ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4605/17 от 13.07.2017 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-4605/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2017 года <...>

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Кучер Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Войсковой части 16662 в лице командира части ФИО15 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании решения незаконным и возложение обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Войсковая часть 16662 в лице командира части ФИО16 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании незаконным решение от <...> об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здание общежития войсковой части 16662, и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на здание общежития войсковой части 16662.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Территориальное управление Росимущества в Приморском крае своим решением от <...> отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здание общежития войсковой части 16662. С отказом в государственной регистрации права собственности Российской Федерации административный истец не согласен, по следующим основаниям: В целях реализации задач федеральной целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода и комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (дата)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 621, между войсковой частью 16662 и <...>» был заключен государственный контракт <...>. на выполнение работ по капитальному строительству на территории военного городка части общежития на 72 человека для проживания семейных и несемейных сержантов, проходящих военную службу по контракту в войсковой части 16662. Строительство общежития осуществлялось за счет денежных средств федерального бюджета по целевой статье классификации расходов бюджетов по разделам «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 213 «О государственном оборонном заказе» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1055-30. Сведения о земельном участке, на котором расположено здание общежития, внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата (кадастровый номер объекта: ; вид, номер и дата государственной регистрации права: в постоянном (бессрочном) пользовании войсковой части 16662, <...>). Указанный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование - объекты военного назначения. Территориальным управлением Росимущества в Приморском крае при вынесении решения об отказе в регистрации прав на здание общежития случаи, изложенные в ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изучены не были. В соответствии с подп. 56.1 п. 11 Положения в редакции № 21 от 13 декабря 2011 г., действующей на момент ввода в эксплуатацию здания общежития, ФСО России осуществляет полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении федеральных органов государственной охраны. Войсковая часть 16662 как подразделение связи специального назначения ФСО России входит в состав федерального органа государственной охраны и обеспечивает реализацию полномочий ФСО России в пределах своей компетенции. Здание общежития построено в рамках целевой программы на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании войсковой части 16662, является объектом военного городка, т.е. является в соответствии с частью 1 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» охраняемым объектом, на котором осуществляется пропускной режим. Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию здания общежития войсковой части 16662 осуществлено первым заместителем директора ФСО России генерал-полковником ФИО17 на основании доверенности от директора ФСО России от <...>. Следовательно, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию здания общежития войсковой части 16662 осуществлено уполномоченным лицом в установленном законом порядке, а решение Территориального управления Росимущества в Приморском крае об отказе в государственной регистрации прав на здание вынесено незаконно.

Представитель административного истца Войсковой части 16662 по доверенности ФИО18 в судебном заседании требования искового заявления поддержал в полном объеме.

В судебном заседании административный ответчик представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае по доверенности ФИО19. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что с разрешением на строительство и ввод объекта в эксплуатацию истец в администрацию Уссурийского городского округа не обращался. В письме Территориального управления от <...> отсутствует отказ в регистрации права собственности РФ, а имеется лишь ссылка на то, что отсутствуют необходимый пакет документов для регистрации права на объект. В частности Территориальное управление считает, что разрешение на строительство и на ввод общежития в эксплуатацию, выданное заместителем войсковой части <...> не является заключением компетентных органов. Если войсковая часть полагает, что документы для регистрации права собраны в полном объеме, то ничто не мешает войсковой части самостоятельно обратиться в Арбитражный суд Приморского края за защитой нарушенного права, с привлечением Территориального управления в качестве третьего лица на стороне истца. Тем более, что имеется сложившаяся в этой части судебная практика (дела за №№ <...>). Просил в заявленных требованиях отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.

Из материалов дела следует, что в целях реализации задач федеральной целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода и комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту дата)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 621, между войсковой частью 16662 и <...>» был заключен государственный контракт <...>. на выполнение работ по капитальному строительству на территории военного городка части общежития на 72 человека для проживания семейных и несемейных сержантов, проходящих военную службу по контракту в войсковой части 16662.

Строительство общежития осуществлялось за счет денежных средств федерального бюджета по целевой статье классификации расходов бюджетов по разделам «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 213 «О государственном оборонном заказе» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1055-30.

Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию здания общежития войсковой части 16662 осуществлено первым заместителем директора ФСО России генерал-полковником ФИО20 на основании доверенности от директора ФСО России от <...>

Сведения о земельном участке, на котором расположено здание общежития, внесены в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата (кадастровый номер объекта: ; вид, номер и дата государственной регистрации права: в постоянном (бессрочном) пользовании войсковой части 16662, <...>). Указанный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование - объекты военного назначения.

дата. командир Войсковой части 16662 ФИО21 обратился с обращением в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае об оформлении права собственности Российской Федерации на здание общежития войсковой части, расположенного по адресу: <адрес>

Письмом от <...> Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае сообщило о том, что согласно п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами. В нарушение указанной статьи, в приложенном пакете документов представлены копии разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, выданные заместителем войсковой части <...>ФИО23 После предоставления надлежащих документов, Территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса по существу.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Исходя из смысла указанной нормы, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, в том числе осуществляет судебную защиту нарушенных прав в отношении закрепленного за ним имущества.

В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных учреждений, зарегистрированных на территории Приморского края.

Пунктом 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что одним из оснований для государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции: гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную <...>, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, для создания объекта недвижимости с соблюдением закона и иных правовых актов необходимо получение разрешения на его строительство и разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка на территории округа является администрация Уссурийского городского округа.

С разрешением на строительство и ввод объекта в эксплуатацию истец в администрацию Уссурийского городского округа не обращался.

Анализируя ответ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, суд приходит к выводу, что в письме Территориального управления от <...> отсутствует отказ в регистрации права собственности РФ, а имеется лишь ссылка на то, что отсутствуют необходимый пакет документов для регистрации права на объект. Разрешение на строительство и на ввод общежития в эксплуатацию, выданное заместителем войсковой части 54799, не является заключением компетентных органов.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.

Учитывая, что в судебном заседании не установлено нарушение Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае прав и законных интересов истца, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Войсковой части 16662 в лице командира части ФИО24 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании незаконным решения от <...> об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здание общежития войсковой части 16662, и возложение обязанности, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 18.07.2017г.

Судья Н.А.Буланова