленных Долбилиным документах отсутствовала справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии) в войсковой части 11111 (<адрес>). Справки о необеспеченности с предыдущих мест службы военнослужащего Долбилина находятся в архиве ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ. Жилое помещение, предоставленное Долбилину и членам его семьи в качестве служебного жилого помещения по предыдущему месту прохождения военной службы в <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, было оформлено им в собственность и в дальнейшем отчуждено третьим лицам, то есть административный истец Долбилин реализовал свое право на получение жилого помещения в собственность от государства один раз за период прохождения военной службы по вышеуказанному адресу, и в связи с этим, не может предоставить справку о сдаче данного жилого помещения (<адрес>). В 2015 году административный истец Долбилин вновь поступил на военную службу, восстановившись из запаса, и в настоящее время проходит военную службу в 22222. Зарегистрирован по месту пребывания по месту прохождения военной службы при 22222 по адресу: <адрес> и жилых помещений в собственности, на праве пользования или во владении по месту прохождения военной службы, либо в близлежащих к месту службы населенных пунктах он не имеет. Оформив жилое помещение в <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, в собственность и распорядившись им в дальнейшем, административный истец, вновь поступил на военную службу, и не утратил своего права на обеспечение служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы, поскольку государство гарантирует ему как военнослужащему предоставлением служебного жилья в случае, если военнослужащий не обеспечен жилым помещением по месту службы или в других близлежащих населенных пунктах к месту службы иным жилым помещением.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствие в представленных Долбилиным в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ документах, указанных в уведомлении № от 17 января 2018 года справки о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес> ( справку Долбилин не может предоставить по причине приватизации данного жилого помещения и реализации своего права на получение от государства один раз за период прохождения военной службы жилого помещения в собственность), при наличии таких обстоятельств, объективно свидетельствующих о нуждаемости Долбилина в получении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы (<адрес>), не могло являться безусловным основанием должностного лица для отказа в принятии Долбилина на учет нуждающихся, в предоставлении служебного жилого помещения в городе <адрес>.

На основании изложенного, суд считает необходимым признать действия начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ, связанные с отказом Долбилину во включении в список на предоставление служебного жилого помещения, необоснованными.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд возлагает на начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ обязанность отменить решение от 17 января 2018 года и повторно рассмотреть вопрос о признании Долбилина нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения службы.

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ находится на финансовом обеспечении в Федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», то суд считает необходимым взыскать с отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ через лицевые счета Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу административного истца Долбилина 300 (триста) рублей, которые он уплатил в качестве государственной пошлины за подачу административного искового заявления в Рязанский гарнизонный военный суд.

Руководствуясь ст. ст. 95, 175-177, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

административное исковое заявление военнослужащего 22222в/звание Долбилина И.А. об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», связанных с отказом административному истцу во включении в список военнослужащих, нуждающихся в получении служебного жилого помещения – удовлетворить.

Признать решение начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» от 17 января 2018 года , связанное с отказом Долбилину И.А. во включении в список военнослужащих, нуждающихся в получении служебных жилых помещений, необоснованным.

Обязать начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» отменить решение от 17 января 2018 года и повторно рассмотреть вопрос о принятии Долбилина И.А. на учет военнослужащих, нуждающихся в получении служебных жилых помещений.

Об исполнении данного решения сообщить в суд и административному истцу Долбилину И.А. в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с отделения (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» через лицевые счета Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Долбилина И.А. судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Рязанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу

судья Рязанского гарнизонного

военного суда Е.И. Буторин