ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4608/18 от 19.07.2018 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-4608/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2018 года город Владивосток,

ул. Адмирала Фокина, д.23А

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Кучер Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Даньшиной Антонины Михайловны в лице представителя по доверенности Селифанова Сергея Вячеславовича к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю) о признании распоряжения и решения незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Даньшина А.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконными распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 26.12.2016 № 1335-вр «Об отмене распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от дата-вр» и решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от дата об отказе в предоставлении Даньшиной А.М. земельного участка в собственность бесплатно.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что на основании обращения Даньшиной А.М. от дата, учитывая, что заявитель является ветераном Великой Отечественной войны (удостоверение серия ВВ от дата), на основании подп. 2 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ, п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края издано распоряжение от 21.12.2016 № 1302-вр «О предварительном согласовании предоставления Даньшиной А.М. земельного участка, местоположения участка: <адрес>, в районе <адрес>». На основании распоряжения департамента от дата-вр, участок за счет заявителя был поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата. датаФИО3 обратилась в департамент с заявлением в дополнение к обращению от дата о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, ранее ей предварительно согласованного департаментом и поставленного ею на государственный кадастровый учет. дата департаментом принято решение об отказе в предоставлении земельного участка. Заверенная копия указанного письма была получена дата, что является датой, когда административная истица узнала об отказе. Издание департаментом оспариваемого распоряжения было вызвано нахождением внутри утвержденного земельного участка самовольных построек. По поводу самовольных построек, размещенных на участке незаконно неустановленными лицами, ФИО3 A.M. заблаговременно обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с жалобой на действия неустановленных лиц. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>дата был составлен акт административного обследования объекта земельных отношений (земельного участка) с кадастровым номером . Актом было установлено, что в границах земельного участка возведены строения, хозяйственные постройки, капитальный гараж, металлические гаражи и контейнеры, автомобильная эстакада. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Часть территории используется в целях огородничества. Факт расположения на земельном участке самовольных объектов не свидетельствует об их законном размещении. В границах испрашиваемого Даньшиной A.M. земельного участка объекты недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет и (или) зарегистрировано право отсутствуют. Оспариваемыми решением от дата и распоряжением департамента нарушено право Даньшиной A.M. на получение земельного участка, предусмотренное п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ.

Административный истец Даньшина А.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Представитель административного истца Даньшиной А.М. по доверенности Селифанов С.В. требования административного искового заявления подержал в полном объеме.

В судебном заседании административный ответчик – представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Сыроватская Ж.Г. против удовлетворения заявленных требований возражала в полном объеме, указав на то, что распоряжение отменено в соответствии с требованиями законодательства, поскольку в ходе выезда установлено нахождение капитальных строений, хозяйственных построек. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо – представитель лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно материалам дела, дата. Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края издано распоряжение -вр «О предварительном согласовании предоставления ФИО3 земельного участка, местоположения участка: <адрес>, в районе <адрес>».

На основании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от дата-вр, участок за счет заявителя поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата

датаФИО3 обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> с заявлением в дополнение к обращению от дата о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 2500кв.м, вид разрешенного использования: ведение дачного хозяйства, садоводства, в собственность бесплатно.

дата Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес> за принято решение об отказе ФИО3 в предоставлении земельного участка, местоположения участка: <адрес>, в районе <адрес>, так как на испрашиваемом земельном участке расположены капитальные строения «КН» (в том числе: капитальный гараж, капитальное сооружение), деревянные строения «Ж», «Н», «Тепл» (в том числе: деревянные дома, имеющие окна, двери, дымовые трубы, сараи, навесы, дровеник, курятник, теплица), металлические строения «МН» (в том числе: металлический гараж, контейнер, автомобильная эстакада), огороды, также участок по периметру огорожен забором (металлическим, деревянным, частично сеткой рабицей). Однако, правоустанавливающие документы на какие-либо объекты не представлены.

дата Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края издано распоряжение -вр «Об отмене распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от дата-вр».

Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого распоряжения и решения не соответствующими требованиям действующего законодательства в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

Согласно п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (п. 1 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2 части первой); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3 части первой); обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 4 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (пункт 6 части первой).

Положения настоящей статьи не применяются в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса (пункт 1 части седьмой).

Согласно статье 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7); Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (часть 14); лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ (часть 15); решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (часть 16).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Закон Приморского края от 29 декабря 2003 года № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в соответствии с настоящим Законом в собственность ветеранам Великой Отечественной войны для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, дачного хозяйства.

Из материалов дела судом установлено, что дата. Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес> издано распоряжение -вр «О предварительном согласовании предоставления ФИО3 земельного участка площадью 2500 кв.м, местоположение участка: <адрес>, в районе <адрес>».

дата Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края за принято решение об отказе ФИО3 в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

дата. Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края издано распоряжение -вр «Об отмене распоряжения департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от дата-вр».

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).

Поскольку в ходе выезда на испрашиваемый земельный участок установлено нахождение на испрашиваемом земельном участке капитальных строений «КН» (в том числе: капитальный гараж, капитальное сооружение), деревянных строений «Ж», «Н», «Тепл» (в том числе: деревянные дома имеющие окна, двери, дымовые трубы, сараи, навесы, дровеник, курятник, теплица), металлических строений «МН» (в том числе: металлический гараж, контейнер, автомобильная эстакада), огорода, также ограждения по периметру забором (металлическим, деревянным, частично сеткой рабицей), Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес> обоснованно отказано ФИО3 в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Ссылка заявителя на то, что не представлено доказательств, подтверждающих право на постройки как объекты недвижимости, не опровергает выводы о занятости испрашиваемого земельного участка.

Факт нахождения на испрашиваемом земельном участке строений подтверждается актом осмотра земельного участка с кадастровым номером 2631 от дата, фотоотчетом, обзорной схемой.

Согласно пояснениям ответчика в судебном заседании, на испрашиваемом Даньшиной А.М. земельном участке проживает мужчина.

К представленному в судебном заседании заключению специалиста от дата суд относится критически, поскольку заключение специалиста проводилось по запросу Даньшиной А.М., заинтересованной в предоставлении испрашиваемого земельного участка, без привлечения представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.

Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ при соблюдении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции РФ и федеральных законов.

Согласно ст.3.1 ФЗ № 184-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам принимаемых (принятых) ими законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

По смыслу приведенных норм и их совокупности, правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами исполнительной власти субъектов РФ, принявших соответствующий правовой акт, в случаях, если они были приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.

Орган исполнительной власти, исполняя административные функции, вправе проводить самоконтроль за законностью принимаемых актов и решений, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в связи с чем, компетентный орган, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт.

При этом действующее законодательство не содержит прямых запретов на внесение органом, издавшим в пределах своих полномочий правовой акт, изменений и дополнений, а также отмену этого акта.

Поскольку Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края установлено, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц, на нем располагаются строения, в том числе капитальные, у Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края имелись все полномочия для отмены изданного распоряжения от 21.12.2016 № 1302-вр «О предварительном согласовании предоставления Даньшиной А.М. земельного участка, местоположение участка: <адрес>

В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Анализируя действия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выразившиеся в издании оспариваемого распоряжения от дата-вр «Об отмене распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21.12.2016г. № 1302-вр», и принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, суд приходит к выводу, что действия Департамента являются законными и обоснованными, основанными на требованиях действующего законодательства.

В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Даньшиной Антонины Михайловны в лице представителя по доверенности Селифанова Сергея Вячеславовича к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю) о признании незаконными распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от дата. №324-вр и решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка для ведения дачного хозяйства, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 24.07.2018г.

Судья Н.А.Буланова