ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-45/2022 от 09.02.2022 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-45/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Исилькуль 09 февраля 2022 года

Исилькульский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Н.Д. Боронко,

при секретаре В.В. Моляк,

при участии помощника судьи И.А. Ивченкова,

рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №8 по Омской области к Кукарину А. Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №8 по Омской области обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование требований указав, что Кукарин А.Е. является собственником земельного участка, недвижимого имущества и транспортного средства. В соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ, налогоплательщику направлены требования об уплате налога, в которых сообщалось о наличии недоимки и о сумме пени, начисленной на недоимку:

- №14957 от 08.02.2021г. со сроком уплаты до 30.03.2021г.,

- №6812 от 09.02.2021г. со сроком уплаты до 06.04.2021г.,

В соответствии с требованием №14957 от 08.02.2021 задолженность Кукарина А.Е. по транспортному налогу за 2019 г. составила 9282,00 руб., пени – 89,42 руб.

В соответствии с требованием №6812 от 09.02.2021 задолженность Кукарина А.Е. по налогу на имущество за 2019г. составила 16510 руб., пени – 161,39 руб., - земельному налогу за 2019 г. – 8988 руб., пени -87,86 руб.

На основании вышеизложенного, просит суд взыскать с Кукарина А.Е. задолженность по транспортному налогу в размере 9282,00 руб., пени – 89,42 руб., по налогу на имущество в размере 16510 руб., пени – 161,39 руб., по земельному налогу в размере 8988 руб., пени -87,86 руб., а всего подлежит взысканию 35 118, 67 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.

Административный ответчик Кукарин А.Е. в судебное заседание не явился, представил возражения относительно заявленных требований, в которых указал, что в производстве Арбитражного суда Омской области находится дело № А46-17975/2020 о признании должника индивидуального предпринимателя Кукарина А. Е. несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Омской области от 25.12.2020 г. в отношении индивидуального предпринимателя Кукарина А.Е. введена процедура реструктуризации долгов на четыре месяца (до 23.04.2021г.).

Решением Арбитражного суда Омской области от 12.05.2021 г. индивидуальный предприниматель Кукарин А.Е. признан несостоятельным (банкротом), открыта процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев (до 11.11.2021г.).

Определением Арбитражного суда Омской области от 17.11.2021г. срок реализации имущества гражданина в отношении индивидуального предпринимателя Кукарина А.Е. продлен до 11.05.2022 г.

Указывает, что в соответствии с абзацем семь пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Согласно пунктам 1,2 статьи 213.11 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реконструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: - срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим;

-требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Указывает, что исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения; - прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей; - и иные последствия.

Пунктами 5, 6 статьи 213.25 Закона о банкротстве предусмотрено, что с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично. Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях. Порядок удовлетворения требований кредиторов гражданина предусмотрен статьей 213.27 Закона о банкротстве.

Кроме того, налоговым органом, в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области, в рамках рассматриваемого в Арбитражном суде Омской области дела № А46-17975/2020, заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 1532261 руб. 68 коп. Определением Арбитражного суда Омской области от 26.03.2021 г. требования налогового органа признаны обоснованными: - требование в размере 971544 руб. 29 коп. - основной долг, без обеспечения залогом имущества должника, включено во вторую очередь реестра требований кредиторов индивидуального предпринимателя Кукарина А.Е.

- требование в размере 565717 руб. 69 коп., из которых: 392189 руб. 27 коп. - налог, 157797 руб. 72 коп. - пени, 15730 руб. 70 коп. - штраф, без обеспечения залогом имущества должника, включено в третью очередь реестра требований кредиторов индивидуального предпринимателя Кукарина А.Е.

Предъявляемая ко взысканию сумма задолженности в размере 35118,67 руб. уже включена в реестр требований кредиторов должника. При таких обстоятельствах, поскольку требование о взыскании задолженности подано административным истцом не в рамках дела о банкротстве гражданина, а также в связи с тем, что предъявляемая задолженность включена в реестр требований кредиторов, считает, что в удовлетворении административного искового заявления необходимо отказать полностью и прекратить производство по делу.

В дополнение к возражениям по административному исковому заявлению А.Е. Кукарина, его представитель на основании доверенности Е.Е. Нагорная дополнила, что административный истец указывает, что обязанность по уплате налога за 2019 год, возникла после возбуждения дела о банкротстве (принятия заявления 15.10. 2020 года), а именно после 01. 12. 2020 года, поэтому такая задолженность является текущей и подлежит взысканию вне процедуры банкротства. Однако это утверждение является несоответствующим действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно п.1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10. 2002 г. № 127 –ФЗ « О несостоятельности (банкротстве), под текущими платежами понимается в том числе, обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежит включению в реестр требований кредиторов.

В соответствии с п. 6 « Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов и делах о банкротстве и применяемых в этих целях процедурах банкротства», утвержденных президиумом Верховного Суда РФ 20.12. 2016 года (редакция от 26.12. 2018 г), при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой задолженности, следует исходить из момента окончания налогового ( отчетного периода, по результатам которого образовалась задолженность. Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Налоговым периодом, в котором возникла обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц - является 2019 год. Моментом возникновения обязанности по уплате налога является 31. 12. 2019 года.

Согласно Определения Арбитражного суда Омской области по делу № А46-17975/2020 заявление ПАО БАН « ФК Открытие» о признании должника Кукарина А.Е. несостоятельным ( банкротом) принято 15.10. 2020 года, назначено судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику. То есть спорные налоги исчислены за период до возбуждения в отношении административного ответчика ( должника) дела о банкротстве, поэтому относятся к реестровой задолженности.

П. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 23. 09. 2009 г. № 63 « О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» гласит о том, что требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не является текущими платежами.

Исходя из этого, начисленные меры ответственности за нарушение денежных обязательств ( недоимки, штрафы, пени) также не являются текущими и следуют судьбе основного обязательства.

В связи с чем просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Представитель административного истца, относительно возражений Кукарина А.Е. представил суду пояснения, из которых следует, что определением Арбитражного суда Омской области от 15.10.2020г. принято заявление ПАО Банк «ФК Открытие» о признании ИП Кукарина А.Е. несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Омской области от 25.12.2020 г. заявление ПАО Банк «ФК Открытие» признано обоснованным, в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов сроком на четыре месяца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов требования кредиторов па денежным обязательствам об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом о банкротстве.

В соответствии со ст.5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. В рассматриваемом случае заявление принято 15.10.2020.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года № 29 "О некоторых вопросах закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В целях обеспечения наиболее полного поступления обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и недопущения утраты права на взыскание задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам уполномоченный орган в деле о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, предъявляет в установленном порядке все требования Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам, подлежащие включению в реестр требований кредиторов, в соответствии с Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257.

Определением Арбитражного суда Омской области от 26.03.2021 по делу А46- 17975/2020 в реестр требований кредиторов должника включены требования уполномоченного органа в сумме 1532261,68 руб. (вторая очередь реестра требований кредиторов - 971544,29 руб., третья очередь реестра требований кредиторов - 565717,69 руб.)

В возражениях на административный иск административный ответчик указывает, что предъявляемая ко взысканию сумма задолженности в размере 35118,67 руб. уже включена в реестр требований кредиторов.

Вместе с тем, в определении Арбитражного суда Омской области от 26.03.2021г. требования №14957 от 08.02.2021г., №6812 от 09.02.2021г., в качестве документов предъявленных уполномоченным органом в обоснование заявленных требований не обозначены. Указанная в административном иске задолженность, возникла по истечении установленных сроков для добровольной уплаты имущественных налогов и не могла быть включена в реестр требований кредиторов.

Учитывая, что обязанность у административного ответчика по уплате налогов (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество) за 2019 год возникла после возбуждения дела о банкротстве (принятия заявления 15.10.2020), а именно после 01.12.2020 (установленный законодательством срок уплаты налогов), то задолженность является текущей и подлежит взысканию вне процедуры банкротства.

Третье лицо – финансовый управляющий Кукарина А.Е. – Таран А.Б. в судебное заседание не явился, предоставил возражения на административное исковое заявление, при этом указал, что согласно налоговому уведомлению № 7564038 от 03. 08. 2020 г. Кукарин А.Е. обязан оплатить транспортный налог в размере 9282, земельный налог в размере 8988, НДФЛ в размере 34 780, при этом в уведомлении указано, что налоговым периодом является 2019 год.

В силу п. 6 « Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов и делах о банкротстве и применяемых в этих целях процедурах банкротства», утвержденных президиумом Верховного Суда РФ 20.12. 2016 года (редакция от 26.12. 2018 г), при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой задолженности, следует исходить из момента окончания налогового (отчетного ) периода, по результатам которого образовался долг. Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Соответственно, определение уполномоченным органом момента отчета оплаты текущих платежей с даты истечения сроков на добровольную оплату, а именно 02. 12. 2010 года является неверной, поскольку обязанность по уплате налога возникла в день окончания налогового периода – 31. 12. 2019 года.

Спорный налог исчислен за период до возбуждения в отношении должника производства по делу о банкротстве, следовательно относится к реестрой задолженности.

В силу п. 11 Постановления пленума ВАС РФ от 23.07. 2009 г. № 63 ( ред. от 06.06. 2014 г.) « О текущих платежа по денежным обязательствам в деле о банкротстве» требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.

Соответственно, начисленные недоимки, штрафы, пени, также не являются текущими, следуют судьбе основного обязательства, просит в удовлетворении иска, отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 5 ст. 15 КАС РФ, при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик, в том числе, обязан уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы и нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

В силу п. 11 ст. 85 НК РФ, органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

Транспортный налог на территории Омской области введен Законом Омской области от 18.11.2002г. №407-ОЗ «О транспортном налоге». С 01.01.2015г. транспортный налог уплачивается налогоплательщиками в срок, установленный НК РФ, т.к. Законом Омской области от 28.07.2014г. №1652-ОЗ из Закона Омской области «О транспортном налоге» исключена ч.13 ст. 4, предусматривавшая срок уплаты налога на уровне субъекта РФ.

В соответствии со ст. 360 НК РФ, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ, налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

В силу ст. 2 Закона Омской области «О транспортном налоге», налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, указанных в настоящей статье.

Согласно ст. 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из положений ст. 394 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

В силу п.п. 1,2 ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Из материалов дела следует, что Кукарин А.Е. является собственником помещения кондитерского цеха, расположенного по адресу: <адрес>. Также, Кукарин А.Е. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Кроме того, на Кукарина А.Е. зарегистрированы автомобиль марки AT, государственный регистрационный знак М525ХР55 и грузовой автомобиль марки 172422, государственный регистрационный знак .

Таким образом, административный ответчик являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного.

В соответствии с п.п. 2,5 ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Из материалов дела следует, что 03.08.2020г. налоговым органом сформировано налоговое уведомление №7564038 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 9282 руб., пени -89,42 руб., налога на имущество за 2019 год в размере 16510 руб., пени – 161,39 руб., земельного налога за 2019 год в размере 8988,00 руб., пени – 87,86 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 1 ст. 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013г. №248-ФЗ) предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается, в том числе, начислением пени.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом Кукарину А.Е. посредством почтового отправления было направлено требование №14957 по состоянию на 08.02.2021г. об уплате транспортного налога в размере 9282 руб. за 2019г. и пени в размере 89,92 руб. в срок до 30.03.2021.

12.02.2021г. налоговым органом Кукарину А.Е. посредством почтового отправления было направлено требование №6812 по состоянию на 09.02.2021 об уплате налога на имущество за 2019 год в размере 16510 руб., пени – 161,39 руб., земельного налога за 2019 год в размере 8988,00 руб., пени – 87,86 руб., в срок до 06.04.2021г..

Вышеуказанные требования Кукариным А.Е. исполнены не были. Общая сумма задолженности Кукарина А.Е. по указанным требованиям составляет 35118,67 руб.

Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с абз. 3 п.1 абз. 1,2,4 п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

По правилам ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.

Судебный приказ от 24.05.2021 отменен определением мирового судьи судебного участка №99 в Исилькульском судебном районе от 31.05.2021г.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10. 2002 г. № 127 –ФЗ « О несостоятельности (банкротстве), под текущими платежами понимается в том числе, обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежит включению в реестр требований кредиторов.

В соответствии с п. 6 « Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов и делах о банкротстве и применяемых в этих целях процедурах банкротства», утвержденных президиумом Верховного Суда РФ 20.12. 2016 года (редакция от 26.12. 2018 г), при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой задолженности, следует исходить из момента окончания налогового ( отчетного периода, по результатам которого образовалась задолженность. Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Налоговым периодом, в котором возникла обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц - является 2019 год. Моментом возникновения обязанности по уплате налога является 31. 12. 2019 года.

Согласно Определения Арбитражного суда Омской области по делу № А46-17975/2020 заявление ПАО БАН « ФК Открытие» о признании должника Кукарина А.Е. несостоятельным ( банкротом) принято 15.10. 2020 года, назначено судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что спорные налоги исчислены за период до возбуждения в отношении административного ответчика ( должника) дела о банкротстве и поэтому относятся к реестровой задолженности.

Кроме того п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 23. 09. 2009 г. № 63 « О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» гласит о том, что требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не является текущими платежами.

Учитывая, изложенное, суд приходит к выводам, о том, что обязанность Кукарина А.Е. по уплате налогов (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество) за 2019 год возникла до возбуждения дела о банкротстве (принятия заявления 15.10.2020), то задолженность не является текущей, в связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 291-294, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №8 по Омской области к Кукарирну А. Е. о взыскании задолженность по транспортному налогу за 2019г. в размере 9282,00 руб., пени – 89,42 руб., задолженность по налогу на имущество за 2019г. в размере 16510 руб., пени – 161,39 руб., задолженность по земельному налогу за 2019 г. в размере 8988 руб., пени -87,86 руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд Омской области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Н.Д. Боронко