ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-45/2018 от 18.04.2018 Брянского гарнизонного военного суда (Брянская область)

Дело № 2а-45/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2018 года город Брянск

Брянский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи ФИО7., при секретаре ФИО4, с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному иску бывшего военнослужащего по контракту войсковой части <данные изъяты>ФИО2, поданному через его представителя, об оспаривании бездействия начальника <данные изъяты><данные изъяты> и начальника отделения <данные изъяты><данные изъяты>, выразившегося в непредоставлении административному истцу жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, -

установил:

ФИО2 по достижении предельного возраста пребывания на военной службе ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас и с ДД.ММ.ГГГГ того же года исключен из списков личного состава войсковой части . С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. Способ обеспечения жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии избрал ДД.ММ.ГГГГ.

Полагая, что выделение субсидии должно происходить с учетом очередности признания военнослужащего нуждающимся в обеспечении жилым помещением, а не очередности написания им рапорта на получение субсидии и, учитывая, что в ДД.ММ.ГГГГ году субсидией обеспечивались военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, признанные нуждающимися в ДД.ММ.ГГГГ году, а ФИО2 до настоящего времени жилищная субсидия не предоставлена, он просит суд:

-признать неправомерными действия начальника отделения <данные изъяты><данные изъяты> и начальника <данные изъяты><данные изъяты>, связанные с невыплатой ФИО2 жилищной субсидии;

-обязать начальника отделения <данные изъяты><данные изъяты> и начальника <данные изъяты> принять решение о выплате ФИО2 субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения с учетом жилищных прав членов его семьи по действующему нормативу.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в административном иске.

Соответчики, уведомленные о времени и месте судебного заседания своевременно и в надлежащей форме, в суд не прибыли, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

В направленных в суд письменных возражениях требования административного иска не признали и просили суд отказать в их удовлетворении.

В обоснование своих возражений начальник отделения <данные изъяты><данные изъяты> (далее - территориальное отделение) сослалась на то, что в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 были актуализированы документы, после чего комплект документов был сформирован и направлен в Управление для рассмотрения и принятия окончательного решения. В ДД.ММ.ГГГГ году продолжается выплата жилищной субсидии военнослужащим, признанным нуждающимся в жилье в ДД.ММ.ГГГГ году, в том числе, имеющим право на получение жилищной субсидии во внеочередном порядке.

Представитель начальника <данные изъяты> (далее - ФИО3 «<данные изъяты>») свои возражения мотивировала тем, что общим принципом при осуществлении жилищного обеспечения является принцип очередности, который, в том числе и в отношении уволенных военнослужащих, определяется датой принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. В случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, что установлено пунктом 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее – Инструкция).

Далее представитель ФИО3 «<данные изъяты>» указала на то, что уведомление о доведении лимитов бюджетных обязательств по статье «Единовременная денежная выплата (субсидия) на приобретение жилого помещения» на ДД.ММ.ГГГГ год поступило в Управление ДД.ММ.ГГГГ. При этом выделенной суммы недостаточно для обеспечения выплаты жилищной субсидии всем нуждающимся очередникам. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди, изъявивших желание получить субсидию, находятся <данные изъяты> военнослужащих, принятых на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ, включая внеочередников с любыми датами принятия на учет. ФИО2, не имеющий статус «внеочердник», в указанном списке состоит под номером <данные изъяты>. По мере поступления бюджетных средств, исходя из очередности, и будет осуществляться жилищное обеспечение ФИО2.

Одновременно с этим представитель ФИО3 «<данные изъяты>» сообщила, что учетное дело ФИО2 поступило из территориального отделения на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ, и в настоящее время оно находится на проверке.

Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что в соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Аналогичный подход сформулирован и в пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280. При этом очередность определяется, исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Согласно пунктам 4, 5 и 7 Порядка предоставления жилищной субсидии, для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей

В течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в предыдущем абзаце, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - финансовый орган).

Как усматривается из выписки из приказа начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, имеющий общую продолжительность военной службы более <данные изъяты> лет, уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части .

Как подтверждается заявлением в территориальное отделение о перечислении жилищной субсидии, указанный способ обеспечения жильем ФИО2 избрал ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным из Единого реестра по жилью для военнослужащих ФИО2 на состав семьи четыре человека состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, избранная форма обеспечения жильем – жилищная субсидия.

Приказом начальника ФИО8 «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок принятия решений о предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 13 Порядка после поступления учетных дел от территориальных отделов в ФИО3 «<данные изъяты>» проводится их проверка. Формирование реестра получателей жилищной субсидии происходит после доведения лимитов.

Уведомлением руководителя <данные изъяты><адрес> и <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ до сведения начальника ФИО9 «<данные изъяты>» доведены лимиты бюджетных обязательств по статье "Единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы".

Согласно подпунктам 13.4 и 13.5 Порядка при формировании реестра в ПИ РО «Алушта» статусы «очередник», «внеочередник», «первоочередник» изменяются на статус «включен в реестр получателей жилищной субсидии», который, в свою очередь, при формировании решений о предоставлении субсидии изменяется на статус «принято решение о выплате жилищной субсидии».

Из представленного ФИО3 «<данные изъяты>» списка военнослужащих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент обращения ФИО2 в суд в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений, и изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией, состоят <данные изъяты> человек (со статусом «очередник» и «внеочередник»). Из них с датой постановки на учет ранее ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> человека, а с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> человека. ФИО2 в указанном списке числится под номером <данные изъяты>.

При этом в указанном списке приведенные статусы еще не изменены, как это установлено пунктами 13.4 и 13.5 Порядка, что свидетельствует о том, что в отношении лиц, состоящих в данном списке и изъявивших желание получить жилищную субсидию в ДД.ММ.ГГГГ году, решение о выплате субсидии на дату представления списка в суд – ДД.ММ.ГГГГ не принято.

Таким образом, перед административным истцом значится <данные изъяты> человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имеет, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у ФИО2, а в силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

При этом, как следует из пункта 5 Порядка предоставления жилищной субсидии, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510, одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.

Учитывая приведенные обстоятельства, следует прийти к выводу, что в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее ФИО2, следует исходить из того, что персонально для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не могло. Напротив, принятие решения о предоставлении истцу и членам его семьи этой субсидии вопреки правам и законным интересам других <данные изъяты> человек, претендующих на получение жилищной субсидии ранее ФИО2, недопустимо.

Как утверждено в пункте 11 указанного Порядка, направление территориальными органами учетных дел с неполным комплектом документов, а также с неопределенной позицией правомерности предоставления субсидии не допускается.

Вместе с этим, постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76 утверждены Правила расчета жилищной субсидии, согласно которым расчет производится, исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения с учетом количества членов семьи и поправочным коэффициентом на выслугу лет военной службы.

Материалами учетного дела ФИО2 подтверждается, что сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений актуализированы им и подписаны всеми членами семьи ДД.ММ.ГГГГ года. Справки о выслуге лет, составе семьи, сведения о регистрации по месту жительства, местах работы и учебы членов его семьи актуализированы в ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно сопроводительному письму территориального отделения от ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело ФИО2 направлено в ФИО3 «<данные изъяты>», что согласуется с сообщением представителя ФИО3 «<данные изъяты>» о поступлении учетного дела административного истца из территориального отделения в Управление ДД.ММ.ГГГГ и нахождении его на проверке.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает бездействия начальников территориального отделения и ФИО3 «<данные изъяты>» по непринятию решения о выплате ФИО2 жилищной субсидии, поскольку в судебном заседании установлено, что они действовали в полном соответствии с порядком предоставления жилищной субсидии, а именно: после доведения ДД.ММ.ГГГГ лимитов бюджетных обязательств сформированный комплект документов с актуализированными данными ФИО2 и членов его семьи территориальным отделением был направлен в ФИО3 «<данные изъяты>», который поступил туда ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время находится на проверке в полном соответствии с пунктом 13.2 Порядка.

Так как права ФИО2 на получение жилищной субсидии должностными лицами жилищных органов не нарушены, требования его административного иска удовлетворению не подлежат.

Довод, изложенный в судебном заседании представителем административного истца, о том, что у лиц, уволенных с военной службы, в части обеспечения жилищной субсидией должны быть преимущества перед действующими военнослужащими, является несостоятельным, поскольку такое законом не предусмотрено.

Его вывод о нелегитимности представленных ФИО3 «<данные изъяты>» списков очередников по тем основаниям, что в одном списке не могут находиться очередники и внеочередники, в отношении последних не указано, почему этим лицам присвоен такой статус, а поэтому следует поставить под сомнение, что ФИО2, действительно, находится предпоследним в списке, - на вышеизложенный вывод суда не влияет, поскольку предметом спора по настоящему делу правомерность действий уполномоченных должностных лиц, связанных с составлением указанных списков, не является.

Как не соответствующий действующему законодательству в области жилищных прав военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, признается судом и довод представителя истца о незаконности нахождения в указанных списках лиц, принятых на учет нуждающихся ранее издания приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 о порядке предоставления жилищных субсидий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 180 и 227 КАС РФ, военный суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты>ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Брянский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю. Зайцева